Советский Союза обладал мощной экскаваторостроительной отраслью. Около двух десятков отраслевых заводов выпускали экскаваторы разных классов: от самых маленьких на базе сельхозтракторов до карьерных шагающих гигантов массой в несколько тысяч тонн. Предприятия были разбросаны по территории СССР – от Ленинграда и Киева до Красноярска и Ташкента.
Одним из ведущих предприятий того времени был Костромской экскаваторный завод "Рабочий металлист". За свою долгую историю – с 1933 по 2006 год – это предприятие выпустило десятки тысяч экскаваторов разных моделей. Однако наибольшее распространение получили машины серии Э-10011 и модернизированная версия ЭО-5111Б. Эти экскаваторы еще не так давно были широко распространены и даже в наши дни их можно встретить на объектах.
Во второй половине 50-х годов на заводе велась активная работа над экскаватором Э-10011, который должен был сменить на конвейере предшественника Э-801. В 1958 году новая модель был представлен на государственные испытания. После испытаний новинка была рекомендована к серийному производству, и в 1960 году завод приступил к ее выпуску.
По сравнению с Э-801 на экскаваторе Э-10011 емкость ковша была увеличена с 0,8 до 1 м3, средняя производительность выросла до 200 м3/ч. При этом машина потяжелела до 32 т. Устанавливавшийся первоначально 100-сильный двигатель КДМ-100 к середине 60-х годов был заменен мотором Д-108 мощностью 108 л.с. Управление экскаватором имело пневмопривод. В качестве сменного оборудования предлагались прямая и обратная лопаты, грейфер, драглайн и кран грузоподъемностью 15 т.
Главным новшеством экскаватора был гидродинамический привод: между дизелем и трансмиссией был установлен гидротрансформатор, обеспечивающий ряд преимуществ. Благодаря ему передачи надежно предохранялись от чрезмерных перегрузок, автоматически изменялись силовые и скоростные параметры, лучше использовалась мощность двигателя, машина эффективнее работала с крановым оборудованием.
Экскаватор Э-10011АВ 1964-1965 гг. была проведена модернизация экскаватора Э-10011, результатом которой стала модель Э-10011А. Опытный образец улучшенной машины завод изготовил в конце 1964 года, а переход на ее серийный выпуск осуществил с IV квартала 1965 года.
Конструкция обновленного экскаватора Э-10011А была значительно усилена. При модернизации наиболее существенные изменения внесены в базовые узлы рабочего оборудования. Существенно были усовершенствованы компрессор и втулочно-роликовые цепи. В ходовой тележке отказались от неразъемного сварного соединения средней и гусеничных рам. В эксплуатации такое соединение оказалось недолговечным и затрудняло агрегатный ремонт ходовой тележки. Разъемное соединение на болтах оказалось лучшим решением. Подверглось коренной переработке оборудование прямой лопаты, также было усовершенствовано оборудование обратной лопаты, драглайна и кранового оборудования. Ввиду серьезных нареканий на качество гидротрансформатора его изготовитель – Московский машиностроительный завод им. М.И. Калинина – значительно улучшил его конструкцию.
Благодаря повышению технического уровня и повышению качества гарантийный срок вырос по сравнению с Э-10011 на 50%. В остальном на экскаваторе Э-10011А сохранилась агрегатная база предыдущей модели, перечень сменного рабочего оборудования и основные рабочие характеристики. Вес модернизированного экскаватора составил 35 т.
Изжив детские болезни предшественника, Э-10011А стал одной из самых удачных моделей костромского экскаваторного завода. В 1965 году за достигнутые успехи и в связи с 50-летием предприятия завод "Рабочий металлист" был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Со второй половины 60-х годов костромские экскаваторы стали экспортироваться в ГДР, Венгрию, Болгарию, Румынию, на Кубу, во Францию, ОАЭ и другие страны. В дальнейшем техника завода "Рабочий металлист" поставлялась в 43 страны мира. В 1967 году производство экскаваторов на костромском заводе достигло 1200 штук ежегодно.
Экскаватор Э-10011АС в северном исполненииДля северных регионов страны на базе экскаватора Э-10011А была разработана модификация Э-10011АС, предназначенная для работы при температурах до –60 градусов. Э-10011АС имел одинаковую с Э-10011А конструкцию основных узлов, кинематическую схему и рабочие параметры. В нем был сохранен полный комплект сменного рабочего оборудования серийной машины, кроме того, дополнительно введено копровое оборудование. В металлоконструкциях применялись марки сталей, а также использовались технологии литья, сварки и термообработки, обеспечивающие нормальную работу при температуре до –60 градусов. Для облегчения запуска дизеля при температуре ниже –40 градусов устанавливался предпусковой подогреватель. Была улучшена герметизация кузова над двигателем, организован забор воздуха их подкапотного пространства. Увеличены емкости топливных баков из расчета непрерывной работы экскаватора в течение 3-4 смен без дозаправки. Вдвое повышена мощность генератора.
Обратите внимание: Обновленная Лада 4х4: самый детальный обзор.
Установлены две теплоизолированные аккумуляторные батареи, а также две дополнительные противотуманные фары. Кабина машиниста сделана большего объема, выполнена отдельно от кузова, теплоизолирована и оснащена дополнительным откидным сиденьем для помощника машиниста. Лобовое стекло кабины имело обратный угол наклона, препятствующий налипанию снега и осаждению пыли. Вес экскаватора с прямой лопатой составлял 36,5 т. На протяжении 70-х годов этот экскаватор серийно производился небольшими партиями.Экскаватор Э-10011Д 1970 года выпуска, работавший до недавних порВ 1970 году костромской экскаваторный завод в очередной раз модернизировал базовую модель экскаватора Э-10011А, поставив на конвейер усовершенствованную версию Э-10011Д. В отличие от предшественника, грузоподъемность новинки в крановом исполнении повысилась до 16 т. В 1975 году экскаватору Э-10011Д был присвоен Государственный Знак качества. На базе Э-10011Д выпускалась северная модификация, ЭО-5111АС.
Обозначение модели на экскаваторах Э-10011, Э-10011А и Э-10011Д выполнялось на внушительных размеров литой металлической пластине, закрепленной на боковине кузова. Мемориальная доска, а не заводская табличка!На базе экскаватора Э-10011Д в северном исполнении в начале 70-х годов по заказу Министерства газовой промышленности был создан экскаватор Э-10011ГС, спроектированный с учетом специальных технических требований данной отрасли. Он предназначался преимущественно для разработки траншей под укладку магистральных газопроводов с диаметром труб до 2,5 м. Основными сменными видами рабочего оборудования являлись обратная лопата и драглайн. Для сокращения времени переброски машины по трассе строительства газопровода скорость передвижения экскаватора по сравнению с серийной машиной была увеличена в 1,5 раза и составляла 3 км/ч, а среднее удельное давление на грунт снижено до 0,8 кгс/см2. Последнее достигнуто за счет увеличения ширины гусеничной ленты с 600 до 650 мм без конструктивных изменений ходовой рамы. Машина была рекомендована к серийному производству, однако выпускалась ли она на самом деле, вопрос.
Экскаватор Э-10011ГС, созданный по заказу Министерства газовой промышленностиВ 1977 году взамен экскаватора Э-10011Д был запущен в серию модернизированный вариант Э-10011Е. На этом экскаваторе была изменена кинематическая схема в части механизма изменения вылета стрелы, также увеличена прочность основных деталей механизмов, повышена надежность и долговечность фрикционных муфт лебедки. Был усовершенствован поворотный механизм, увеличена прочность ковша прямая лопата, внедрен новый ковш обратная лопата, повышена надежность пневмопривода, кабина имела теплошумоизоляцию, применен беспедальный пульт управления, двигатель устанавливался на виброамортизационных опорах.
В 1977 году экскаватору Э-10011Е присвоили Знак качества. В октябре 1980 года с конвейера сошел юбилейный, 30-тысячный костромской экскаватор, им стал Э-10011Е под № 3590. Машина продержалась в серийном производстве до начала 80-х годов.
Экскаватор Э-10011ЕЭкскаватор Э-10011Е стал базовым для северной модификации, получившей обозначение Э-10011ЕХЛ (ЭО-5111ЕХЛ). Первые 20 таких машин были выпущены в марте 1980 года. Большинство из них направлено строителям БАМа. Эта модель выпускалась небольшими партиями на протяжении 80-х годов и во второй половине 80-х была снята с производства.
На рубеже 70-80-х годов экскаваторные заводы Минстройдормаша активно включились в кампанию по созданию экскаваторов на гусеничном ходу тракторного типа. Гусеничный ход тракторного типа с цевочным зацеплением имеет ряд преимуществ перед гусеничным ходовым устройством с гребневым зацеплением и с литыми гусеничными звеньями. Долговечность такого хода примерно в 10 раз выше (1500 км против 150 км соответственно). При всех своих достоинствах гусеничный ход тракторного типа увеличивает массу экскаватора на 10-15%. Сделанные расчеты подтверждали, что увеличение массы экскаватора и первоначальные затраты дополнительного проката окупятся за счет снижения потребности в запасных частях.
Экскаватор ЭО-5115 на гусеничном ходу тракторного типаКостромской экскаваторный завод также разработал модель на гусеничном ходу тракторного типа. Опытный экскаватор ЭО-5115 сделали на базе выпускаемой в то время модели Э-10011Е. По сравнению с исходным экскаватором новинка, оснащенная таким ходовым устройством, стала тяжелее на 2,6 т. В источниках, датированных серединой 80-х годов, есть информация, что ЭО-5115 выпускался серийно. Хотя, скорее всего, все "серийное производство" ограничилось небольшой партией этих экскаваторов для отчетности перед министерством. Лишние 2,5 т дефицитной стали для устаревшей модели механического экскаватора, который в ближайшие годы планировалось заменить новой моделью с гидроприводом, не вписывались в лозунг тех лет "Экономика должна быть экономной".
Ранняя (верхнее фото) и поздняя (нижнее фото) версии экскаватора ЭО-5111Б, внешне различающиеся остеклением кабиныПоследним вариантом модернизации экскаватора Э-10011, осуществленной в начале 80-х годов, стала модель ЭО-5111Б. Модернизация была направлена на увеличение надежности, долговечности и улучшение эксплуатационных показателей. Был внедрен ряд усовершенствований в агрегатную базу. Также была повышена комфортабельность кабины: установлены панели из шумопоглощающих материалов, применены уплотнения для защиты от вибрации и шума, установлено верхнее стекло больших размеров и без изгибов, а переднее стекло не имело перемычки. Первоначально на ЭО-5111Б применялся 108-сильный дизель Д-108, впоследствии замененный 140-сильным мотором Д-160Б. Как и предшественникам Э-10011Д и Э-10011Е, экскаватору ЭО-5111Б был присвоен Знак качества.
Эта машина, ставшая знаковой для костромского экскаваторного завода "Рабочий металлист", находилась в серии до конца 90-х годов, завершив историю экскаваторов серии Э-10011, продержавшихся в производстве почти 40 лет. В 90-е годы на базе ЭО-5111Б в небольшом количестве выпускалась модификация ЭО-5116-3, отличавшаяся удлиненным гусеничным ходом, имевшим восемь опорных катков вместо шести.
ЭО-5116-3 -модификация экскаватора ЭО-5111Б, отличающаяся удлиненным гусеничным ходомДоводилось ли вам встречать экскаваторы серии Э-10011 и ЭО-5111Б или вы работали на них? Поделитесь своим мнением.
- Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
Если вы пропустили интересующие вас публикации, для вашего удобства есть Путеводитель по каналу (ЖМИТЕ).
#экскаватор #машина #завод #строительство #ссср #техника #история #кострома
Больше интересных статей здесь: Совет.
Источник статьи: Самый известный костромской экскаватор.