Экскаваторы UDS

Чехословацкие планировщики UDS известны в нашей стране уже 45 лет. Не сомневаюсь, что многие видели эти машины в действии, а некоторые работали на них. За уникальные свойства УДС'ки получили прозвище «золотая ручка». Эти экскаваторы были очень распространены в Советском Союзе, пик поставок пришелся на 80-е годы.

Экскаваторы UDS производились на машиностроительном заводе в словацком городе Тысовец. Строительство этого предприятия (первоначально называвшегося «Стройстав») началось в 1965 году, а уже в 1967 году было освоено производство стационарных бетономешалок.

В 1969 году завод «Тисовце» вошел в состав производственного объединения ЗТС «Детва». В этом же году начато производство кабельных копателей Д 032а. В качестве базового шасси для них использовался автомобиль Tatra 138. С 1972 года эти экскаваторы выпускаются на шасси Tatra 148.

Кабельный траншеекопатель D 032a на шасси Tatra 148

В 1974 году предприятие освоило выпуск первого фуговально-гидравлического экскаватора с телескопической стрелой Сатур 051 К на базе самоходного пневмоколесного шасси. Однако эта машина продержалась в производстве всего два года.

Экскаватор с телескопической стрелой Satur 051 K

В 1976 году завод начал выпускать планировочные экскаваторы УДС 110а и УДС 113а на шасси Татра 148, а также УДС-110п на гусеничном ходу. Благодаря телескопической стреле и механизму поворота ковша на 360 градусов (чего не было ни у одного из советских планерных экскаваторов) экскаваторы УДС можно было использовать не только для сортировочных работ, но и в стесненных условиях, труднодоступных местах. Например, при проведении земляных работ под мостами, засыпке пазух фундаментов, подаче материалов через проемы в стенах и под низкими потолками, рытье под трубами и коммуникациями и т д приводились в действие катки, удлинители стрелы, грейферы и гидравлическое оборудование экскаватора дизельным двигателем Zetor мощностью 120 л.с.

Экскаватор гусеничный планировщик УДС-110п
Брошюра для планировщика экскаватора УДС 110а

Модель УДС 113а была практически полным аналогом УДС 110а, но отличалась от нее наличием функции управления движением экскаватора из кабины. За эту передовую конструкцию UDS 113a получил золотую медаль на Международной выставке в Брно в 1976 году.

УДС 110а на шасси Tatra 148 в Горьком

Из всей троицы - УДС 110а, УДС 113а и УДС-110п - самым массовым становится экскаватор УДС 110а на шасси Татра 148. Поставки в Советский Союз начались во второй половине 70-х годов.

Один из последних сохранившихся в России экскаваторов УДС 113а на шасси Татра 148 1980 года выпуска, «прописанный» в Санкт-Петербурге. Апрель 2006 г. Фото Макса Чернявского

В 1983 году, когда на смену «Татре 148» пришел грузовик «Татра 815», Тисовецкий завод приступил к выпуску экскаватора-грейдера УДС 114а на новом шасси. Именно эта модель была пиком производства в 1980-е годы, когда компания ежегодно выпускала 500 экскаваторов, большая часть которых отправлялась в СССР.

УДС 114а на шасси Татра 815 начала 80-х годов на заводе в Тысовце. Фотография сделана автором статьи в 2005 году
УДС 114а на шасси Tatra 815 90-х годов (модель с ранним вариантом конструкции надстройки)

В 1995 году завод CSM Tisovec (так он стал называться после приватизации) освоил выпуск более совершенного планировочного экскаватора UDS 214 на шасси Tatra 815. Эта машина стала результатом развития модели УДС 114а. На нем, в отличие от предшественника, вместо механического рычага использовалось джойстиковое управление. Словацкая и чешская гидравлика заменена на немецкую Bosch Rexroth. Cummins или Deutz предлагались в дополнение к базовому двигателю Zetor. Угловатая надстройка экскаватора была заменена более эстетичным сочетанием кабины и капота. Модификация УДС 214.11 была оснащена функцией микродвижения, УДС 214.22 - без такой функции.

УДС 114а на шасси Tatra 815 на заводе CSM Tisovec в 2005 г
УДС 114 на шасси Tatra 815 TERRNo1 (модель с надстройкой второй половины 90-х)

Кроме того, завод изготовил переходную модель UDS 114R, которая использует гидравлическое управление, но сохраняет словацкую и чешскую гидравлику, а также двигатель Zetor.

Кстати, несмотря на то, что завод выпустил новую модель УДС 214, предыдущая модель УДС 114а выпускалась еще десять лет.

В первой половине 2000-х компания CSM Tisovec предприняла попытку запустить малогабаритный планировочный экскаватор UPS 112 на самоходном пневмоколесном шасси. Масса этой машины была почти в два раза меньше, чем у УДС 214 — 12 тонн против 22,8 тонны, но в массы эта модель так и не пошла.

Копатели-планировщики UPS 112

Во время создания UPS 112 я посетил объект CSM Tisovec. Интересно, что рассматривался даже вариант малогабаритного экскаватора на шасси ЗИЛ(!) что могло бы способствовать повышению спроса в России, являющейся основным потребителем словацких планерных экскаваторов. Однако руководство компании не приняло во внимание желание вылечить ЗИЛ.

В 2007 году компания модернизировала выпускаемые модели УДС 214 и УДС 114р. Несмотря на то, что индексы автомобилей не изменились, их внешний вид и внутреннее наполнение претерпели значительные изменения. Пластиковое оперение и новая кабина стали соответствовать современным требованиям технической эстетики. Двигатель John Deere мощностью 141 л.с в стандартной комплектации и гидравлика Bosch Rexroth.

UDS 114r версия модели 2007 года на шасси Tatra 815 TERRNo1

Помимо планировочных экскаваторов на автомобильном шасси, в производственную программу завода в период 1990-2000-х годов входили модели на пневмоколесном шасси - УДС 232 и на гусеничном шасси - УДС 211. А для армии создали тральщик УОС 155 с экскаватором УДС, установленным на базовом танке.

УДС 232 (ранняя версия)
УДС 232 (поздняя версия)
УДС 211 (ранняя версия)
УДС 211 (поздняя версия)
УОС 155

С прекращением производства Tatra 815 экскаватор UDS стал устанавливаться на новые гражданские шасси Tatra 158 Phoenix, а также на военные Tatra Force (T 815-7).

УДС 214 на шасси Tatra 158 Phoenix
УДС 214 на шасси Tatra Force (T 815-7)

Хотя в основном экскаваторные агрегаты УДС монтируются на шасси Tatra, есть опыт использования европейских грузовиков, а также наших - КАМАЗ-53228, Урал-4320, КрАЗ-65101/КрАЗ-65053.

УДС 114 на шасси MAN
УДС 114 на шасси КАМАЗ-53228 (ранний вариант)
УДС 114 на шасси КАМАЗ-53228 (поздний вариант)
УДС 114 на шасси Урал-4320
УДС 114 на шасси КрАЗ-65053

Кроме того, на гусеничном шасси была установлена ​​экскаваторная техника – на трактор 662-сб5-03 Курганмашзавода и плавающий снегоболотоход ТТМ-69021Э Нижегородского транспортного завода".

УДС 114 на шасси трактора 662-сб5-03
УДС 114 на шасси снегоболотохода ТТМ-69021Э

Интересно, что на отечественные шасси устанавливались не только комплектные экскаваторные агрегаты УДС. В частности, в 2010 году Тверской экскаваторный завод по заданию заказчика из нефтегазовой отрасли разработал планировщик экскаватора ТЭП-18 на шасси КАМАЗ 6х6. От «Словака» этот экскаватор получил только стрелу, все остальное делали на Тверском заводе. Двигатель был установлен в Минске - Д-245С2. ТЭП-18 выпускался малой партией, во второй половине 2010-х снят с производства.

Планировщик экскаватора ТЭП-18

Возвращение завода «Тверской экскаватор» к теме экскаватора-планировщика произошло в 2019-2020 годах. В этот период тверское предприятие закупило у Тисовецкого завода комплектный экскаваторный агрегат УДС 114 и установило его на шасси «Урал NEXT». Эта машина получила обозначение E 210 TS. В течение года Тверской Экскаватор планировал полностью локализовать эту модель (к сожалению, пока не локализовали).

Экскаватор-планировщик Э 210 ТС на шасси "Урал NEXT"

Некоторое время назад у завода «Тисовец» сменился владелец, теперь эта компания называется CSM Industry. В 2021 году производитель представил свою последнюю разработку – экскаватор-грейдер УДС-224 на базе шасси КАМАЗ-43118. Принципиальным отличием этой машины от ранее выпускавшихся аналогов является гидравлический привод экскаваторного оборудования от двигателя к базовому шасси. Благодаря этому новая машина стала не только экономичнее в эксплуатации, но и, что немаловажно, компактнее. Уменьшенный задний свес поворотной платформы позволяет использовать экскаватор в ограниченном пространстве. Теперь при дорожных работах машина в рабочем положении занимает только одну полосу и не мешает другой полосе.

Экскаватор-планировщик УДС-224 на шасси КАМАЗ-43118

Как и в советское время, российский рынок был приоритетным для завода из города Тысовец до недавних событий. Хотя по сравнению с 2000-ми годами, когда был пик строительного бума, в нашу страну поставлялось более 100 планерных экскаваторов в год, в дальнейшем объемы поставок значительно сократились.

Вы знакомы с экскаваторами UDS? Поделитесь своим мнением.

  • Спасибо за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на сайт "Строительная техника и транспорт" и рекомендуйте его своим друзьям.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Экскаваторы UDS.