Как говорится, охотник и зверь бегут. Как я мог подумать, что в 2023 году встречу мегаредкий советский экскаватор, снятый с производства 40 лет назад! Оказалось, что такой экземпляр сохранился до наших дней, причем сохранился он не в виде ржавого скелета, а в очень хорошем с точки зрения музейного дела состоянии. Конечно, щас на ней землю копать не поедешь (необходим капитальный ремонт), но все же по комплектности машина никуда не годится.
Во время моей последней поездки на Галичский автокрановый завод (о котором я рассказывал ЗДЕСЬ) я обнаружил на территории этого предприятия гусеничную машину Е-5015А, пожалуй, единственную сохранившуюся в России. Во всяком случае, последний раз я сталкивался с таким устройством лет 10 назад, к сожалению, в сломанном состоянии.
Сохранившийся до наших дней экскаватор Э-5015А был произведен на экскаваторном заводе в Галиче в 1983 году, в переходный период, когда Галичский завод перепрофилировался с экскаватора на автокран.
Кратко напомню историю того периода, когда Галичский завод был экскаваторным. Производство экскаваторов на предприятии началось в 1961 году. Первой была модель Е-1513 на шасси самоходного трактора Т-16, выпускавшаяся в Харькове. В 1963 году завод приступил к выпуску гусеничного экскаватора Э-157 с удлиненным, удлиненным ходом.
Обратите внимание: Спецверсии экскаваторов Костромского завода.
При весе всего 5,5 тонн это был самый маленький полноповоротный экскаватор в СССР. В середине 60-х компания выпустила свой первый гидравлический гусеничный экскаватор Е-2513. Эта машина прошла государственные приемочные испытания, но серийно не производилась. С 1969 года основной продукцией стал экскаватор Э-2515 на базе трактора МТЗ-5. В последующие годы эта модель неоднократно модернизировалась и выпускалась до начала 80-х годов, до того времени, когда завод стал автокраном.Сохранившийся до наших дней на Галичском автокрановом заводе гусеничный экскаватор Э-5015А выпускается со второй половины 70-х годов параллельно с экскаваторами серии ЭО-2621 на базе трактора ЮМЗ-6. На 12-тонный Е-5015А устанавливался 75-сильный дизель СМД-14. Экскаватор поставлялся с обратной лопатой вместимостью 0,5 м3 или с грейфером.
Очень надеюсь, что в будущем Галичский автокрановый завод восстановит этот ценнейший экземпляр, как часть его славного исторического прошлого. Кстати, рядом с экскаватором стоит первый галичский автокран КС-4572, который тоже напрашивается на историческую выставку.
Хочу добавить, что краностроительное предприятие «Кудесник» уже имеет пример сохранения исторического наследия: на Клинцовском автокрановом заводе отреставрирован и установлен в качестве памятник.
Подробнее об истории завода экскаваторов в Галиче читайте ЗДЕСЬ.
- Вы знаете такие экскаваторы? Напишите в поле для комментариев.
Если вам понравилась статья, поддержите лайком, это важно для развития канала.
Чтобы не пропустить публикации, подписывайтесь на сайт «Строительная техника и транспорт".
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Галичский экскаватор Э-5015А.