За год, прошедший с начала февральских событий, мне пришлось нарыть немало информации о проблемах, с которыми российские машиностроительные компании сталкиваются в условиях международных санкций. Это с одной стороны. С другой стороны, не перестаю удивляться живучести и изобретательности наших заводов, которые в сегодняшних условиях умудряются обеспечивать производство комплектующими и материалами, удерживать кадры, выпускать продукцию и даже работать на перспективу. Но одно дело что-то где-то прочитать, а другое дело - своими глазами посмотрел вдоль и поперек.
На этот раз целью моей поездки стал Галичский автокрановый завод, одно из крупнейших предприятий строительной и дорожной отрасли. Думаю, что основной продукт - автокраны "Галицианин" - в представлении не нуждается. Завод выпускает их уже более четырех десятков лет (в прошлом году исполнилось 40 лет). Сейчас на градообразующем предприятии в городе Галич Костромской области работает более 1200 человек. В прошлом году завод выпустил 769 автокранов, что на 14% больше, чем в предыдущем году, а также ок. 200 автокранов.
Вам удалось одолеть российскую высокопрочную сталь?
Начну с самого главного - из чего сейчас делают смесители? До известных механизмов все без исключения российские крановщики использовали шведскую высокопрочную сталь. За счет его использования удалось снизить металлоемкость крана, то есть использовать более тонкий лист при сохранении необходимых прочностных свойств. Шведская сталь больше не доступна, по крайней мере, по официальным каналам.
Разве такая сталь не производится в России? Производили, и давно уже, но качество было несравнимо с буржуйским. Не далее как в прошлом году мне довелось прочитать копию письма руководителей ряда машиностроительных заводов в Минпромторг РФ о низком качестве российской высокопрочной стали.
Так как же галичские крановщики справляются с продукцией отечественных металлургов? Сейчас ГАКЗ почти на 100% использует нашу высокопрочную сталь, запасы шведской стали полностью исчерпаны. Несколько лет назад на заводе в Галиче пытались использовать российскую высокую прочность, но тогда при резке и гибке геометрия детали нарушалась из-за внутренних напряжений стали, поэтому от нее отказались. Однако с лета прошлого года Северсталь и Магнитогорский металлургический комбинат продолжают поднимать качество до приемлемого уровня. В настоящее время производство металлоконструкций из отечественной стали, в первую очередь стрел для автокранов, вызывает гораздо меньше нареканий. Правда, механические свойства стали могут варьироваться от партии к партии (особенно отдача, появляющаяся при изгибании стрелы), но эта проблема решается внесением корректировок в процесс гибки.
При производстве стреловых кранов к качеству стали предъявляются более высокие требования, так как проблемы в первую очередь возникают именно в тонких листах (3 мм), но и в этом случае удается добиться желаемого результата. Еще один недостаток: толстые листы высокопрочной стали (от 10 мм) имеют окалину, препятствующую сварке. После разрезания листа его необходимо удалить дробеструйной очисткой. Еще один недостаток: листы толщиной 3-7 мм, используемые для производства стрел, металлурги производят строго определенной ширины. Во-первых, это приводит к большому количеству отходов, а во-вторых, пришлось внести изменения в конструкцию стрел - изменить линию продольного стыка между полукорпусами. Но шведы были более лояльны и доставляли листы строго по размерам заказчика.
Пока отечественная сталь выпускается до 700 МПа. Именно из него делают основную часть автокранов и КМУ. «Семисотка» используется для производства крановых стрел грузоподъемностью менее 100 тонн; у некоторых моделей из него изготавливают элементы нижней рамы и опоры. На 100 тонном грузовике практически во всех ответственных металлоконструкциях используется сталь 700, а вот в стреле используется сталь 960. Куплена в Китае, к сожалению российского аналога нет.
Еще один нюанс: наряду с импортной сварочной проволокой для стали 700 завод использует отечественную, которая производится единственным производителем в России.
Что насчет аксессуаров и шасси?
Галичский автокрановый завод — предприятие полного цикла. Сам производит металлоконструкции, изготавливает подшипники качения (ОПУ) и все виды гидроцилиндров. Кстати, во времена Советского Союза завод специализировался не только на автокранах, но и на выпуске гидроцилиндров, которые поставляло головное предприятие ПО «Автокран», получавшее взамен ОПУ. В рыночное время ГАКЗ самостоятельно освоил выпуск ОПУ. Теперь галичские крановщики производят станки не только для собственных нужд, но и для своего партнера Клинцовский автокрановый завод, а также поставляют ему гидроцилиндры с длинноходными стрелами. Кроме того, для вторичного рынка выпускаются ОПУ и гидроцилиндры.
Одним из ключевых компонентов, приобретаемых предприятием, является гидравлика. До 2022 года использовались как российские, так и импортные комплектующие, в том числе европейские. Сейчас Европа стала недоступной, поэтому используется гидравлическое оборудование отечественного, белорусского, китайского и турецкого производства. Российский производитель гидромоторов и гидронасосов завод «Пневмостроймашина» в новых экономических условиях перегружен заказами и не готов удовлетворить потребности рынка, поэтому приходится пользоваться услугами альтернативных поставщиков из Китая и Турции. Гидрораспределители и клапаны закупаются в России, Белоруссии и Турции.
Для наиболее высокотехнологичных автокранов грузоподъемностью 70 и 100 тонн до сих пор используется европейская гидравлика из старых запасов, также ведется работа по подбору китайских аналогов. Немецкие контроллеры для 70- и 100-тонных кранов, а также для 50-тонного «Такси» заменены на белорусские и китайские, к сожалению, в России их не производят. Для 100-тонников, с которыми у «Газпрома» заключен контракт, конструкторы разрабатывают кран в максимально отечественной комплектации и с использованием «дружественных» комплектующих.
Охранные устройства используются в основном в Челябинске, в меньшей степени - в Арзамасе.
А что с шасси? Шасси теперь на вес золота! Вы могли себе представить, что пару лет назад стояла бы очередь на КАМАЗы, они производят 99% галицийских автокранов! Полноприводные шасси, которые широко используются для крановой техники, встречаются особенно редко. Но сейчас для Камского автозавода госзаказ на первом месте.
Другие шасси используются очень ограниченно. Клиенты редко заказывают краны на шасси «Урал NEXT» (на них выпускаются 25-тонные грузовики). Ну а большегрузные многоосные шасси МЗКТ - это вполне штучный товар, они используются для кранов грузоподъемностью 70 и 100 тонн, а также для некоторых 50-тонных грузовиков.
Какие смесители сейчас производятся в Галиче
Около 80% продукции составляют модернизированные 25-тонные автомобили КС-55713 серии НЕО, этот тип автокранов наиболее востребован на российском рынке.
Обратите внимание: Apple избегает строительства своего автомобильного завода, так как это будет стоить миллирды долларов..
Семейство 25-тонных включает несколько моделей, отличающихся длиной стрелы и конструкцией. Самые современные 25-тонные краны изготавливаются с современными высокопрочными стальными яйцевидными стрелами. Это модели с 3-секционной стрелой 24 м, 4-секционной стрелой 28,2 м и 4-секционной стрелой 31 м. Модернизированная линейка НЕО (краны со стрелой от 24 до 28,2 м) получила усиленную стрелу и нижнюю раму, которые полностью выполнены из высокопрочной стали классов 550 МПа и 700 МПа, увеличен опорный контур кранов (5.1) х6,1 м). Для работы на средних и дальних выездах с тяжелыми грузами предусмотрен комплект съемных противовесов. Благодаря перечисленным конструктивным решениям данные краны обладают улучшенными высотными характеристиками.Честно говоря, для меня было открытием, что с конвейера до сих пор сходят краны-ветераны грузоподъемностью 25 тонн, именно с 22-метровой 3-х секционной коробчатой стрелой из стали 10ХСНД. Правда, если раньше на них приходилась львиная доля продукции, то сейчас их делают очень мало - от 1 до 5 штук в месяц.
Следующее семейство – 32-тонные автокраны КС-55729 с 4-секционными стрелами овального профиля длиной 30,2 и 31 метра, изготовленными из высокопрочной стали. Тоже, кстати, очень популярный размер на российском рынке.
Новое направление – 35-тонные автокраны КС-55721 серии «Пионер». Их производство было освоено в 2019 году и на сегодняшний день выпущено более 120 таких машин. В этой серии используются самые современные технологии и конструкторские решения, благодаря которым удалось добиться высоких характеристик. Отличительной чертой кранов Pioneer является четырехсекционная стрела овального профиля. Профиль, близкий к форме эллипса, позволяет уменьшить массу стрелы, увеличить грузоподъемность и уменьшить прогиб при работе с грузом. Еще из нововведений: нижняя рама крана с изогнутой центральной частью (это позволило уменьшить вес крана), а также дополнительная погрузочная лебедка, установленная под основной стрелой. «Пионер» предлагается со стрелой 33,2 м.
Серия 50-тонных грузовиков КС-65713 выпускается заводом с 2007 года и является лидером продаж в тяжелом сегменте. С начала производства было выпущено 744 таких крана. Серия Classic имеет 4-секционную яйцевидную стрелу длиной 34,1 м. Недавно серия была модернизирована и получила название «Фаворитт». На обновленных машинах характеристики погрузочной высоты увеличены на 15%, краны оснащены гидропорциональными джойстиками вместо рычагов, подъемной кабиной, предохранительным устройством ОГМ-240 с цветным экраном диагональю 7 дюймов и функцией SkyLog (веб-сервис для удаленного наблюдения), кроме того, возможно перемещение с прицепом.
Еще одним вариантом 50-тонного грузовика является автокран КС-65715 серии «Такси», который имеет меньшую длину в транспортном положении и более высокие погрузочно-высотные характеристики. Имеет 5-секционную яйцевидную стрелу максимальной длиной 40 м, в сложенном виде длина составляет 10,4 м (для сравнения, у КС-65713 11,5 м).
Затем следует семейство 70-тонных КС-75721/КС-74721. Эти краны имеют яйцевидную стрелу длиной 42 м.
И, наконец, флагманское семейство 100-тонных автокранов КС-84713-6. Эти машины имеют стрелу овального профиля длиной 51 метр. По данным компании, такое оборудование востребовано в нефтегазовой отрасли. В 2022 году было продано три таких крана, на этот год законтрактованы еще три машины.
Интерес представляют гусеничные краны на базе трелевочного трактора ТЛ-5АЛМ. В серию входят две модели — КС-59713-14Т грузоподъемностью 25 тонн с вылетом стрелы 24 метра и КС-59713-32Т грузоподъемностью 32 тонны с вылетом стрелы 31 метр. Обе машины вписываются в транспортный размер шириной 2,55 м по заказам потребителей. В прошлом году ГАКЗ выпустил рекордное количество такой техники – 15 единиц.
Успешно развивается производство кранов-манипуляторов КМУ-150. Первые образцы были собраны в середине 2010-х годов, в конце 2018 года на объекте был открыт новый сборочный цех. Я, кстати, был на том мероприятии и сейчас, спустя почти 5 лет, убедился, что тема КМУ "Галичина", как говорится, ушла в прошлое. Предприятие выпускает до 200 перегружателей ежегодно, в соответствии с потребностями рынка и производственными мощностями. Думаю, что одной из составляющих успеха стало то, что для производства был выбран самый популярный в России тип КМУ - с подвеской на тросовом крюке, максимальной грузоподъемностью 7 тонн и максимальным вылетом 19 м. Сейчас"3 в 1" особой популярностью пользуются установки, дополнительно оснащенные люлькой и дрелью. Завод производит комплектные машины на шасси, а также поставляет крано-манипуляторные установки сторонним компаниям, которые устанавливают их на шасси.
Задел на будущее
Ну а теперь вишенка на торте: как в сегодняшних, мягко говоря, непростых экономических условиях завод реализует программу технического перевооружения.
В мае 2022 года состоялся завершающий этап ввода в эксплуатацию высокотехнологичного покрасочного участка. Установленные на покрасочной линии современные окрасочно-сушильные камеры последнего поколения позволяют добиться максимального результата при минимально возможной цене и получить качественное и долговечное лакокрасочное покрытие. Эта технология не только придает наилучшие свойства краске, но и является экологически чистой, а также намного производительнее применявшихся ранее техпроцессов. Перед нанесением грунтовки крупные металлические конструкции подвергают дробеструйной очистке. Мелкие детали промывают с одновременным аморфным фосфатированием.
В декабре прошлого года введены в эксплуатацию роботизированные комплексы для сварки аутригеров автокранов, сварки втулок и штоков гидроцилиндров. Переход на роботизированную сварку стал очередным шагом предприятия по увеличению объемов производства и надежности выпускаемого оборудования. Применение сварочных роботов позволило улучшить качество сварных соединений и повысить производительность труда, обеспечить изготовление металлоконструкций в две-три смены в зависимости от требуемой производительности.
В этом году продолжится роботизация сварочного производства. Планируется приобретение новых комплексов для сварки ответственных металлоконструкций автокранов и КМУ. Всего за последнее время в модернизацию производства было вложено около 275 млн рублей.
Как я убедился, несмотря на изменившиеся экономические условия, Галичский автокрановый завод продолжает работать, не сбавляя темпов выпуска продукции марки «Галичанин», разрабатывая новые модели и модернизируя производство.
Если вам понравилась статья, поддержите лайком.
Чтобы не пропустить публикации, подписывайтесь на сайт «Строительная техника и транспорт".
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Впечатления от моей поездки на Галичский автокрановый завод.