Встреча, решившая судьбу автопрома

Я вхожу в класс.

– Здравствуйте, водители!

– Здравствуйте!

– Почти водители! Немного осталось.

– А мы вас не ждали!

– Я преподавателя специально попросил не говорить, что сегодня будет психология. Вдруг некоторые до сих пор боятся, что их «запрограммируют».

– Не боимся, наоборот хотим еще чего-нибудь такого… интересного.

– А все то интересное, что в прошлый раз узнали, отрабатываете? Максим?

– В танки как играл, так и играю. В маджонг на время поиграл недельку, с получаса до пяти минут в таблице результатов дошел, бывало, и быстрее справлялся. Упражнение на боковое зрение делаю на лекциях, когда скучно. Если вспомню. Когда по улице иду, делаю редко. Но когда делаю, все получается. И когда в транспорте еду это… «позиции восприятия». Со столбом и светофором пару раз попробовал, без эмоций мне не нравится. А в других водителей интересно «переселяться». Мне кажется, даже получается думать, как они. Что интересно – с клиентами стало легче общаться! Эффективнее! Иногда угадываю, что они мне скажут в следующую секунду. И что чувствуют сейчас. Раньше во время разговора часто волновался, а теперь представляю, что я кинокамера и направлена на нас со стороны, и…

– Достаточно, Максим. У вас задатки настоящего НЛПера.

– Просто я почитал немножко про НЛП, подумал, где и как это можно применить.

– Креативность – очень ценное качество. Лена, а что вы делали?

– На улице упражнение на боковое зрение делаю постоянно. И в маджонг играю. Тоже результаты улучшаются, правда, пока медленно. Экологическую экспертизу сделала, побочных эффектов не нашла. В салоне машины освоилась, передачи переключаю, не глядя на рычаг. Инструктор меня хвалит. Недоволен только тем, что в зеркала редко смотрю. Правило «ЗСМ» помню, когда перестраиваюсь – применяю, а когда долго еду по одной полосе – зачем смотреть?

– А инструктора об этом спрашивали?

– Говорит, чтобы мне откуда-нибудь «не прилетело». Чтобы я могла среагировать, если кто-то ведет себя неадекватно. И еще что-то, не помню что… Он прав?

– Давайте договоримся: я действия инструктора не комментирую. И тем более, не критикую. Мы с ним все-таки одну работу работаем. Поэтому, лучше мне такой вопрос не задавайте. Когда-нибудь психологи и у нас с инструкторами будут работать, как в Литве. Там психологи проводят с мастерами по вождению семинары, на которых обучают приемам стресс-менеджмента. Кстати, ко мне иногда инструкторы приходят с просьбой разрешить поприсутствовать инкогнито на тренинге. И тестовые задания выполняют вместе с учащимися. Потом говорят, что после этого ваши проблемы лучше понимают, и сами используют некоторые приемы. Эффективность работы повышается. Есть у кого-нибудь проблемы в отношениях с инструктором?

– Я пока только один раз по городу проехала, позавчера, и впечатления от поездки не очень… Вроде, и не тупая, а иногда инструктору несколько раз приходилось мне что-то объяснять. Даже кричал на меня пару раз. Хорошо хоть, не оскорблял. А я, когда на меня кричат, еще больше волнуюсь. И еще меньше соображаю.

– Понятно. Вы относитесь к обучаемым эмоционального типа. Они чувствуют себя лучше и уверенней, когда их хвалят, подбадривают, и теряются, когда их ругают. Есть еще такие в группе?

Опустите руки. Примерно половина. Вот и скажите это инструктору, пусть учитывает во время поездки и ведет себя соответственно.

– А какие еще типы обучаемых бывают?

– А еще бывает аналитический тип. Таким я обычно советую вслух комментировать свои действия за рулем. Как акын, сын степей с домброй, который поет о том, что видит. Увидели знак – «спели», что он означает. Про разметку «спели», про автомобили вокруг, про то, что собираетесь сделать в следующий момент. Если инструктору не понравится, что вы «спели» – он вас поправит или дополнит. Перед поездкой подробно расспросите, какие задания нужно будет выполнять, какой маршрут он наметил. Объясните, что это надо для лучшей отработки практического занятия. Все попробуйте так проехать, не только «аналитики».

Кто тут учится только из интереса? На права сдавать решили, или только познавательные потребности удовлетворите?

– Нет, меня уже азарт разбирает! Пройду по этой дороге до конца, интересно себя испытать. Я-то точно к аналитическому типу отношусь.

– Ну ладно, последний вопрос, и заканчиваем вводную часть.

– А какая тема сегодняшнего занятия?

– Я и собирался к ней как раз перейти. Тема занятия: «Психология безопасного вождения».

– Подождите! У меня вопрос. Вернее, проблема! Я и на стуле репетировала, и в машине. Когда ехать не надо – все делаю правильно. А на площадке и тем более в городе некоторые вещи сделать забываю. То не пристегнусь, то с ручника не сниму. И поворотник не включаю перед тем, как тронуться. Думала уже где-нибудь на форумах советы поспрашивать.

– Тренер, а можно я Лене дам совет?

– Давайте.

– Меня подруга недавно подвозила, она тоже недавно права получила, я у нее наклейку видела на приборной панели – стикер с надписью «Сними с ручника!». Мне кажется, очень эффективный способ!

– Эффективный. Как узелок на память. Или крестик ручкой на ладони. Увидел – сразу вспоминаешь, зачем его поставил. Только ответьте мне на один вопрос: найдется ли хоть один инструктор, или сотрудник ГАИ-ГИБДД, который разрешит вам наклеивать в машине всякую хрень? Именно во время первых поездок, а потом – экзамена вы испытываете самое сильное…ЧТО? ХОРОМ!

– НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ!!!

– Правильно! Есть действия, которые вы еще не довели до автоматизма, а выполнить их необходимо. Сильное волнение мешает вам сосредоточиться. На экзамене из-за волнения «накосячите» – не сдадите. А когда волнуетесь или голова занята чем-то посторонним, даже у водителя с кое-каким опытом может получиться, как в анекдоте:

– Папа, а мама водит машину лучше, чем ты!

– Это почему ты так решил?

– Ты говорил, что на ручнике с места не стронешься, а мама сегодня на ручнике от магазина до дома доехала. Чего не смеетесь?

– Не до смеха нам! Лучше скажите, что делать!

– Сначала послушайте, а потом запишете. И нарисуете.

Закройте глаза. Представьте свою любимую игрушку.

У каждого из вас в детстве была такая. Если не помните – придумайте сейчас… Не спешите, вообразите ее до мельчайших подробностей… Ну что, все готовы?

– Подождите, я еще не вспомнила, как я ее называла!

– А как раз вот это и не надо! Открыли глаза. Берите ручку или карандаш и рисуйте свою игрушку в тетрадке.

– Я рисовать не умею!

– Рисуйте, как получится. Главное не то, как он выглядит, а как его зовут. Подписывайте под своим рисунком кличку. Если животинка серьезная, брутальная, кличка ее будет

РеРуФаС, уважительно можно РеРуФаСыч

Если у вас получилось что-то слишком уж… ммм…, как это сейчас говорят… «няшное» или «мимишное»?

В общем, такую зовите

РеРуФаСя или РеРуФаСик

Что бы это значило, Максим?

– А фиг его знает!

– Покажите своего. Крутой! Так вот: от «Ре» пишете вниз «мень».

– От «Ру» что пишем, Лена?

– «…чник»!

– Правильно! Марина, что там дальше будет?

– «Фа» – это «Фары», а «Сик»?

– «С». Это Сигнал поворотника. Сигнализируете поворотником о том, что вы собираетесь отъехать.

– И что с ним делать?

– А теперь, Лена, сразу после того, как сели в водительское кресло, мысленно сажаете свою зверушку на «торпеду». Буквально на минуточку, пока не отъедете.

– Какую еще торпеду???

– Ох, простите! На приборную панель, значит. Посадили, вспомнили, как его (ее) зовут. И теперь вы точно не забудете пристегнуться Ре-мнем, снять с Ру-чника, включить Фа-ры и С-игнал поворотника. Заведите себе такого помощника, пока не доведете эти действия до автоматизма. Тронетесь – пусть залазит в «бардачок» и сидит там тихонько.

– А я видел рекламу, в которой водитель с игрушкой-повторяшкой, сидящей на при… «торпеде» разговаривал. Может, такую посадить?

– Ни в коем случае! Такую рекламу запрещать надо! А тех, кто ее делает и показывает – наказывать!

– Почему?

– А вы представьте, что все водители, вместо того, чтобы внимательно следить за обстановкой на дороге, будут отвлекаться на болтовню с такими игрушками! Догадываетесь, чем это чревато? Раз уж мы тему рекламы затронули, выскажу вам некоторые мысли по этому поводу. Кроме говорящей игрушки я бы запретил рекламу, в которой водитель во время движения под музыку какого-то мобильного оператора пританцовывает за рулем машины с детьми, сидящими на заднем сиденье, и женой на переднем. Да еще и глаза при этом закатывает! А реклама, в которой «сомнамбула» выходит на улицу с движущимся по ней транспортом, учуяв аромат бодрящего напитка (не буду говорить какого)? Если товар нельзя прорекламировать без демонстрации потенциально опасного поведения – грош цена такому товару! Покажите другую ситуацию, в которой этот товар действительно полезен! Не можете – не рекламируйте.

Даже в рекламе автомобилей, на мой взгляд, бывают «косяки», которые мне, как психологу, не нравятся. Вспомню – расскажу. А пока скажите мне, Максим, на какие технические характеристики автомобиля вы обращаете внимание?

– Старого или нового?

– Нового.

– Мощность и объем двигателя, цвет, размер колес… да! Еще время разгона до 100 км в час!

– Вот именно! Продавая товар, вам продают …ЧТО?

– Удовлетворение потребностей!

– Правильно, Лена! Максим, какую потребность вы собираетесь удовлетворить, выбирая из автомобилей тот, который быстрее разгоняется?

– Какую???

– Представьте разговор двух друзей:

– У тебя машина за сколько до сотни разгоняется?

– За 6 секунд.

– А у меня за 5! Ты – лох!

– Ааааа! Понял! Понты!

– Правильно, самовыражение. Ну, скажите, Максим, в городе, где МАКСИМАЛЬНАЯ разрешенная скорость обычно 60 километров в час, ну 70 от силы, зачем обращать внимание на такую характеристику, как время разгона до 100? Чтобы стартануть на зеленый быстрее всех, ехать и гордиться тем, как ты всех «сделал»? Да и за городом – для чего, кроме понтов, это нужно?

Интересное: Суперкары 90 годов – забытые легенды автопрома, о которых ты не знал.

Вы хоть раз в рекламе бэушного автомобиля такую характеристику встречали?

– При покупке старой машины о понтах не думаешь, там на другие вещи надо внимание обращать! Я уже начал интересоваться, возможно, мне права пригодятся раньше, чем я думал. Думаю, на старой машине набраться опыта, а потом уже новую покупать. Я правильно решил?

– Если вам интересно мое мнение, я скажу так: лучше не торопиться, поднакопить денег и купить новую машину. Во-первых, чем новее машина, тем больше у нее опций, повышающих уровень и безопасности, и комфорта. Во-вторых, с ней меньше забот, ее реже придется ремонтировать. Бесконечные ремонты будут портить вам все удовольствие от вождения автомобиля. Да еще и скрытые дефекты могут всплыть. И еще один момент, чисто психологический. Про старую машину вы будете думать так: она у меня ненадолго, одним «шрамом» меньше, одним больше – пустяки, дело житейское. У вас выработается небрежность в обращении с автомобилем. И потом этот стиль перейдет на новую машину. А с ней желательно обращаться нежно, любить ее. Знаю людей, которые разговаривают с машиной, дают ей ласковое имя. Это как в песне про яхту.

– «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»?

– Угадали. У меня была знакомая, которая дала интересное имечко своей машине, а у нее был «Фольксваген-Лупо». Такое очень ласковое (с суффиксом «-чик» в конце) и очень неблагозвучное производное от названия модели. Через месяц после приобретения возникли серьезные проблемы с двигателем. Машина была с пробегом, без гарантии. Солидные деньги за ремонт отдала.

– А какое отношение это имеет к теме сегодняшнего занятия?

– Все, о чем будем сегодня говорить, имеет отношение к безопасности за рулем!

– Обоснуйте!

– Пожалуйста! Помните график к закону Йеркса-Додсона? Вторую его часть, где эффективность вниз идет?

– Из-за роста тревоги?

– Да. Цель психологической подготовки – нейтрализовать эту тревогу, чтобы повысить эффективность. На тренинге я это делаю сразу тремя путями.

Во-первых – подготовкой нервной системы начинающего водителя к более быстрой наработке необходимых навыков (при помощи упражнений, которые я давал на первом занятии).

Во-вторых – обучением приемам психологической саморегуляции (это будет сегодня и на третьем занятии).

В-третьих – доведением до вас информации, которую необходимо знать и использовать во время вождения автомобиля. Я не говорю вам: «нужно делать так и не делать так», «нужно вести себя за рулем…», «нужно всегда помнить…». Мне один полковник-гаишник как-то сказал: «Никакой психологической подготовки не надо, просто все должны соблюдать ПДД». Если бы все соблюдали, что должны, и ГАИ-ГИБДД было бы не нужно. Без психологических подходов нужного результата не добиться! Если вы будете думать в первую очередь о безопасности, и будете уверены, что сделали все, что от вас зависит, для обеспечения своей безопасности – тогда вы будете меньше волноваться и адекватнее действовать. Методика проведения тренинга совершенствовалась полтора десятка лет, и зря я здесь ничего не говорю. А говорю так, как нужно сказать, чтобы вы это лучше поняли и усвоили. И давайте больше этот вопрос не поднимать.

– Ну как, обосновал?

– Обосновали. И убедили.

– Тогда перейдем к основной теме. С чего, по-вашему, начинается безопасное вождение?

– С соблюдения ПДД?

– Если бы у водителей только с соблюдением ПДД были проблемы! К сожалению, в ПДД просто невозможно прописать все, что приходит в голову сделать человеку за рулем. По данным Nationwide Mutual Insurance, «страховые компании исследовали причины 12 000 аварий, в которые попали шоферы в возрасте от 18 до 60 лет. И выяснили, что 81 % водителей во время поездки постоянно отвлекаются от процесса вождения.

Настраивают радио – 32 %

Разговаривают по телефону – 27 %

Едят за рулем – 19 %

Отправляют sms – 12 %

Красят губы – 5 %

Бреются – 2 %

Меняют контактные линзы – 1 %

Укачивают детей – 1 %

Среди беспечных водителей были и те, кто во время движения менялся местами с пассажирами, просматривал видеофильмы и даже красил ногти на ногах. Но это – единичные случаи».

– Помните, был на эту тему анекдот на прошлом занятии? Оказывается, в каждой шутке есть доля шутки. Казалось бы, 1 % или 2 % – цифра маленькая. Но посчитайте, сколько будет 1 % от 12 000! И речь идет не о вчерашних выпускниках автошкол. «Чайнику» вряд ли придет в голову бриться за рулем или укачивать детей. Уверен, подавляющее число из этих виновников ДТП – опытные водители. Но однажды они вдруг решили, что думать в первую очередь о безопасности – не для них. Есть вещи и поважнее – например, приехать на свидание вовремя и бритым. Или с накрашенными губами.

Иногда злую шутку с водителем может сыграть слишком буквальное понимание правил дорожного движения. А стремление быть «правым» в ситуации оказывается сильнее инстинкта самосохранения. Я знал водителя, который за семь лет был участником семнадцати ДТП! Ни в одном из них он не был признан виновным по формальным обстоятельствам. После одного из них я у него спросил:

– Почему ты не тормозил? Ты же мог успеть остановиться!

Знаете, что он мне ответил?

– А почему я должен был тормозить? Я по главной ехал.

Зная, что едет по главной дороге, он и внимания не обращал, что происходит на второстепенных. О том, что водитель должен принимать меры по предотвращению ДТП, что за рулем нужно думать в первую очередь о безопасности, он совершенно забыл.

– А как научиться не забывать о безопасности? И с чего оно начинается, безопасное вождение?

– С качества вашей подготовки. А здесь схема такая: разработаны критерии, которым должны соответствовать ваши умения и навыки, полученные в автошколе, чтобы ваше вождение не представляло угрозы ни вам, ни окружающим вас людям. И это соответствие устанавливается по результатам сдачи экзаменов на права. Сдали – соответствуют, не сдали – нет. Критерии время от времени становятся жестче. Это естественно, так как увеличивается количество автомобилей на дорогах, усложняется дорожная обстановка. Начинать водить с каждым годом становится все труднее. И без психологической подготовки здесь не обойтись.

– Да мы это поняли уже!

– Я понял, что вы поняли. Хорошо хоть, что в 2014 году в России психологию ввели в программу отдельным предметом, и психологи получили возможность официально проводить свои тренинги. В Беларуси темы «Основы психофизиологии труда водителя» и «Этика поведения водителя автомобиля» входят в состав предмета «Основы управления транспортным средством…», занятия по которому, согласно национальным ТНПА, должны проводить преподаватели-технари или педагоги. Проведение тренингов или дополнительных занятий психологами ТНПА не предусматривают. В других странах программы обучения зависят от менталитета и традиционных подходов. Про Литву я уже упоминал. В Австралии, где психологическая подготовка будущих водителей отсутствует, процедура получения полноценных прав растягивается на несколько этапов и занимает в общей сложности пять лет. А до этого водитель имеет массу различных ограничений, вроде запрета перевозить пассажиров или передвигаться в темное время суток.

Те, кто переучивался для получения водительского удостоверения в Голландии, упоминают о высокой стоимости обучения. Одно теоретическое занятие стоит около 20 евро, а практическое – около 50 евро. Для овладения навыками вождения с «нуля» практических занятий надо 30-40. Вот и считайте. И сравните со стоимостью обучения у нас. Одно хорошо: голландские законодатели совместили приятное с полезным и сейчас по договоренности с инструктором можно официально рассчитаться за занятие, что называется, «натурой». Полученная таким образом «плата» не подлежит декларированию. Что смеетесь, Максим?

– Представил ситуацию. Приходит муж-инструктор домой, а жена ему говорит:

– Дорогой, на секс не настраивайся, у меня «критические» дни начались. А он ей отвечает:

– Не переживай, дорогая, со мной две ученицы «натурой» рассчитались.

– Ну, слава те, господи!

Хахахахаха!

– И я представила. Муж жене, ложась в постель:

– Дорогая, что-то я очень уж устал сегодня, давай спать.

– Не «парься», милый, я сегодня два урока вождения взяла, и сто евро сэкономила, и тебе облегчение.

– Ты ж моя умница!

Хахахахаха!

– Ну, у голландцев, как вы знаете, проституция легализована, доходы тружениц сексуального фронта декларируются, социальный пакет, пенсия и так далее. И законодатели позаботились о своих согражданах, совместили удовлетворение потребностей разных уровней к всеобщему удовольствию. У нас такого, к сожалению, нет, по крайней мере, официально. Ладно, повеселились – и хватит. Вернемся к серьезным вещам. Главное, что вы должны понять: на постсоветском пространстве процедура обучения и получения прав не из самых сложных. Все зависит от вас! Если вы серьезно отнесетесь к обучению, проблем с получением прав и самостоятельным вождением у вас не будет.

Теперь о безопасности. Есть несколько нюансов, которые в программе подготовки водителей либо не затрагиваются, либо раскрываются недостаточно полно и методически грамотно. Вот один из них. Примите удобную позу, расслабьтесь, закройте глаза, представьте себя на водительском кресле. Возьмите воображаемый руль в руки. Лена, не бойтесь, программировать не буду. Просто слушайте и следуйте за тем, что услышите. Подключаю к телефону компактные колонки…

– Что слышали? Лена?

– Музыку. Быструю.

– И как она вам?

– Непонятная. Я ее раньше не слышала. Такая…будоражащая.

– Это «Шторм» Вивальди в исполнении Ванессы Мэй, всемирно известной скрипачки. Или вот в ее же исполнении «Контрданс», кажется, Гайдна

Под такую музыку не заснешь, не так ли? Я видел, кое у кого руль влево-вправо ходил в такт музыке. А вот другая музыка:

– Впечатления? Максим?

– Я ее знаю. Это «Unchained Melody» из американского мистического триллера «Призрак». Если бы я не знал английского и не сопереживал герою фильма, вполне мог бы и уснуть под нее, очень уж медленная.

– Спасибо, Максим. Я тоже ему сопереживаю. Эмпатия – одно из самых ценных качеств для психолога. А кому хотелось уснуть? Опустите руки. Вот еще парочка мелодий:

– Ваши впечатления, Марина?

– Ну, это нейтральные мелодии. Ни уснуть, ни взбодриться.

– Согласен с вами. Теперь послушайте небольшую лекцию. Объясню вам, зачем я устроил этот концерт. Кратенько процитирую интернет-источник.

«Долгое время считалось, что музыка оказывает на человека лишь психоэмоциональное воздействие. Однако многочисленные исследования показали, что в основе воздействия музыки на нервную систему человека лежит явление биорезонанса. Если музыкальное произведение попадает в резонанс со звуковыми колебаниями клеток организма, то они начинают подстраиваться под звук. А значит, с помощью звуков можно либо скорректировать их работу, либо, наоборот, нарушить. Есть целое направление в медицине, использующее лечебное воздействие музыки на организм. Музыкотерапия применяется при лечении заболеваний нервной системы: неврозах, неврастениях, переутомлении, бессоннице. Помогает она и при гипертонии, гастрите, язве желудка, бронхите, болезнях мочеполовой системы, лекарственной аллергии и многих других».

Если кого-то из вас музыкотерапия серьезно заинтересует, вы можете найти массу полезной информации в интернете. Там же я видел и списки мелодий, оказывающих бодрящее воздействие на водителя. Некоторые из них я послушал – мне они не подошли. Здесь нужно придерживаться принципа: на вкус и цвет товарища нет. Давно уже пора добавить в эту народную мудрость и музыку. Нужно понимать, что музыка относится к мощнейшим якорям.

– А якоря здесь при чем?

Интересное еще здесь: Совет.

Встреча, решившая судьбу автопрома.