Произошло именно то, чего многие из нас давно боялись (и о чем давно предупреждали эксперты). Вместо изощренных помощников водителя, прикрывающих наши спины и защищающих нас от кризисных ситуаций, мы очень быстро научились полагаться на эту невидимую защитную руку и уделять еще меньше внимания вождению. Таким образом, результат де-факто прямо противоположен. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты последнего исследования, в котором рассматривалась роль активных элементов безопасности.
Человек был, есть и, надеюсь, будет самой важной частью машины. Но проблема в том, что машины уже многое делают для нас, и мы склонны становиться более комфортными-они сортируют для нас, поддерживают скорость и полосу движения, они знают, как двигаться в кортеже для нас, а когда возникает кризис, они также знают, как тормозить для нас. Есть даже такие автомобили, которые могут полностью взять управление автомобилем под свой контроль.
Но действительно ли такие системы повышают нашу безопасность за рулем? Этот вопрос был задан Американским институтом безопасности дорожного движения (сокращенно IIHS) и исследовательским центром AgeLab, который принадлежит Массачусетскому технологическому институту (MIT). Результаты настораживают.
Один из фундаментальных выводов состоит в том, что мы, водители, сегодня значительно более склонны к рассеянности и отсутствию внимания к вождению. Это, помимо всего прочего, также приписывается подсознательному мыслительному процессу: "если машина может затормозить для меня в экстренной ситуации, зачем мне вообще утруждать себя вождением?“
В исследовании приняли участие 20 добровольцев, живущих в Массачусетсе в течение месяца, цель которого состояла в том, чтобы выяснить, насколько водители будут полагаться на электронных помощников. Особое внимание тогда уделялось тому, как часто люди опускали обе руки с руля и уходили, сохраняя направление движения исключительно на нем, или как часто они отвлекали свое внимание на бортовые системы.
В исследовании использовались одни из самых безопасных автомобилей нашего времени-Range Rover Sport и Volvo S90, оба из которых имеют адаптивный круиз-контроль, Volvo тогда также была системой помощи пилоту, устройством, которое удерживает сам автомобиль на полосе движения.
Результаты тестов на самом деле не в два раза удивительнее, скорее их прогресс с течением времени поражает. В начале исследования все "тест-водители" показали в целом хорошее качество внимания за рулем. Дальше стало только хуже-через месяц водители начали привыкать и полностью полагаться на своих помощников, а это означало, что они стали сосредотачивать свое внимание где угодно, только не на дороге. "Водители более чем в два раза чаще проявляли признаки невнимательности при использовании Lane assist и адаптивного круиз-контроля, чем в начале исследования", - сказал Ян Рейган, один из ведущих экспертов и ученых IIHS, который также является главой и душой проекта.
Что это значит для нас? Необходимо сохранять присутствие духа за рулем и не переключать сознание в так называемый режим" автопилота", даже если обстоятельства так и подмывают. Автомобильная промышленность прошла долгий путь, и хотя технология может сделать вождение невероятно легким и комфортным для нас, мы не должны забывать об одном-самой важной "системой" всего автомобиля по-прежнему является та, которая сделана из плоти и костей, то есть мы.
Очевидно, что вождение иногда может показаться стереотипным, например, при движении в кортеже или при проглатывании десятков и сотен километров по шоссе. Это может быть сделано более приятным с помощью вашей любимой музыки с вашего телефона или чашки хорошего кофе, который поставит нас на ноги. Но помощники водителя определенно здесь не для того, чтобы заменить водителей. Дороги - очень неустойчивое место, и из-за постоянно увеличивающегося трафика желательно постоянно быть начеку.
Интересное еще здесь: Совет.
Помощники водителя: действительно ли они повышают безопасность?.