Последние пдд ссср: записки ровесника, часть 1

Когда я узнал, что последние Правила дорожного движения СССР были приняты в 1986 году, то попал под влияние магии чисел: ведь и я родился в этом же году.

Вот откуда интерес к теме!

Однако, это лишь весёлое совпадение: среди моих близких родственников в 1986 году не было тех, кто был водителем, а значит и интерес к ПДД с молоком матери мне передаться не мог.

И всё же теперь могу смело себя называть ровесником советских ПДД, так уж совпало :)))

Решил поинтересоваться «внутренним миром» своего ровесника — нашёл в нём немало интересного и созвучного с моим «внутренним миром» участника дорожного движения.

Об этом — сегодняшняя статья.

1. На кого распространяются ПДД и кто их должен соблюдать

Пункт 1.3 ПДД СССР:

Участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно соблюдать требования настоящих Правил

Сравним с действующими ПДД:

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил

Ну ладно — неукоснительно. В нашей стране никто никогда никакие правила неукоснительно не соблюдает, ведь правда?

Но почему раньше всем участникам движения надо было знать и соблюдать все ПДД, а сегодня — только относящиеся к ним? И соответствует ли это реальности?

Конечно, оба положения нынешних и прошлых ПДД в общем смысле декларативные и далеко не в полной мере исполнимые. Вот только получается, что сегодня от водителей требуют знать все Правила без исключения (попробуйте порешать экзаменационные билеты), а от пешеходов и пассажиров требуют только формально. По факту же ни те, ни другие, ни третьи не знают в полном объеме не только все ПДД, но даже то, что прямо относится к ним. Особенно это касается пешеходов и пассажиров, хотя и некоторых водителей не исключаем.

Здесь же возникает вопрос о тех, кого ПДД относят участникам движения и кого обязывают эти правила знать и соблюдать.

В действующих ПДД:

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства

Водитель, пешеход, пассажир — других участников движения в действующих ПДД нет. При таком подходе все, кто не относится к участникам дорожного движения, — вообще непонятно кто.

По факту:

— дорожные рабочие;

— регулировщики;

— обучающиеся вождению;

— животные на дороге.

Да мало ли, кто или что ещё может быть на дороге и влиять на процесс дорожного движения.

Препятствие?

Понятие «препятствие» в нынешних ПДД — это «неподвижный объект на полосе движения…».

В ПДД СССР дело обстояло по-другому:

Под другими лицами понимаются должностные лица транспортных, дорожных, коммунальных и иных предприятий и организаций, рабочие, производящие на дороге какую-либо работу, а также любые лица, действия которых могут повлиять на установленный порядок дорожного движения

Тоже не совсем идеальная формулировка. Я бы к ней добавил «…любые лица и объекты, действия которых могут повлиять…».

Но такая формулировка в ПДД СССР хотя бы была и учитывала, что участниками дорожного движения являются не только водители, пешеходы и пассажиры.

Иначе как, например, доказать, что стоявшая несколько лет возле дома во дворе брошенная и незарегистрированная машина, сорвавшаяся с «ручника» и сама покатившаяся на тебя, является «участником дорожного движения»?

2. Могут ли ПДД урегулировать абсолютно все ситуации на дороге?

Правила дорожного движения — самый явный пример тому, что ни один закон, указ, постановление и другие правовые акты не могут в полной мере описать все возможные жизненные ситуации и урегилировать их. Можно сколько угодно пытаться описать в ПДД возможные спорные ситуации на дороге, но по факту разбираться будут компетентные органы.

Вот только в таких ситуациях велика вероятность действия субъективного фактора: как написал в протоколе инспектор, как рассмотрел дело судья. И если это видение инспектора, судьи формально соответствует тому, что буквально записано в ПДД, и расширительного толкования в ПДД нет, то и решение должностного лица будет будет ровно таким, как написано в ПДД. Без учета конкретных обстоятельств. Включая полный абсурд.

Так проще: разбираться в причинах и истине не надо, протокол составлен, постановление вынесено ровно так, как написано в ПДД.

В ПДД СССР был вот такой заслуживающий внимания пункт:

Ограничения в дорожном движении, кроме предусмотренных настоящими Правилами, могут вводиться в установленном порядке только при помощи знаков, разметки и светофоров согласно действующим нормативным актам

Я бы сюда добавил «действий и решений уполномоченных должностных лиц».

Зато, например, при отсутствии дополнительных дорожных знаков, разметки, светофоров, действий и решений уполномоченных должностных лиц человека уже не привлечешь просто так к ответственности за то, в чем он по-человечески не виновен, а виновны те, кто эти знаки, разметку, светофоры, действия, решения не установил (не нанёс, не осуществил, не принял).

3. Соблюдаю ПДД и надеюсь, что другие — тоже

Пункт 1.5 ПДД СССР:

Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие лица выполняют требования Правил

Что плохого в этом положении советских ПДД и чем бы оно не подошло в нынешних?

Я как водитель вправе рассчитывать, что двигаясь по зелёному сигналу светофора, мне наперерез другой водитель или пешеход не поедет или не пойдёт на красный.

Разве нет?

Я как водитель вправе рассчитывать, что пешеход знает: на нерегулируемом пешеходном переходе он может начинать переход, пока не оценит расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и не убедится, что переход будет для него безопасен.

Разве нет?

Я как пешеход вправе рассчитывать, что в пешеходной зоне не встречусь ни с кем, кроме других пешеходов и велосипедистов.

Разве нет?

Я как пассажир вправе рассчитывать, что водитель не начнёт движение, пока не закроется дверь ТС.

Разве нет?

Да, это правило тоже практически декларативное, проследить соблюдение которого практически очень сложно. Но разве у нас таких мало?

Сквозное движение в жилых зонах — пожалуйста.

Движение по тротуарам и обочинам — пожалуйста.

Даже превышение скорости на меньше 20 км/ч — это ведь нарушение.

Нарушение, но можно — штрафа же нет.

Еще раз процитирую положение ПДД СССР:

Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие лица выполняют требования Правил

Как преподаватель ПДД и как водитель, я считаю, что это положение должно быть одним из главных принципов обучения и воспитания будущих водителей!

#PRO_пдд #пдд #Оренбург #увереннорулим

Больше интересных статей здесь: ПДД.

Источник статьи: Последние пдд ссср: записки ровесника, часть 1.