Сб - окб а.н. Туполева - 1935 г

Наиболее удачным среди нескольких опытных скоростных бомбардировщиков, спроектированных в начале 30-х годов, был признан самолёт АНТ-40. Он создан в начале 1934 года бригадой А.А. Архангельского, работавшей под общим руководством А.Н. Туполева, и стал первым фронтовым бомбардировщиком в нашей стране. Правда, в то время термина «фронтовой» ещё не существовало, и в задании на проектирование самолёт назывался «средний бомбардировщик» — СБ. Когда же выяснилось, что максимальная скорость новой машины превышает 400 км/ч, СБ стали расшифровывать как «скоростной бомбардировщик».

СБ резко отличался от самолётов аналогичного типа. Большое внимание уделялось аэродинамике, хотя радикальных мер по уменьшению сопротивления было немного. Впервые на машине такого класса шасси сделали убирающимся. Планёр имел не гофрированную, а гладкую, работающую обшивку. Члены экипажа размещались в закрытых кабинах. Переднюю часть фюзеляжа конструкторы отвели под остеклённую кабину штурмана и несколько приподнятую кабину лётчика. Кабина стрелка-радиста со сдвижным фонарём на машинах первых серий «вписывалась» в контуры фюзеляжа. Однако, как показал опыт, такое выгодное в аэродинамическом отношении расположение ограничивало обзор задней полусферы, вынуждало вести огонь только при открытом фонаре. Поэтому с 1939 года машины выпускались с кабиной, закрытой сферической вращающейся башней с турельной пулемётной установкой.

Характерной особенностью СБ с двигателями М-100, М-100А и некоторых с М-103, было наличие лобовых сотовых радиаторов с жалюзи перед ними и капотов овального сечения. Под двигателями располагались регулируемые створки, по форме напоминающие совок. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Планёр самолёта был цельнометаллическим. Использование вместо ферменной тонкостенной конструкции фюзеляжа нового типа полумонокок позволило значительно увеличить полезные внутренние объёмы самолёта.

Первый образец АНТ-40 был спроектирован под звездообразные двигатели «Райт Цикло» (730 л.с.). Самолёт получился удачным, его конструкция была хорошо проработана. При дальнейшей работе над бомбардировщиком и его модификациями проводились лишь улучшения эксплуатационных характеристик, а не устранение органических дефектов.

Первый полёт опытный СБ совершил 7 октября 1934 года. Однако уже 31 октября испытания были прерваны аварией. СБ — первый советский самолёт, на котором конструкторы впервые столкнулись с таким явлением, как флаттер (вибрация крыла или хвостового оперения самолёта во время полёта). Этот факт был изучен, и участи опытного СБ избежали многие самолёты, построенные позднее. К февралю 1935 года СБ был восстановлен. После этого испытания продолжались до 31 июля. Но первый экземпляр самолёта прототипом для серии не стал и в дальнейшем использовался лишь в экспериментальных целях.

В конце 1934 года был построен второй опытный самолёт АНТ-40 с рядными двигателями водяного охлаждения «Испано-Сюиза» 12Y (760 л.с.), более перспективными с точки зрения возможного увеличения мощности. Второй экземпляр отличался также увеличенной площадью крыла, при сохранения его размаха.

Хвостовое оперение обычной схемы имело тросовые расчалки, повышающие его жёсткость. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Государственные испытания, проходившие с февраля 1935 года по апрель 1936 года, показали, что самолёт с двигателями «Испано-Сюиза» обладает лучшими данными, и его приняли в качестве эталона для серийного производства. Вскоре новый бомбардировщик стал поступать в авиационные части.

В середине 30-х годов самолёты АНТ-40 по основным лётно-тактическим данным, в частности по скорости (424 км/ч) и потолку (9560 м), превосходили не только зарубежные бомбардировщики постройки 1936 — 1937 годов, но и многие типы истребителей.

Мощная винтомоторная группа, механизированное крыло и тормозные колёса позволяли эксплуатировать самолёты СБ на аэродромах, имевших грунтовую полосу длиной всего в 400 м.

Конструкторский коллектив, не изменяя принципиальной схемы бомбардировщика, постоянно его совершенствовал. Последующие серии самолётов выпускались с двигателями М-100А, М-103А, М-104, М-105. Вместо двухлопастных устанавливались трёхлопастные винты изменяемого в полёте шага и т.д.

Впервые на машине такого класса шасси сделали убирающимся. Для эксплуатации зимой самолёт устанавливался на лыжи, которые первоначально не поднимались. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Бомбардировщик СБ серийно выпускался на двух заводах с 1936 по 1941 года. Было построено более 6500 машин различных модификаций, в том числе 200 пикирующих бомбардировщиков Ар-2. Самолёт участвовал в боевых действиях в Испании, на Дальнем Востоке (в Монголии и Китае), в Финляндии, использовался во время Великой Отечественной войны. СБ применялся также в гражданской авиации. Правительство Чехословакии закупило в СССР 53 машины и лицензию на производство.

Модификации СБ.

СБ 2М-100 — серийная модификация с двигателями М-100 (аналогичными «Испано-Сюиза» 12Y), увеличенным размахом и площадью крыла. Самолёты серийной постройки имели чрезмерно увеличенную массу конструкции, в связи с чем скорость, скороподъёмность и потолок были ниже, чем у опытного экземпляра. Ряд выявленных конструктивных дефектов удалось устранить, однако такие недостатки, как теснота передней кабины, ограниченный обзор и сектор обстрела не могла быть ликвидированы, и с ними примирились. С 1937 года на отдельных самолётах устанавливались протектированные бензобаки.

СБ 2М-100А — СБ с двигателями М-100А (860 л.с.) и трёхлопастными металлическими винтами изменяемого в полёте шага на два положения: взлётное и крейсерское (конец 1936 года). В ходе серийной постройки вносился ряд изменений в вооружение и оборудование.

Летом 1937 года проходил госиспытания модернизированный СБ 2М-100А, отличавшийся от серийного экранированной и новой люковой пулемётными установками, в также рядом других изменений. В серию не запускался.

ПС-40 «М-100А — гражданский вариант. В 1938 году некоторое количество самолётов СБ было передано в Аэрофлот. В фюзеляже оборудовали три грузовых отсека. ПС-40 широко использовался на авиалиниях Москва — Сибирь — Дальний Восток.

СБ 2М-103 (СБбис). Летом 1937 года была проведена модернизация самолёта: увеличен запас прочности конструкции, установлены наружные бомбодержатели (максимальная нагрузка составила 1600 кг) и более мощные моторы М-103 (960 л.с.). Увеличенная кабина штурмана была снабжена вторым управлением. С целью улучшения условий работы экипажа были внесены изменения в отдельные агрегаты и спецоборудование. Начиная с этого типа СБ, был введён пидъём лыжного шасси в полёте. В сентябре 1937 года состоялись испытания, после которых началось серийное производство машины. Во время Великой Отечественной войны самолёт использовался для снабжения партизан и как буксировщик планёров.

СБ 2М-103 (бис3). Было изменено капотирование двигателей, вместо лобовых сотовых водомасляных радиаторов установлены туннельные воздушно-масляные с регулируемым входом. Получен значительный прирост скорости (445 км/ч). С января 1938 года строился серийно. Одновременно, на протяжении года, продолжалась доводка.

УСБ — модернизированный серийный СБ, имел специальную кабину, установленную вместо кабины штурмана. Конструкция учебной кабины позволяла устанавливать её в строевых частях ВВС. Прошёл госиспытания в марте 1938 года. Выпускался небольшими сериями как УСБ тип 1 (с двигателями М-100А) и тип 2 (с М-103). Во время войны самолёт использовался для подготовки экипажей для Пе-2. Применялся для буксировки планёров А-7.

СБ 2М-103бис3 — эталон 1939 года. В сентябре-октябре 1939 года прошёл испытания эталон для серии, в котором были обобщены все изменения, внесённые в тип «бис3». Передние кромки крыла и оперения — полированные, туннельные радиаторы имели постоянное входное сечение. С 1940 года устанавливались экранированная и изменённая пулемётные установки. Запущен в крупносерийное производство.

ПС-41 2М-103У — переданные в гражданскую авиацию снятые с вооружения СБбис3. Использовались в качестве почтовых и транспортных. Лыжное шасси было подъёмным, колёсное оставили без изменений. Лыжи втягивались в специальные зализы-обтекатели мотогондол. Полётная масса была значительно увеличена (до 7000 кг), лётные качества остались прежними (скорость — 428 км/ч).

ПС-41би 2М-103У — модернизированный ПС-41 с подвесными баками (по 270 кг).

ММН — опытная модификация СБ с двигателями М-105 (1050 л.с.). Выпущена в 1939 году. Немного удлинённый нос получил увеличенное остекление, уменьшена площадь крыла и оперения, вооружение включало всего три пулемёта.

СБ РК (»расширенное крыло»). В 1939 году проводились работы с целью значительного увеличения скорости серийных СБ. Были установлены двигатели М-105Р, радиаторы из мотогондол перенесены в консоли крыла, их воздухозаборники размещены в носках крыла, выход воздуха производился через решётки-жалюзи на верхней плоскости. Стал основой для Ар-2.

Ар-2 — СБ в варианте пикирующего бомбардировщика. К концу 30-х годов СБ начал устаревать, и модификация РК не могла надолго продлить его жизнь. Было решено сделать бомбардировщик пикирующим, для чего провели ряд изменений. Под крылом установлены решетчатые аэродинамические тормоза, улучшена форма мотогондол, уменьшены высота вертикального оперения и размеры горизонтального. Вооружение включало четыре пулемёта ШКАС; бомбовая нагрузка — 600 кг, на наружной подвеске — до 1500 кг. Модернизированный СБ РК показал очень хорошие результаты (скорость на высоте 4700 м составляла 480 км/ч), и его запустили в серию. С 1940 года самолёту было присвоено название Ар-2. Последний отличался от СБРК главным образом новой носовой частью, где вместо спарки ШКАС устанавливался один пулемёт того же типа. Было выпущено около 200 самолётов Ар-2. В 1940 году стало ясно, что СБ себя исчерпал, пройдя всю возможную для него эволюцию. На смену ему пришли Пе-2 и Ту-2.

СББ — скоростной ближний бомбардировщик. Последней работой ОКБ А.А. Архангельского по совершенствованию типа СБ был фронтовой пикирующий бомбардировщик с двумя моторами М-105Р под условным обозначение «Б». Разрабатывался он в 1940 году. В отличие от предшественника — Ар-2, вертикальное оперение на самолёте СББ было разнесённым. Новый фюзеляж имел хорошие обтекаемые формы. Носовая часть, как у ММН, с увеличенной площадью остекления. Кабины пилота и стрелка также претерпели изменения. Носок и верхняя плоскость консолей крыла обшивались хорошо отполированной фанерой. Водорадиаторы из мотогондол перенесены в носок центроплана. Более тщательная подгонка капотов, створок шасси, установка реактивных выхлопных патрубков, убирающегося хвостового колеса и другие доработки позволили увеличить максимальную скорость на 20 — 25 км/ч. Для уменьшения посадочной скорости были установлены щитки. Оборонительное вооружение включало два пулемёта ШКАС, бомбовая нагрузка составляла 600 — 1000 кг. Самолёт без осложнений прошёл испытания. Однако окончательная доводка СББ в условиях начавшейся войны была признана нецелесообразной. Кроме того, на серийном заводе, выпускавшем СБ, началось производство Пе-2.

Среднерасположённое свободнонесущее крыло было оптимальным с точки зрения аэродинамики. Сброс бомб крупного калибра не грозил резким изменением балансировки машины. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

СБ с трёхколёсным шасси. В 1940 — 1941 года на самолёте СБ проводились исследования шасси. Под фюзеляжем была смонтирована ферма с неубирающимися стойками основного шасси и носовым колесом, обеспечивавшая перестановку стоек для выбора оптимального положения колёс относительно центра тяжести самолёта. Опыты, проведённые на колёсном и лыжном варианте, показали бесспорные преимущества шасси с носовым колесом. Такая схема являлась более безопасной — самолёт был устойчив при движении по земле, упростилась техника взлёта и посадки, что было важно для освоения в строевых частях лётчиками средней квалификации. Однако снятие СБ и Ар-2 с производства, начавшаяся война и эвакуация КБ прервали дальнейшие работы по трёхколёсному шасси.

АНТ-41 (Торпедоносец Т-1). Самолёт проектировался бригадой В.М. Мясищева с марта 1934 года. По схеме повторял собой СБ, но имел увеличенные размеры. Самолёт представлял собой среднеплан с двигателями М-34ФРН (по 1200 л.с.), с полностью убирающимися основными и хвостовыми колёсами. На внутренней подвеске мог нести две торпеды, располагавшиеся в горизонтальной плоскости, или две бомбы по 1000 кг. В июне 1936 года начались испытания, показавшие отличные лётные данные. Однако в четырнадцатом полёте машина разрушилась в воздухе. Причина была той же, что и при аварии опытного СБ — флаттер. Внедрение в серию и доводка дублёра АНТ-41бис с поплавковым шасси вместо колёсного были приостановлены и вскоре прекращены.

Первыми советскими самолётами, появившимися в Испании, были не истребители, как принято считать, а бомбардировщики СБ и Р-5. Осенью 1936 года первые СБ и группа лётчиков-добровольцев прибыли в порт Картахена. К концу октября на вооружении республиканских ВВС состоял 31 самолёт СБ. Машины поступали в Испанию в разобранном виде, после сборки их испытывали в полётах. «Катюши» (так любовно называли СБ испанцы) наносили удары по войскам, аэродромам и кораблям франкистов.

Закрытая кабина лётчика со сдвижным фонарём размещалась несколько выше кабины штурмана. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Боевое применение СБ в начальный период войны показало, что эта машина превосходила по скорости и высотности все типы истребителей.

За пять с половиной месяцев боёв (до 16 апреля 1937 года) потери составили всего 9 машин.

Появление в испанском небе истребителей Bf.109В лишило СБ его главного преимущества — скорости. В этих условиях стали проявляться недостатки машины: слабое оборонительное вооружение, отсутствие брони и непротектированные топливные баки, которые являлись причинами возросших потерь.

Всего в Испанию поступило около 150 машин СБ.

После поражения республиканского правительства франкисты захватили 19 уцелевших самолётов СБ, и под названием «София» они использовались в качестве учебных до начала 50-х годов.

В сентябре 1937 года был подписан договор о кредите и военной помощи между СССР и Китаем, который в то время отражал агрессию милитаристской Японии. Первые поставки снаряжения включали 225 самолётов, из них 62 СБ. Одновременно, в октябре 1937 года, в Китай было отправлено 153 человека, а 11 ноября — 36 человек из личного состава двух дивизионов под руководством Ф.Р. Полынина. В декабре началось обучение китайского персонала, однако основная тяжесть боёв вплоть до 1941 года легла на советских лётчиков. До ноября 1938 года Китай получил 123 самолёта СБ. Прибыл ещё 121 человек персонала. Подготовка и моральный дух китайских лётчиков были настолько низки, что из 27 СБ осталось лишь 4 самолёта. Летом 1939 года авиация Китая располагала всего 30 экземплярами СБ. В августе было передано ещё 36 самолётов СБ. Небольшое число СБбис применялось до 1946 года.

Кабина штурмана была выполнена из прозрачных панелей целлулоида с вертикальный щелью для наведения спаренных пулемётов. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

В 1936 году Чехословакия, приступив к модернизации своей бомбардировочной авиации, была вынуждена покупать самолёты за границей. В марте 1937 года состоялось подписание соглашения об отмене чешских 76,2-мм пушек «Шкода» С5 на советские самолёты СБ. Одновременно была приобретена лицензия. Первый В.71 (чешское обозначение СБ) после сборки был испытан в Праге 17 апреля 1937 года. До конца года переданы три машины, а до июня 1938 года — ещё 50 экземпляров. Самолёты В.71 изготавливались на киевском авиазаводе с чехословацкими двигателями «Авиа» (»Испано-Сюиза» 12Y), оборудованием и вооружением.

Предприятиям «Avia», «Letov» и «Aero» была заказано 60 самолётов В.71А в разведывательном варианте и 101 В.71В — в бомбардировочном. До оккупации страны большинство готовых В.71 поступить в части не успели. Около 100 машин было изготовлено уже под наблюдением немцев.

Попавшие в руки немцев чешские В.71, а также трофейные СБ с Восточного фронта в основном использовались ими как учебные.

Болгария приобрела 24 самолёта В.71. Они ограниченно применялись в боевых действиях в 1941 году против Югославии, позднее в Македонии против партизан. Впоследствии использовались для учебных целей.

В 1939 году СБ активно участвовали в боях против японских войск в Монголии. Например, 20 августа бомбовые удары по позициям и укреплениям противника нанесли группы из 120 и 52 самолётов СБ, что значительно облегчило прорыв мощной обороны японцев. Действовавшие с высоты 6000 м СБ не дали шанса японским истребителям оказать противодействие.

На первых сериях СБ с моторами М-100 применялись двухлопастные винты фиксированного шага. Самолёты более поздних серий оснащались металлическими трёхлопастными винтами изменяемого в полёте шага. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Осенью 1939 года бомбардировщики СБ приняли участие в советско-финляндской войне. Потери от оказанного противодействия финских истребителей, ПВО и отчасти сложных метеоусловий были значительными. В заключительный период боевых действий СБ применялись только в ночных налётах, причём с баз в Эстонии. Несколько бомбардировщиков СБ находились на службе финских ВВС. После окончания войны в 1940 году было отремонтировано 6 сбитых СБ, которые использовались в морском разведывательном дивизионе. Годом позже Германия передала Финляндии ряд трофейных самолётов. В начале 1942 года финская авиация располагала 24 машинами СБ в вариантах бомбардировщика и учебного. Они применялись для разведывательных и диверсионных полётов.

В июне 1941 года советская авиация имела около 500 самолётов СБ, причём примерно 40% из них находились не в строевых частях или были неисправны. Только 22 июля немецкой авиацией было сбито около 200 СБ. Потери в первые дни войны увеличивались за счёт брошенных из-за нехватки топлива и запасных частей самолётов. Так, в июле 1941 года на Западном фронте находилось лишь 72 СБ и 12 Ар-2 из предвоенных 377 и 22 соответственно, а в сентябре оставалось только 28 СБ.

Существует мнение, что к началу войны СБ устарел. Действительно, в конце 30-х годов появились новые истребители, превышающие его по скорости. Однако следует отметить, что СБ, особенно его последние модификации, практически не уступал основному бомбардировщику Германии Ju 88А-1.

Створки бомболюка. В ходе серийной постройки менялись конструкция бомболюка, который приспособили для подвески ФАБ-250 и других бомб в горизонтальном и вертикальном положениях. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

В первый же день войны группа СБ 40-го бомбардировочного полка нанесла удар по военным объёктам Кенигсберга и Мемеля.

В декабре 1941 года 31-й авиаполк, вооружённый самолётами СБ, первым в бомбардировочной авиации стал гвардейским. СБ обстреливали механизированные колонны, аэродромы и позиции немецких войск. Пикирующие бомбардировщики Ар-2 эффективно поражали малоразмерные цели, попасть в которые с горизонтального полёта очень трудно. Недостаток истребителей прикрытия в начальный период войны ограничивал применение СБ в дневное время. Зато они активно действовали как ночные бомбардировщики до конца 1942 года. На Карельском фронте самолёты СБ применялись до 1943 года.

Снятые с вооружения СБ до конца войны использовались для транспортных перевозок, снабжения партизан, а также для буксировки грузовых планёров. В учебных подразделениях СБ применялись ещё несколько лет после войны.

Технические данные СБ 2М-103А.

  • Экипаж: 3 чел.
  • Максимальная взлётная масса: 7880 кг
  • Размеры: длина х размах 12,27 м х 20,33 м
  • Двигатель: 2 (М-103А) х 960 л.с.
  • Максимальная скорость полёта на высоте 4100 м: 450 км/ч
  • Скороподъёмность (средняя) 8,8 м/с
  • Практический потолок: 9300 м
  • Дальность полёта: 1900 км
  • Вооружение: 4 х 7,62-мм пулемёта ШКАС
  • Максимальная бомбовая нагрузка: 500 кг (в перегрузку на внешней подвеске + 1000 кг)

#авиация #самолёты #машина #техника #история #ссср #вов #великая отечественная война #вторая мировая война

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Сб - окб а.н. Туполева - 1935 г.