Двб-102 - окб в.м. Мясищева - 1942 г

В 1939 году в ОКБ В.М. Мясищева был разработан проект дальнего высотного двухмоторного бомбардировщика под новые двигатели М0120ТК мощностью 1800 л.с. Самолёт получил обозначение ДВБ-102. Машина имела следующие расчётные характеристики: дальность полёта — до 4000 км, скорость — более 500 км/ч, потолок — до 10 000 м, бомбовая нагрузка — до 4000 кг.

Бомбардировщик ДВБ-102. Источник: Яндекс.Картинки.

Принципиальными особенностями самолёта были: наличие двух герметичных кабин для экипажа, шасси с носовым колесом и дистанционное гидравлическое управление стрелковыми установками, расположенными вне гермокабин. Такое сочетание лётно-технических качество и перспективных нововведений для того времени было новаторским шагом в авиастроении.

Советский бомбардировщик ДВБ-102. Источник: Яндекс.Картинки.

«Подвижная пушка ШВАК-20 с боезапасом в 175 снарядов размещалась в передней гермокабине.

Принципиальной особенностью ДВБ-102 было наличие двух герметических кабин (ГК) для экипажа: передней — для лётчика и штурмана, задней — для двух стрелков. Устройство и оборудование ГК обеспечивали практически нормальные физиологические условия для работы экипажа без применения кислородных приборов на всех высотах, включая полёты на максимальной высоте. В кабинах осуществлялась вентиляция и поддерживалось давление, соответствующее высотам 2000 — 3000 м.

Фюзеляж диаметром 1,6 м конструктивно представлял собой полумонокок с работающей обшивкой. В большом бомбоотсеке, длиной 7,0 м, могла разместиться 2000-кг бомба. Створки бомболюка с помощью гидросистемы убирались внутрь фюзеляжа.

Применение шасси с носовой стойкой значительно упростило технику пилотирования при взлёте и посадке.

Нижняя установка крупнокалиберного пулемёта УБК. Верхняя подвижная установка состояла из спаренных пулемётов УБК и ШКАС. Обе установки управлялись дистанционно с помощью гидросистемы».

ДВБ-102. Источник: Яндекс.Картинки.

В мае 1940 года началась постройка опытного экземпляра. Самолёт представлял собой цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с двухкилевым вертикальным оперением. Широко применялись штамповки и литьё из алюминиевых и магниевых сплавов; пластмасса и сварные соединения использовались ограниченно. Летом были проведены статические испытания бомбардировщика.

Работы, прерванные в августе эвакуацией, были продолжены и завершены в Омске, где отдел Мясищева разместился на базе ремонтных мастерских Гражданского воздушного флота. 17 февраля 1942 года состоялся первый полёт опытного экземпляра. Начались лётные заводские испытания, совмещённые с государственными, которые завершились 2 сентября. С нормальным полётным весом 15 000 кг было произведено только 11 вылетов, остальные 19 проводились в облегчённом варианте. Большая часть времени (80%) ушла на различные доработки и доводку самолёта. Испытания осложнялись плохой работой двигателей М-120, которые оказались ненадёжными и имели ресурс всего 25 ч. В конце мая их сняли, а в июне установили новые того же типа. В июле — августе внесли изменения в выхлопные всасывающие патрубки, верхние капоты двигателей, бензосистемы, установили новые маслорадиаторы. Плохая работа турбокомпрессоров стала причиной их замены на обычные нагнетатели. В таком виде винтомоторная группа удовлетворительно работала на высотах до 8000 м. В акте по результатам испытаний ДВБ-102 отмечалось, что оборудование герметических кабин значительно улучшило условия работы экипажа на большой высоте. Самолёт развил максимальную скорость 542 км/ч, превышающую скорость существующих дальних бомбардировщиков.

ДВБ-102. Источник: Яндекс.Картинки.

«Крыло типа «чайка» было необычно тонким для тяжёлого самолёта, что обеспечивало высокие аэродинамические характеристики. В консолях находились кессонные баки с горючим. Крыло имело довольно толстую (до 3 мм) несущую обшивку. Четыре секции посадочных щитков-закрылков были электроуправляемыми».

Высотный бомбардировщик ДВБ-102. Источник: Яндекс.Картинки.

Тем не менее опытные двигатели М-120 не были готовы, их доработка требовала времени. Поэтому было решено их заменить.

Весной 1943 года появился дублёр самолёта с новыми двигателями воздушного охлаждения М-71 (2000 л.с.) конструкции А.Д. Швецова. Установка моторов другого типа потребовала большой дополнительной работы. Была изменена передняя гермокабина, нагнетатели заменены на турбокомпрессоры ТК-3.

ДВБ-102. Источник: Яндекс.Картинки.

«Оперение свободнонесущее, двухкилевое. Стабилизатор имел поперечное V=11 градусов, на его концах крепились шайбы вертикального оперения.

Основное одностоечное шасси со сдвоенными колёсами в полёте убиралось в мотогондолы вперёд и полностью закрывалось створками».

ДВБ-102. Источник: Яндекс.Картинки.

В мае 1943 года начались лётные испытания новой модификации. Однако летом, по причине гибели В.М. Петлякова в авиакатастрофе, В.М. Мясищев был назначен главным конструктором для руководства выпуском и модернизацией Пе-2, лётные качества которого значительно ухудшились в ходе серийного производства. Мясищев с частью коллектива переехал на авиазавод в Казань. Оставшихся сотрудников КБ перевели в Москву на опытный завод, куда был отправлен и самолёт ДВБ-102 для продолжения работ по доводке.

В августе 1943 года состоялся перелёт самолёта с новыми моторами по маршруту Омск — Казань — Москва, во время котрого были подтверждены практически все расчётные лётные характеристики. Осенью испытания продолжались уже в Москве. Они сопровождались плохой работой двигателей М-71. Их заменили форсированными М-71Ф, но и те оказались недоведёнными.

Советский дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102. Источник: Яндекс.Картинки.

Лётные испытания ДВБ-102 завершились в 1946 году. Коллектив конструкторов был удостоен Государственной премии, а В.М. Мясищев, кроме того, — личной благодарности Сталина. Тем не менее новая машина разлила судьбу ряда других опытных самолётов военного времени и не была запущена в серийное производство из-за недоведённости двигателей М-120 и М-71. К тому же И.В. Сталин принял решение полностью скопировать американский бомбардировщик В-29, имевшийся в нескольких натуральных образцах. Эта работа была поручена А.Н. Туполеву.

Технические данные ДВБ-102 (ВМ-1):

  • Экипаж: 4 чел.
  • Максимальная взлётная масса: 14 906 кг
  • Размеры: длина х размах 18,9 м х 25,17 м
  • Двигатель: 2 (М-120ТК) х 1800 л.с.
  • Максимальная скорость полёта на высоте 6250 м: 540 км/ч
  • Скороподъёмность (средняя): 6 м/с
  • Практический потолок: 8300 м
  • Дальность полёта: 3340 км
  • Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 12,7-мм пулемёта УБК, 1 х 7,62-мм пулемёт ШКАС
  • Максимальная бомбовая нагрузка: 2000 кг на внутренней и 1000 кг на внешней подвеске.

#авиация #самолеты #техника #машина #вов #великая отечественная война #история #вторая мировая война

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Двб-102 - окб в.м. Мясищева - 1942 г.