В 1936 году ВВС объявили конкурс на лучший двухместный одномоторный многоцелевой (разведчик, ближний бомбардировщик и штурмовик) самолёт под условным обозначением «Иванов». Задания на разработку самолёта получили конструкторские коллективы, возглавляемые И.Г. Неманом, Н.Н. Поликарповым и А.Н. Туполевым.
Винт изменяемого в полёте шага окрашивался чёрной матовой краской, чтобы солнечные блики не слепили лётчика. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".Проектирование скоростного разведчика-моноплана «Иванов» Туполев поручил бригаде Павла Осиповича Сухого, которая ранее создала ставшие знаменитыми рекордные самолёты АНТ-25 (РД) и АНТ-37 «Родина».
Работы над самолётом, получившим обозначение АНТ-51 «СЗ» (Сталинское задание), были начаты в 1936 году. Тогда даже военные специалисты ещё не могли достаточно чётко определить технические требования для машин с «широким кругом боевых обязанностей». Поэтому конструкторы стремились обеспечить для «СЗ» такие лётно-технические параметры, которые позволили бы использовать его для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя, уничтожения живой силы и техники и ударов по коммуникациям и военным объектам в ближнем тылу противника. Самолёт представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом, убирающимся шасси и бомбовой нагрузкой 400 кг.
Регулировка раскрытия створок «юбки» капота обеспечивала оптимальный режим охлаждения мотора. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".25 августа 1937 года состоялся первый полёт АНТ-51 с мотором М-62 (820 л.с.). На госиспытаниях была получена максимальная скорость 403 км/ч на высоте 4700 м. Несмотря на недостаточную скорость, самолёт в варианте ближнего бомбардировщика был признан лучшим среди конкурсных. (Лучшим разведчиком назвали самолёт ХАИ-5.) Самолёт АНТ-51 было решено испытать повторно с более мощным двигателем М-87А (мощность — 950 л.с.). Машина показала скорость 468 км/ч на высоте 5600 м. Бомбардировщик был одобрен и ещё запущен в серию под маркой «Иванов» (АНТ-51). С целью экономики дорогого и дефицитного дюралюминия разработали смешанную конструкцию самолёта с максимально возможным применением дерева.
Кабина пилота закрывалась высоким фонарём с выпуклым обтекаемым козырьком из оргстекла, со сдвижной частью с форточкой слева. Кресло лётчика защищено 9-мм бронеспинкой. В бомбовом отсеке, расположенном в центроплане под кабиной лётчика, на кассетных держателях подвешивалось до 400 кг бомб разного калибра. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".В конце 1939 года бригада П.О. Сухого стала самостоятельным ОКБ. Самолёт получил новое обозначение — ББ-1 (ближний бомбардировщик — первый) и выпускался с двигателем М-88 (1100 л.с.), впоследствии — с М-88Б. В конце 1940 года самолёт, по фамилии конструктора, получил название Су-2. Бомбовая нагрузка была увеличена до 600 кг. Су-2 строился серийно на трёх заводах. Была выпущена серия машин с мотором М-82 (1400 л.с.). С этим двигателем Су-2 показывали скорость свыше 480 км/ч на высоте — 6000 м.
Экран турели открывался назад-вверх, облегчая штурману вход в кабину и её покидание. Кабина штурмана-стрелка защищалась 9-мм бронелистами снизу и с боков. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".Вооружение включало 6 пулемётов ШКАС (по 650 патронов) — по два в консолях крыла (у разъёмов), по одному на турели и в люковой установке. Бомбовая нагрузка могла быть в нескольких вариантах: внутренняя подвеска — до 400 кг бомб в разных комбинациях (30 х 8 кг, 30 х 10 кг, 20 х 15 кг, 20 х 20 кг, 12 х 25 кг, 4 х 50 кг, 4 х 100 кг); на наружной подвеске две бомбы по 250 кг (или более мелкие на 14 держателях) или 10 РС-82 (8 РС-132). Однако к началу Великой Отечественной войны стрелковое вооружение Су-2 было уже недостаточным.
Капот звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-88 выполнен из трёх съёмных крышек. На нижней из них располагался туннель всасывающего патрубка карбюратора, начинавшийся у передней кромки капота. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".В 1941 году под перспективный двигатель М-90 (2000 л.с.) была разработана ещё одна модификация — Су-4. Значительное увеличение мощности обещало существенное улучшение лётных и боевых качеств самолёта. Однако мотор был опытным, и на самолёт установили серийный двигатель М-82. Бомбардировщик Су-4 с М-82 выпускался серийно весной — осенью 1942 года.
Цельнометаллическое крыло с небольшим поперечным V состояло из центроплана и отъёмных консолей. По задней кромке центроплана располагались посадочные щитки из двух половин, отклонявшиеся на 55 градусов. Для обзора вниз под кабиной штурмана в центроплане и щитках сделаны плексигласовые окна. В консолях размещались два бензобака по 140 л. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".Вооружение было усилено. Дополнительно к двум пулемётам ШКАС в кабине стрелка и 400 кг бомб на внутренней подвеске, вместо крыльевых ШКАС, в центроплане устанавливались два крупнокалиберных пулемёта БС.
Шасси одностоечное, с тормозными колёсами, убиралось в ниши между лонжеронами центроплана. Колёса, стойки и боковые подкосы в убранном положении закрывались щитками. Зимой предусматривалась установка лыжного шасси. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".В первые месяцы Великой Отечественной войны экипажи Су-2, как и их боевые товарищи, сражавшиеся на уже устаревших самолётах СБ, И-16, И-153 «Чайка» и МБР-2, выполняли любые задания командования. Облегчённые Су-2 (без бомб и реактивных снарядов) применяли даже в качестве одноместных истребителей.
Для защиты задней полусферы в кабине штурмана устанавливался турельный пулемёт ШКАС. Для увеличения зоны обстрела задний обтекатель опускался. Козырёк, смонтированный на заднем срезе неподвижной средней части фонаря, отклонялся внутрь кабины стволом пулемёта при стрельбе и возвращался в исходное положение пружинами. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".Группа Су-2, возглавляемая заместителем командира эскадрильи Екатериной Зеленко, только за один вылет в июле 1941 года разгромила фашистскую механизированную колонну, сожгла и вывела из строя 45 танков и 20 автомашин. В сентябре, после выполнения очередного задания, на самолёт Зеленко напали семь истребителей. В этом жестоком бою экипаж Су-2 сбил один вражеский истребитель, поджёг второй, а третий уничтожил таранным ударом. Это был первый в истории авиации таран, выполненный лётчиком-женщиной.
Через люк в полу кабины штурман мог покинуть самолёт. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".В ходе первого периода войны быстро выяснялось, что тип самолёта, сочетавший в себе качества разведчика и ближнего бомбардировщика (хотя экономически это и выгодно), уже изжил себя. Его функции повсеместно и прочно перешли к двухмоторным скоростным самолётам типа Пе-2 и Ту-2, имевшим скорость более 500 км/ч.
Хвостовой обтекатель имел нишу для костыльного колёса, а на конце его крепилась лампа строевого огня. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".Штурмовику же необходимо было более сильное бронирование, стрелковое вооружение крупного калибра, меньшая высотность и большая скорость у земли. В дальнейшем коллектив П.О. Сухого разработал бронированный штурмовик Су-6, соответствовавший этим требованиям.
Технические данные Су-2.
- Экипаж: 2 чел.
- Максимальная взлётная масса: 4700 кг
- Размеры: длина х размах 10,25 м х 14,3 м
- Двигатель: 1 (М-82) х 1700 л.с.
- Максимальная скорость полёта на высоте 5850 м: 486 км/ч
- Скороподъёмность (средняя): 8,5 м/с
- Практический потолок: 8400 м
- Дальность полёта: 910 км
- Вооружение: 6 х 7,62-мм пулемётов ШКАС
- Максимальная бомбовая нагрузка: до 600 кг или 400 кг и 8 — 10 РС
Всем спасибо за прочтение! Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть всегда в курсе новых статей!
Мой ютуб-канал, где я собираю масштабные модели авиации и грузовиков.
#авиация #самолёты #ссср #история #вов #великая отечественная война #вторая мировая война #машина #техника
Больше интересных статей здесь: Совет.
Источник статьи: Су-2 - окб п.о. Сухого - 1937 г.