4700 км пути.

Всем привет! Хочу поделиться своим главным автомобильным приключением жизни — переездом из Красноярска в Питер с 21 по 25 октября 2020 года. Без малого пять тысяч километров дороги, четыре часовых пояса, пятнадцать регионов, пятьсот литров горючего. Мотивы переезда опущу, в данном рассказе они не важны.

Летом приобрёл автомобиль Хонда Одиссей. Купил специально для запланированного переезда, поскольку этот автомобиль более-менее вместительный, а на что-то другое денег не хватило. Подготовка автомобиля заключалась в следующем: замена двигателя, рулевой рейки, тормозных дисков и колодок, аккумулятора, прочего по мелочи. Поставил на зимнюю резину. В путешествие со мной отправился и мой верный старый пёс Ральф.

Через пять минут выезжаем.

Вечером накануне отъезда загрузил машину, что называется, по самую крышу: мешки, коробки, чемодан, пакеты, тряпьё, сумки. Свободным осталось лишь место водителя и половина заднего дивана за ним — там я устроил лежбище для собаки. Утром перед отъездом погрузил цветы в горшках (сколько влезло; часть пришлось оставить у родителей), жратву и — в путь.

В заднем отделении - зимний сад.Псу тесновато, но что поделать.Завалено всё.Буквально всё.

Отъезд случился в 8:30 среды 21 октября. До этого дня я ездил за рулём лишь на дистанцию в 500 км — в соседнюю Хакасию. И помнил, что эти 500 км давались мне с трудом, поскольку на полпути начинало клонить в сон, причём серьёзно так, вплоть до секундных «отрубов». Но… была ни была. Поехали.

Уж не знаю, почему, но в качестве путеводителя я выбрал навигатор от Гугл Мапс. На мой взгляд, это неудачная программулина, однако… Однако, я доверился этому IT-гиганту, наивно полагая, что в вопросах оптимизации дорожного маршрута проблем с ним быть не должно. И, как можно догадаться, нарвался на проблему в первом же более-менее крупном городе на пути — в Ачинске. Гугл Мапс повела меня через город странным зигзагообразным маршрутом («Наверное, сокращает путь», думал я), а когда я переехал через чахлый мостик шириной в одну слабо асфальтированную полосу и упёрся в тупик, то вспомнил, что недаром люто-бешено ненавижу Гугл и все его сервисы. Разрытый карьер впереди, два местных рыбака и разворачивающийся такой же как я любитель Гугл Мапс заставили меня понервничать лишь пару секунд. Ненавистный Гугл был закрыт, а вместо него я запустил 2ГИС, который, как оказалось, имеет встроенный навигатор намного удобнее гугловского. По нему я спокойно выехал из Ачинска и продолжил путь.

Поскольку я уже успел скататься туда-обратно снова, то теперь знаю, куда именно вёл меня Гугл-навигатор - на понтонный мост, который работает летом, но не работал в конце октября.

Покинув Красноярский край, я оказался в Кемеровской области. Кемерово проехал довольно быстро, как и всю область. Город Кемерово мне запомнился неестественным смогом и кучей ненужных камер фиксации скорости. В общем - не понравился. Уже затемно добрался до Новосибирска, но города не видел даже издалека — обошёл его по объездной дороге. После Новосибирска заночевал на стоянке грузовиков, пройдя за первый день 806 километров (по одометру).

Спал прямо в машине. И это нечто, когда нельзя ни вытянуть нормально ноги, ни лечь на бочок.

Выехал затемно, проспав около шести часов. С Новосибирска пошёл на Барабинск (где случилась первая фигня, о которой ниже) и далее — на Омск. Следующая ночёвка была где-то на полпути к Тюмени в Тюменской области. И если ранее погода мне благоволила, то с приходом темноты 22 октября резко понизилась температура, повалил снег, появился гололёд. Я остановился на неприметной стоянке грузовиков где-то в районе Ишима, но не доезжая до него. На утро вновь затемно продолжил путешествие.

А теперь вставка про Барабинск и этот ваш 2ГИС. Мне сразу показалось подозрительным, что навигатор 2ГИС отчего-то хочет увести меня с трассы в какой-то богом забытый Барабинск, но ведь программе-то виднее. Видимо, там есть секретный короткий путь, про который знает 2ГИС, но не знает ни один дальнобойщик. В общем, не предчувствуя ничего плохого, я ушёл с трассы в Барабинск, а оттуда в находящийся тут же Куйбышев. Барабинск ничем не примечательное село, но вот Куйбышев запомнился мне просто фантастически огромным количеством камер фиксации скорости, которые тут натыканы, кажется, через каждые 100 метров. И куча лежачих полицейских. И ограничения скорости в 40 и даже 20 км/ч. В общем, Куйбышев – это столица дорожных камер в России, точно говорю.

2ГИС предложил мне покинуть Куйбышев по грунтовой дороге, где машины проезжали с частотой одна штука в десять-пятнадцать минут. Я хоть и матерился, но ехал по этой грунтовке (там знаки ещё стоят с ограничением по скорости в 90 км/ч, но если ехать 90 км/ч, то у тебя машина или развалится, или улетит в кювет) километров 20, пока не пропала связь и интернет. Тогда я решил, что творится некая фигня, и повернул обратно. Кстати говоря, до сих пор не пойму, какой такой путь из Ачинска в Питер проложил навигатор 2ГИС, что повёл меня с трассы куда-то на север. Лесными просеками мне там дальше надо было двигаться?

Зато пёс вдоволь набегался.Ветер, пасмурно, отклонились от трассы.

В общем, вернулся в Куйбышев, гневно отключил 2ГИС и врубил Яндекс.Навигатор (предварительно его скачав, благо, интернет в пределах видимости жилых домов появился). Яндекс.Навигатор явно прифигел от того, где я нахожусь, и чётко вернул меня на трассу.

Когда заехал в Тюмень, было уже светло. Город проехал сквозь какой-то из его новых районов с комплексами человейников и большими дорожными развязками. Такие большие развязки и магистрали я тут увидал впервые. Ещё впервые увидал здоровенные градирни ТЭЦ.

В целом, мне Тюмень не понравилась. Ещё тут у меня кончилась омывайка, пришлось покупать новую бутыль. На старте в Красноярске бачок был полный.

Этим же днём я добрался до Екатеринбурга, где сделал небольшую остановку, чтобы протереть стёкла, покушать, отдохнуть да позвонить близким. Екатеринбург мне очень понравился: много деревьев, тепло, относительно чисто. Далее на пути лежали Уральские горы, которые я решил штурмовать до возможного снегопада, то есть — сегодня же. До заката оставалась ещё пара часов, так что — в путь.

К тому времени, как я добрался до Екатеринбурга, машина была покрыта грязью полностью.А ведь выезжал на чистом автомобиле.

Бросок через горы стал тем ещё приключением. Подъёмы, спуски, повороты, обгоны, подъёмы, повороты, обгоны, спуски… Было ощущение, будто я на каких-то американских горках стремительно лечу чёрт знает куда. Вереницы фур в попутном направлении, вереницы фур на встречу. Даже когда стемнело, по этой горной дороге скорость держалась не ниже 90 км/ч, что казалось неоправданно высокой скоростью, ведь кроме автомобильных фар не видно больше ровным счётом ничего.

Кстати, фур на этих федеральных трассах больше, чем легковушек. Иногда кажется, что дороги принадлежат только фурам. А есть и бешеные фуры, которые обгоняют другие фуры на скорости километров 110 в час. Меня после Кемерово одна фура пыталась выдавить на обочину. Уж не знаю, чего показалось водиле этой фуры (уверен, что мать родила его вперед задницей), но я как-то увертелся. Потом эта же фура мигала правым поворотом, разрешая обгон.

Я думал, что знаю всё о горных дорогах, ведь по пути в Хакасию лежат Саяны и очень похожий маршрут. Вот только Саяны можно проехать за час-полтора, а этот Урал всё не кончался. Я стал высматривать по пути стоянки дальнобоев, чтобы заночевать, но, как правило, проскакивал их, не успевая вовремя разглядеть в темноте (да, знаки тоже не всегда успевается читать, когда летишь за бешеной фурой, стараясь от неё не отставать). Короче, решил уже двигать на Пермь, а там где-нибудь и отдохнуть.

Уральские горы, делящие страну на Европейскую часть и Сибирь, являются в моём случае пути серединой маршрута. Дорога между Екатеринбургом - на востоке, и Пермью - на западе, длится километров 300-350.

К счастью, Уральские горы кончились (как я думал), трасса вывела меня на широкую магистраль с ограничением скорости в 110 км/ч (такое впервые увидел). По этой магистрали я подошёл к Перми, обогнул её и в неимоверно усталом состоянии нырнул в появившуюся вдруг охраняемую стоянку грузовиков. Тут я заплатил какому-то хмырю 100р за стоянку (за охрану), запарковался и уснул. Кстати, за две предыдущие ночевки я никому не платил. Просто заезжал внаглую на парковку фур, выбирал место где-нибудь с краю, вставал и… мужички-охранники топтались рядом, но отчего-то не подходили требовать денег. Может, смущал мой вид в камуфляже, а может и мой пёс, деловито снующий вокруг машины. Уж не знаю. Для фур ночёвка стоит вроде как 150р, для легковых 100р везде по дороге.

В следующих своих поездках я убедился, что бывают цены и в 50р для легковых автомобилей.

Выехал, естественно, затемно. Ночью прошёл хороший снегопад, и дорога была покрыта толстым слоем снега. Несколько километров двигался по вполне сносному шоссе, но потом Яндекс увёл меня вправо, на менее популярную у водителей и более заснеженную дорогу. Затем — новый поворот на ещё более заснеженную и менее популярную дорогу. Я снова знатно прифигел от понимания, что третий навигатор предпочёл обкатанную фурами, а значит лучшую дорогу каким-то объездным путям. Но делать нечего — едем. Кое-где приходилось сбавлять скорость до 40 км/ч, ибо страшновато ехать по снежному насту быстрее, когда вокруг ни души, только лес с двух сторон и снегопад. И эти нескончаемые горы-горы-горы. Иногда меня обгоняли редкие фуры и ещё более редкие легковушки. По снежной тропе я двигался километров 200, а затем, как по волшебству, асфальт вдруг очистился от снега, хотя по обочинам его было прилично. Уж не знаю, может, в асфальт добавляют что-то, что топит на его поверхности снег? Попадались и подсыпальщики песка, и камазы-чистильщики, в общем, дорога не заброшенная, но явно местного значения, а не федерального.

Это не так, как выяснил я совсем недавно. Это дорога Р-243, вполне хорошая летом.
После Перми меня ждала зимняя дорога.Чистый воздух и почти никаких машин на трассе.

Наконец, к великому облегчению, я добрался до Кирова. Тут меня впервые остановил ДПСник, проверил права, страховку, да отпустил с богом. После Кирова я остановился на привал, покушал, выгулял пёселя, позвонил всем кому надо было позвонить и взял курс на Кострому.

Вернее, я думал, что курс взят на Вологду. Так же думал и Яндекс.Навигатор.

Следующий отрезок пути был долог, нуден, однообразен. Я вновь ехал по федеральной трассе, вокруг было много фур, хорошая дорога, тёплая погода. Снега уже не наблюдалось и на обочинах, и в окрестных лесах.

Ехали мы, ехали, и вдруг навигатор сообщает мне, что я проехал нужный поворот. Блин, как так? На трассе если и поворот, то его трудно пропустить. Ладно, я проехал вперёд ещё пару километров, развернулся в подходящем месте, вернулся к нужному повороту, повернул и… и знатно офигел вновь. То, что Яндекс.Навигатор называет там дорогой, я таковой назвать не смогу никак.

Итак, мы имеем некий путь на север — на Вологду. Длиной несколько сотен километров. Сразу же после сворота с трассы асфальт на этой дороге вроде бы и есть, но только будто Танос щёлкнул пальцами, и совершенно рандомные куски асфальта на этой дороге исчезли. Их тупо нет, вместо них большие и малые колодцы с водой. А ещё нет обочины. Совсем. Если на трассе есть и чётко обозначенная ровная обочина, на которой можно встать, и ещё метров десять до леса, то тут лес начинается сразу с дороги. Если открыть окно и высунуть руку с сигаретой, то рано или поздно чья-нибудь голодная пасть высунется из этого леса и оттяпает тебе руку. Я серьёзно, там даже развернуться не получилось, пришлось сдавать назад.

Когда я сдал назад и где-то там на каком-то пятаке встал пересмотреть этот грёбаный маршрут, из лесу не спеша выехал мужичок на старом велике. Откуда, куда и — самое главное — зачем он ехал, для меня останется загадкой навсегда. А ведь уже смеркалось, оставались считанные минуты до наступления темноты.

Ещё из леса по этой лунной дороге не спеша вывалилась фура, а в лес уехал какой-то обречённый легковой автомобиль.

«В общем, этот маршрут не для меня», заключил я. Переключил навигатор на Кострому. До которой в темноте летел несколько сотен километров по почти прямой как стрела дороге. Ощущение было, будто летишь в космосе: не видать ничего кроме разметки, задних фонарей впереди идущей фуры и проносящихся мимо встречных фар. Ни-че-го более несколько часов.

Сначала я хотел встать на ночёвку до Костромы, но всё не попадались стоянки (либо я их пролетал в темноте). Потом я решил отдохнуть после Костромы, которую проехал через городской центр. Но после Костромы стоянки не попадались снова, хотя я неистово их высматривал. И тут заметил некий прикол: по трассе регулярно попадаются знаки площадки для отдыха, кемпинга, столовой, но… ничего этого по пути нет. Вот, казалось бы, знак: до кемпинга 200 м. А вот и знак кемпинга и стрелка вправо… в лес. Короче, там после Костромы много хороших знаков, но нет соответствующих им объектов.

А ещё там все заправки только по левой для меня стороне с запретом поворота разметкой. И доехал я этой же ночью уж до самого Ярославля, не прекращая материть всё и вся, поскольку чертовски устал и должен был как-то держать себя в тонусе. Ярославль проехал как-то бочком по навигатору, нашёл какую-то загаженную аборигенами обочину и решил поспать тут. Честно говоря, даже собаку брезговал выпускать гулять на столь изгаженную часть дороги, хотя вроде бы мы были в черте города. Но делать нечего: я устал, за бортом темень и ночь, надо отдохнуть.

Расположился в машине как мог, взял телефон, решил посмотреть, где нахожусь, что рядом. И выяснил, что сразу за изгаженной обочиной и лесополосой находится кладбище. Ночевать рядом с кладбищем вроде как плохая примета (хотя это не точно), и через клокочущие матюки я поехал дальше в поисках мать-твою-хоть-какой-то-стоянки-фур-твою-мать.

Ехал я долго. Дорога была чудесная: то отвратительная трещётка, то вполне годный асфальт. То едешь с матюками по самой середине, пропуская разметку ровно под днищем авто, то набираешь скорость на свежем асфальте. Чёрт знает, почему такое случилось с тамошней дорогой. Может, украли половину денег на ремонт, вот половину дороги и сделали.

Уже на пределе сил я приткнулся на обочине дороги у заправки подле какого-то села. Бортовое время показывало четвёртый час ночи. Не в силах больше делать ничего я уснул.

И через четыре часа Ральф разбудил меня горячим дыханием в ухо. Обычно он так дышит, когда не терпится покекать. Делать нечего, вылез, выпустил собаку, тот псыкнул пару капель и обратно в машину. Кекать не хотел. А я хоть и хотел спать, но ещё больше хотел поскорее приехать уж куда-нибудь.

И мы поехали дальше. По Россиюшке, через никому не известные мухосрански, задрипенски, Углич, задрипенски и мухосрански, мимо кладбищ, сёл, провинций. Я, конечно, знал, что Россия велика, но никак не предполагал, что за Уралом (от Красноярска) меня ждут такие убогие дороги. Я ездил до всех городов, окружающих Красноярск, и нигде не встречал таких стрёмных дорог.

Надо заметить, что благодаря навигатору я поехал по маршруту Ярославль - Тверь через Углич. Дорога там и в самом деле в тот раз была не ахти. Есть альтернативный, более качественный маршрут - через Москву.

Проклиная Яндекс.Навигатор, я двигался на Тверь. Тверь была самым большим городом в пределах досягаемости, а там я решил уйти на платную трассу, подальше от этих колдобин, ям и случайно отремонтированных кусков дороги.

Пока, блин, не заехал в Тверскую область. Вижу впереди поворот на трассу, дорога явно межрегионального значения, значит — хорошая. Уже предвкушая скорость и отдых от ям, я свернул на… Р-132? Чёрт знает, как сиё называется, но за все 15 лет моего водительского стажа это самая худшая дорога. Самая! Худшая! Не, асфальт-то есть, но впечатление такое, что уложен он поверх бушующего моря. И плюс выбоины, колдобины и колея! Даже в провинциальных подлесках после Ярославля дорога куда лучше, чем та, что идёт на, казалось бы, столицу области. Мне там 80 с чем-то километров всего надо было ехать, но я постоянно думал, что сейчас оторвёт какое-нибудь колесо или меня снесёт в кювет. До Москвы вроде рукой подать, а такое творится.

Короче, превозмогая горение задней точки, добрался я до Твери. Отсюда по навигатору взял курс на Питер через платную автодорогу. И с нескрываемым наслаждением покатил по трассе М-11 четыреста сорок километров до пункта назначения. Впервые увидел ограничение по скорости в 130 км/ч, впервые заехал на платную трассу. Ехал не спеша, хоть и скоростная трасса. В Питере был в 15:00 25 октября, в воскресенье.

Слава богу, ни разу не подвела машина. Я её почти не глушил все пять дней. Разве что только ночью, когда становилось жарко в салоне. Но стоит сказать, что на второй или третий день пути появилось какое-то биение руля при торможении (потом выяснил, что слетела балансировка).

Кушал я почти ничего. С собой брал армейские ИРП в количестве четырёх штук, съел едва ли полтора. Плюс мама дала варёные коки, сало. Да и не хотелось особо кушать. Собака тоже почти ничего не ела, хотя я брал целую кастрюлю наваренной специально для неё еды. По приезду обнаружил свою рожу чрезвычайно похудевшей и усталой, на восстановление ушло дня четыре-пять. Спал в пути по 6 часов в сутки (последнюю ночь всего 4 часа), остальное время старался ехать.

Отдельно надо сказать об усталости. Я перед отъездом закачал себе на флешку аудиокниги — цикл «Тёмная башня» Стивена Кинга. Пять книг за время поездки прослушал. Отличная вещь, кстати! Под музыку я бы засыпал, под тишину — тоже. Но аудиокниги держали в тонусе лучше всего. В дороге постоянно затекали ступни в районе пяток, сводило аж. Ещё бедро левое с внутренней стороны и — особенно сильно — ягодицы. Ну бороться с этим можно только останавливаясь и отдыхая, но я плевал, стонал, ждал пока само пройдёт, жамкался в машине как мог. Остановки в принципе сводил к минимуму. За всю дорогу меня ни разу не «рубило» в сон, однако перед Пермью и после Костромы появлялась мысль, что могу тупо потерять сознание от перегрузки. Ральф тоже исхудал за время пути, но в целом преодолел это испытание отлично, хотя псу скоро 11 лет.

По конкретным цифрам. Пройдено около 4700 км пути. В первый день 806, во второй 1049, затем перестал следить, но проезжал около 1000 ежесуточно. Было 22 заправки, потрачено 475 литров бензина (+25, если считать со старта с полного бака), средняя цена бензина АИ-92 на маршруте — 42.49 руб/л. Чем дальше на запад я двигался, тем дороже становился бензин. Самый дорогой – на АЗС Лукойл (45,05 на М-11). Средний расход 10л/100 км (что, кстати, меня обрадовало, ибо планировал расход в два раза больший). На топливо было потрачено около 20 т.р. на весь маршрут. Плюс тысяча на кофе.

Ехал в среднем 110 км/ч, иногда больше, иногда меньше. Заправлялся всегда, когда стрелка бензобака указывала примерно на середину. За одну заправку заливал 20-25 литров.

Жратву по дороге не брал нигде никакую. Только после Кирова купил шашлыка для собаки, потому что тот отказывался что-либо есть. Кое-как уболтал его на шашлык. В сортир, соответственно, тоже ходил только по-маленькому, так что с дальняками проблем не возникало.

В путь брал: домкрат, компрессор, запаску (банан), топор, огнетушитель, аптечку, ножик, перцовый баллон, страйкбольный автомат, биту. Ничего из этого не пригодилось, слава богу. Кофе в термосе остыл спустя сутки, но там было всего-то на три кружки. Старался больше пить воды и газировки, флэша. Один раз немного полил цветы, которые вёз с собой.

Фотографировать особо не получилось, потому что фотоаппарат у меня в телефоне, а телефон — на кронштейне и показывает навигацию.

Машина показала себя более чем отлично, ни разу не подвела. При загрузке в +/- 450-500 кг на обгон шла уверенно, дорогу держала крепко. Рад, что купил.

Путь длиной в тысячу миль начинается с первого шага.

Интересное еще здесь: Совет.

4700 км пути. .