— А что, прям весь год деньги копишь, да? Много денег накопил, да? В отпуск едешь, э-э-э-э! А кем работаешь? Повар, да? Э-э-э! И что, с деньгами прямо едешь? Э-э-э! Ну, давай, открывай! — Макс рассказывает о досмотре машины на казахской границе, давясь от смеха.
Поездкой на плато Устюрт в Западном Казахстане нас заразила подруга Люда. Она рассказывала, как приснились ей чудесные белые горы и как она расспрашивала знакомых альпинистов, где это. Добираться самолетом или поездом и дорого, и не слишком удобно. А на машине — три дня пути через полстраны, и полная свобода действий. Лучшее время для поездки — конец апреля или начало мая: еще не убийственно жарко, не выгорела вся степь, и не все змеи и скорпионы вылезли по наши души.
Мы переехали Волгу в Саратове, и вокруг окончательно «застепнело»: земля чуть выгнулась по краю, а пронзительно-голубое небо стало ярко-белым у горизонта. Дорога Саратов — Озинки то прямая и гладкая, как взлетная полоса, то выщерблена, как после бомбежки.
Российскую границу прошли быстро: «паспорт», «цель визита», «смотрите в камеру», «проезжайте». На казахстанской же границе мы уперлись в длинный хвост грузовиков, который вообще не двигался. Вокруг ходили и сидели на корточках, пили кофе из пластиковых стаканчиков, грызли семечки, курили и сплевывали несколько сотен человек десятка национальностей. Подъезжающие с российской стороны легковушки объезжали всю эту очередь и образовывали невероятную кучу-малу у самого шлагбаума.
Пограничник появился не сразу и был один. Его обступали люди. Они шумели и возмущались. Он парировал, что только открывает шлагбаум, а если кто куда опаздывает, может звонить «туда» и спрашивать «там». И кивал при этом куда-то в сторону неба.
Мы все же встали не в свой ряд: граждане стран Таможенного союза проходят вне очереди (то есть образовывают отдельную очередь) и запускаются по три за сеанс. Третью тройку возглавляли мы. Прошел час.
Интересное: Как мы ехали на юг с большой собакой. 36 часов в пути из Питера на море. Часть 2.
Ни один из хвостов очереди не сдвинулся. Автобус слева, набитый рабочими, стоял с утра. Тяжелогруженые Lada Largus из Узбекистана — со вчерашнего дня. Народ волновался: то хлынет к машинам, то окружит невозмутимого пограничника, требуя справедливости, начальства и пропустить прямо сейчас.То прибежит мужчина с вытаращенными глазами и предупредит, что граждане одной республики на серой Toyota Camry намереваются прорваться вне очереди, и общественность предлагает нам присоединиться и не пускать наглецов, а они уж подбегут и «втрясут им мозги обратно». К счастью, разборок мы не застали — не прошло и двух с половиной часов, как мы оказались у казахстанского пункта досмотра. Пока Люду и меня сверяли с паспортными фотографиями, Макс присутствовал при досмотре машины.
Для начала пограничники приняли нас за европейских хиппарей и пытались заговорить по-английски. Потом меня долго сверяли с фотографией в загранпаспорте, где я еще в очках и с дредами по пояс. Потом досматривали пикап.
— Ну, надо так надо, говорю. Смотрите — это рюкзаки, это палатка, это чайник и котелок, могу все открыть.
— Э-э-э, не надо! Эт что? Пенка, да? Эт что? Спальник, да? Э-э-э, турист, что ль? Проезжай, турист!
Максу упорно кажется, что таможня намекает на «подарок», потому что мы как раз слушали аудиокнигу о Ходже Насреддине, а там все восточные стражники отличаются непомерным сребролюбием. Но вокруг висят плакаты с жадными лапами в наручниках и с пачками долларов в жирных пальцах. И надписи «Пара берсең, жазаланасың!», что в вольном переводе означает «Дай взятку — и сядете оба!».
Сразу после границы в закатных лучах показывают степь да степь кругом, раздолье широкое. Макс включил казахскую музыку, сначала домбру, потом кобыз. Пейзаж медитативный. В степи еще кое-где лежит снег. Дорога хорошая, ровная и прямая, но разгоняться нельзя: говорят, нигде в Казахстане нельзя ехать больше 100 километров в час, ведь штрафы конские, а двадцатикилометрового запаса, как в России, нет. Идем по навигатору, который знает все тайные тропы, включая тропинки в лесу и тракторные колеи в полях. Он предлагает нам свернуть направо и сэкономить километров 30 до города Чапаева, за которым мы собирались ночевать на реке Урал.
Интересное еще здесь: Совет.
Как поехать на плато Устюрт и оказаться на другой планете. Часть 1. Переход границы с Казахстаном.