Привет, я Елена, живу в Доминикане. Сегодня расскажу, как здесь сдать теоретический экзамен на водительские права, особенно если ваш испанский язык далёк от идеального.
О том, сколько препятствий пришлось преодолеть на пути к экзаменационному компьютеру, я уже писала здесь. Бюрократические процедуры, очередь, затянувшаяся на два рабочих дня, медкомиссия, снова очередь – и вот наконец-то я за компьютером и время пошло.
Все соотечественники, кто сдавал до меня, дружно говорили, что на фоне российских вопросов доминиканские – очень лёгкие. Но честно скажу: совсем без подготовки я бы теорию таки завалила. Почему? Потому что я на испанском с местными людьми общаюсь и их по большей части незамысловатую музыку слушаю. Вот вам на русском языке торговка на базаре говорила когда-нибудь что-нибудь про «максимально допустимое значение скорости при…» или там систему автоматической блокировки руля? Или, может, у Бузовой про такое песня есть? Вот и с моим испанским так же: послать далеко и надолго в лучших традициях бабы базарной – эт мы могём, а как называются части автомобиля – да у меня муж механик, и то его терминология вслух исчерпывается «этой хреновиной», иным терминам от него не научишься. Но я вечером накануне экзамена честно залезла на сайт ГАИ проходить пробный тест.
Примерно так выглядят мои главные "учителя" испанского языка. Вернее, определённого сегмента языка, далёкого от канцеляризмов. :)Вспомните наши ПДД, которые учатся три месяца при условии, что автошколу не прогуливал и с преподом повезло. Здешние ПДД – как стихотворение Лермонтова «Бородино»: получив задание, сперва думаешь: «Вы сдурели, мы маленькие дети, а тут столько букв, тут за месяц не выучишь!» - но уже назавтра даже распоследний двоечник как-то наизусть сдаёт.
Первая ночная попытка дома за компьютером дала мне 11 вопросов из 20. А надо – 18 и более. При этом 80% слов в вопросах и ответах я вижу в первый раз. Уже вторая попытка принесла мне 16 ответов, то есть 80 баллов. Долбим дальше, работаем над ошибками. 85, 90 – остановилась когда 5 раз (не подряд, а всего) набрала по 100 баллов. К этому моменту все непонятные вопросы… Нет, не гуглила и не переводила – лень было. Просто если совсем непонятно, чего от меня хотят, то запоминала в вопросе одно непонятное слово – допустим, оно похоже на слово «алилуйя». На этот вопрос три ответа: один короткий и два длинных. Короткий пробовала – неправильный. Из двух длинных ответов один кончается на слово «курва» - и он тоже неправильный. Значит где «алилуйя», там правильный ответ длинный без курвы, что бы оно всё ни значило. ))
Из понятных вопросов– был, например, такой: «Назовите основные части чего-то там системы автомобиля» - и варианты ответов:
а) непонятное мне слово, ещё одно, слово «радио», непонятное;
б) непонятное, слово «декорасьон де… непонятное», непонятное;
в) вообще все слова до единого непонятные.
Достаточно понять вопрос и знать слова «декорасьон» и «радио», чтобы понять, что правильный ответ – там, где их нет. )))
Из совсем понятных вопросов– «Какие транспортные средства чаще всего используются в Доминикане?» а) легковые; б) грузовые; в) мотоциклы. Логично – мотоциклы, как везде на планете, где снега не бывает. Или вот «Какие авто наиболее часто тут используются?» а) на бензине; б) на дизеле; в) на электромоторах. Привет, Илон Маск, мы тут все дружно ржавые мопеды продали и по тесле прикупили, как же иначе! (Минутка сарказма в эфире.) Вспомните для сравнения наши вопросы про трамвай и регулировщика. Слава богу, тут трамваев вообще нет! Да и про регулировщика было всего два вопроса: что означает его поднятая вверх рука (ну вообще!) и «какой порядок приоритета знаков друг над другом?» - там, кстати, с регулировщика аж два ответа начиналось, но методом тыка запоминаешь, что правильный– где между полицаем и светофором ещё одно неведомое слово, временная разметка, видимо. Или вот ещё вопрос хороший: «Противотуманные фары…» а) обязательны; б) не обязательны; в) ну это зелёненькие такие. Нет, последнее неправильно, даже если они у вас вдруг и зелёненькие, надо тыкать что не обязательны.
Наутро к экзамену я была во всеоружии. Кстати, мне говорили, что если неправильно сдал, то тут же можно пересдать за тысячу песо (а кто-то и всего 500 называл, в рублях это 1300 и 650 соответственно). Сравните с родиной – халява нереальная, что по деньгам, что по времени! Но мне не понадобилось. Выплыл целый один вопрос, который за ночь мне так и не попался: какая категория разрешает водить автобус с более чем 40 пассажирами. И варианты: вторая, третья, четвёртая. По условию известно, что я сдаю на вторую. В российских ПДД строго уточняется: это массой авто до 3500 кг и до 8 пассажирских мест. Здесь масса та же (вопрос тоже такой есть), а про пассажиров мне вопрос не попадался. Но логикой понятно, что не до сорока. То есть вторая – это если не до восьми, то примерно около того, третья – это от предыдущего лимита до сорока, а больше сорока – получается, четвёртая. Так и сдала.
На лице дядьки-гаишника, уже слушавшего от меня ругательства, было конкретное разочарование: я когда на неродных языках говорю быстро и эмоционально, иногда несогласование падежов выдаю. Что ему и было продемонстрировано в процессе разборок. Он ждал, что при таком владении языком я экзамен точно завалю и на меня можно будет поворчать. А вот фиг там! Иди, руса, фотографируйся.
Сфотографировали за пять минут до полудня. Ждала минут 40 – выдали долгожданную корочку предварительных прав. На ней написано (и вопрос такой в тесте был), что водить я с ней имею право только при наличии в машине пассажира с действующими полноценными правами. Буква Ю – логика! Теорию я уже сдала, практические мои навыки пока неизвестны. Чем мне в аварийной ситуации на машине без инструкторских педалей тот пассажир поможет? Крикнет: «лошадью ходи?» Так ведь как раз теорию, я в отличие от него, всё давно позабывшего, только что на ура зазубрила, чем мне ходить – лучше всех знаю. Хотя по факту – это Доминикана, здесь всем всё по барабану, води как хочешь хоть годами, главное на рейд не попадайся.
Предварительные права на полноценные можно поменять не раньше, чем через 16 дней, но если затянешь дольше, чем на год, будет штраф. Выездной вагончик в наши края приезжает всего на неделю – то есть если права нужны срочно (а вдруг я на работу шофёром пытаюсь устроиться), то через 16 дней придётся ехать в Ла Роману за 110 км в ближайшее отделение ГАИ. Но у меня никакой срочности не было, поэтому я благополучно дождалась с временными правами следующего приезда вагончика – кстати, он внезапно случился не через полгода, а уже через 3 месяца.
Автор фотографируется со свежеполученными временными правами. Через три месяца вместо них выдадут настоящие.Как три месяца спустя я сдавала практику вождения – расскажу в следующей записи. Подпишитесь – и не пропустите! Не забудьте поставить лайк, если вам понравилась история!
Спасибо что читаете меня!
Ваша Елена.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Как я сдавала теорию в гаи Доминиканы.