Всем привет!
В комментариях к моей статье "Действия водителя, которые кратно снижают вероятность наступления дорожно-транспортного происшествия" я вступил в обсуждение причин ДТП и по мнению некоторых читателей превышение ограничений скорости не является доминирующим фактором, который приводит к ДТП
Поскольку всем нам присуща субъективность точки зрения, то я решил проверить свои наблюдения анализом публикаций на русском языке посредством ресурса e-library.ru. Ко всем фактам я буду давать ссылку на публикацию и указывать страницу статьи, с которой берётся та или иная статистика.
Совершенно очевидно, что следует разделять аварийные ситуации, произошедшие в городской черте и на трассе. В работе "Анализ причин и последствий ДТП на федеральных и региональных дорогах РФ" авторами Несватом К.К и Осинцевой М.Г. [1, С.14] указывается, что "основным видом ДТП на федеральных и региональных трассах является столкновение транспортных средств, на долю которого приходится более 80% всех случаев. Главными причинами являются превышение установленной скорости движения (47,1%) и нарушение правил обгона (26,6%)". Объем анализируемой выборки составил 874 случая ДТП. Таким образом, из-за нарушения скоростного режима произошло 412 ДТП. Я бы хотел отметить, что, поскольку большинство наших трасс является двухполосными, поэтому сочетание факторов превышения скорости и выполнение обгона делают поездки по трассе настолько опасными.
Немного другие факторы, провоцирующие ДТП, указывают в работе "Анализ причин и разработка мероприятий по снижению числа ДТП" группа авторов [2, С. 49-50]:
- Нарушение правил дорожного движения водителями (85% от общего числа)
- Нарушение правил дорожного движения пешеходами
- Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия
- Технические неполадки транспортного средства
При этом 25% нарушений ПДД происходит по причине несоблюдения скоростного режима.
Аналогичная разбивка факторов, влияющих на аварийность, приводится в работе "Анализ аварийности, причин и последствий ДТП на автомобильных дорогах Российской Федерации " авторами Куликовым В.А., Сергеевым П.Д. и Козликиным В.И. [3, С. 79]: из-за нарушения ПДД водителями происходит 84,5% ДТП, из-за нарушений ПДД пешеходами - 17,4%, из-за плохого состояния улиц и дорог 17,1%, а из-за технических неполадок - только 1% от общего числа ДТП.
Однако давайте посмотрим распределение вклада различных типов нарушений ПДД водителями (С. 80 этой же работы 3), собранных за временной промежуток с января по март 2014 года:
- Превышение установленной скорости (2% или же 466 случаев)
- Несоответствие скорости конкретным условиям (32% или же 8279 случаев)
Лично для меня данные факторы равнозначны. Например, висит ограничение 60 км/ч, а на дороге - гололедица. А водитель еще на летней резине, он же умный, поэтому когда все не такие умные водители уже переобулись на зимние комплекты резины он еще немного поэкономит и поездит на летней. Так вот, едет он со скоростью 59 км/ч. Занос и ДТП. Нарушал ли он правила в плане превышения разрешенной скорости? Нет, не нарушал. Но правильно ли он оценил погодную обстановку? Нет, не правильно. И, соответственно, ошибочно выбрать скорость транспортного средства.
Таким образом, утверждать, что нарушение скоростного режима не оказывает значимого влияния на количество ДТП нельзя
Теперь перейдем к такому важному фактору как личность водителя. Точнее даже не личность, а совокупность психо-эмоциональных факторов, которые обуславливают как стиль вождения, так и конкретные реакции на изменение событий на дороге. Для этого обратимся к такому любопытному статистическому наблюдению, согласно [4, C. 226]:
"Из 136285 ДТП, повлекших последствия, ответственность за которые предусмотрена ст. 264 УК РФ, произошедших за период январь-ноябрь 2016 г, 10841 ДТП было совершено водителями со стажем до 2 лет"
Давайте разберемся с деталями этой статистики. Статья 264 - это причинение тяжкого вреда здоровью человека по неосторожности [5] вследствие нарушения ПДД. Т.е. это не банальное "притерлись на парковке" или "не заметил столбик парковочный", а ДТП с серьезными последствиями. И в них 7,95% вклада приходится на неопытных водителей (стаж вождения менее 2-х лет). Статистика, на самом деле, ужасная.
Почему так происходит? Очень красноречиво и, считаю, правильно, о текущем состоянии подготовки молодых водителей сказано в статье "О критическом состоянии автошкольной подготовки водителей в России и механизме вывода её из кризиса" [6]. Позволю себе привести следующую цитату (С. 25 из 6):
"В российской нормативно-правовой базе ни словом не упоминается необходимость формирования и последующей оценки личностных качеств, компетенций водителя, более всего способствующих предотвращению причин возникновения ДТП. Она почти целиком ориентирована на формирование у него только первичных навыков управления ТС, почти не влияющих на безопасность дорожного движения"
Сейчас выбор автошколы, во всяком случае в нашем городе, сводится к выбору автоинструктора. Именно человеческий фактор и степень профессионализма инструктора обеспечивает не только приобретение механических навыков (трогаться с места, переключать передачи, заезжать в гараж и т.п.), но и начальных контраварийных.
Но есть вещи, которые в автошколе не изучаются в принципе. Например, вождение автомобиля по трассе было лишь недавно включено как элемент обучения курсанта автошколы, но при этом ему нельзя превышать скорость 60 км/ч. И, фактически, такой очень важный вопрос отдается на "самообучение", ибо на скорости 60 км/ч никто на трассе не ездит. Хотя именно на трассах происходят ДТП с самыми тяжелыми последствиями. Как выбрать момент для обгона? Что такое безопасная скорость на трассе? Если есть риск ДТП, то как нужно действовать? Хорошо, если загородная трасса - это многополосная дорога с разделительным барьером (как под Новосибирском или под Барнаулом). Там, в принципе, много ума не требуется в управлении автомобилем. Не уверен в своих навыках, занял крайнюю правую полосу и едь себе. Но большинство наших трассовых дорог - это двухполосные. Надо и фуры обгонять и уворачиваться от других рьяных обгоняльщиков.
И, наконец, стоп-факторы для тех, кто любит нарушать скоростной режим. В России их нет. Штраф за превышение скорости до 40 км/ч со "скидкой" составляет всего лишь 250 рублей. А в городе, на минуточку, это уже 100 км/ч. Для сравнения почитайте мою статью, где я рассказываю о штрафах для нарушителей скорости в Германии. И почувствуйте, как говорится, разницу - почему у нас так много ДТП по сравнению со странами Европейского Союза.
Также необходимо отметить недостаточную профилактическую работу с пешеходами. Например, в нашем городе почти никто из велосипедистов не спешивается при переходе пешеходного перехода. Как шпарил на своём велике, так дальше и несется через переход. И других примеров - масса.
Другие мои статьи
О моей рутинной проверке автомобиля перед каждой поездкой
Я попал в ДТП и у меня есть видеорегистратор. Что нужно обязательно отметить в протоколе?
Volvo - это флагман в области автомобильной безопасности. Их наиболее значимые изобретения
Список источников
1. Несват К.К., Осинцева М.Г. Анализ причин и последствий ДТП на федеральных и региональных дорогах РФ // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - Магнитогорск. - 2013. С. 13-16 (ссылка https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20864201)
2. Рыбакова М.Р. и др. Анализ причин и разработка мероприятий по снижению числа ДТП // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - Липецк. - 2013. С. 49-51 (ссылка https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21245589)
3. Куликов В.А., Сергеев П.Д., Козликин В.И. Анализ аварийности, причин и последствий ДТП на автомобильных дорогах Российской Федерации // Современные автомобильные материалы и технологии. - Курск. - 2014, С. 77-82 (ссылка https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25122397)
4. Антонова Е.А. Особенности личности лиц, совершивших ДТП и потерпевших в ДТП // Актуальные проблемы юридической науки и практики. - Гатчина. - 2017. - С. 224-227 (ссылка https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30056797)
5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b729b65a24b312d2cbee8543a8afdfb15ebb4046/
6. Сальников А.А. О критическом состоянии автошкольной подготовки водителей в России и механизме вывода её из кризиса // Транспорт Российской Федерации. - №4(47). 2013. С. 24-27 (ссылка https://elibrary.ru/item.asp?id=20406566)
С уважением, Юрий (kua1102)
Интересное еще здесь: Обзор.
Разбор факторов, провоцирующих ДТП, на основе анализа публикаций в отечественной печати.