Опб-5 - окб с.а. Кочергина - 1941 г

В 1938 году конструкторское бюро С.А. Кочеригина начало разработку одноместного пикирующего бомбардировщика под новый 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-90 (мощность 1750 л.с.). Самолёт получил обозначение ОПБ-5.

Пулемёт УБ (универсальный Березина) выпускался в вариантах: турельном (УБТ), синхронном (УБС) и крыльевом (УБК). Год принятия на вооружении — 0,8 кг, оружия — 21,5 мм. Скороподъёмность — 1000 выстр/мин, начальная скорость — 860 м/с. Действие пулемёта основывалась на принципе отвода пороховых газов через отверстие в сайте ствола. В боекомплект входили боеприпасы комбинированного действия: с бронебойно-зажигательными, бронебойно-зажигательно-трассирующими и зажигательно-разрывными путями. Устанавливался на многих типах боевых самолётов. Источник: Яндекс.Картинки, энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

От машин аналогичного назначения и близких по аэродинамической схеме штурмовиков и истребителей 40-х годов он отличался рядом оригинальных решений и новаторских элементов.

Бомбардировщик ОПБ-5 представлял собой одномоторный низкоплан с нормальным оперением и крылом типа «обратная чайка». Такая форма крыла позволила сделать шасси коротким и лёгким, а бомбоотсек с широким люком разместить в нижней части фюзеляжа. Это, в свою очередь, повысило путевую устойчивость самолёта.

На верхней и нижней поверхности крыла, перед закрылками, были размещены специальные тормозные щитки, отклонившиеся на 90 градусов. Они ограничивали скорость на пикировании для прицельного бомбометания, а также снижали посадочную скорость достаточно тяжёлой машины.

Кок винта выполнен с центральным круглым воздухозаборником и встроенным вентилятором для охлаждения двигателя. Передняя часть фюзеляжа — дюралюминиевая. Ходовая часть была фанерной. Оперение дюралюминиевое. Обшивка рулей полотняная. Источник: Энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Фюзеляж имел сигаробразную форму. В нём размещались кабина, бомбоотсек, вооружение и топливные баки. Обтекатель винта был выполнен в виде кругового воздухозаборника, как на истребителе И-185М-90 Н.Н. Поликарпова. С целью получения наиболее оптимальной формы обтекателя он неоднократно испытывался в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Это позволило улучшить охлаждение двигателя.

Основное вооружение бомбардировщика составляла одна 500-кг бомба. Она сбрасывалась с помощью параллелограммной подвески, которая выдвигалась из фюзеляжа с помощью гидропривода. Таким образом бомба выводилась за пределы диска винта, чтобы не задеть его при атаке с крутого пикирования. В это время выпускались тормозные щитки, и самолёт «отставал» от своей же бомбы. Данная конструктивная новинка была отработана на специальном стенде и действовала безотказно. После сброса бомбы пикирующий бомбардировщик мог успешно вести воздушный бой при встрече с противником, так как по лётным, манёвренным характеристикам и вооружению он почти не уступал истребителям.

Кабина каплевидной формы обеспечивала круговой обзор. Бронестекло устанавливалось в козырьке и заголовнике. Средняя часть сдвижная. Цельнометаллическое крыло типа «обратная чайка» оборудовалось автоматическими предкрылками. Источник: Энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Стрелковое вооружение самолёта состояло из четырёх пулемётов, которые устанавливались вокруг двигателя: два пулемёта калибра 12,7 мм (440 патронов) и два — калибра 7,62 мм (1700 патронов).

От атак с задней полусферы лётчик был закрыт бронеспинкой кресла и бронестеклом заголовника. В козырьке устанавливалось лобовое бронестекло.

Опытный образец самолёта ОПБ-5 построили в 1941 году. Так как двигатель М-90 к тому времени ещё не был готов, просчитывались варианты установки двигателей М-82 (мощность 1700 л.с.) и М-71 (2000 л.с.). Наконец, испытания опытного образца с двигателем М-90 были начаты, однако завершить их не удалось, поскольку опытный мотор М-90 требовал доработки, а начавшаяся война вынудила сосредоточить все усилия на обеспечении выпуска серийных самолётов, в частности пикирующего бомбардировщика Пе-2. В начале 1942 года работы по самолёту ОПБ-5 были прекращены.

Технические данные ОПБ-5.

  • Экипаж: 1 чел.
  • Максимальная взлётная масса: 3842 кг
  • Размеры: длина х размах 8,28 м х 10,4 м
  • Двигатель: 1 (М-90) х 1750 л.с.
  • Максимальная скорость полёта на высоте 5700 м (расчётная): 600 км/ч
  • Скороподъёмность: 14,4 м/с
  • Практический потолок: 9900 м
  • Дальность полёта (расчётная): 660 км
  • Вооружение: 2 х 12,7-мм пулемёта БС, 2 х 7,62-мм пулемёта ШКАС
  • Максимальная бомбовая нагрузка: 500 кг

#авиация #самолёты #техника #машина #ссср #вов #великая отечественная война #вторая мировая война #история

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Опб-5 - окб с.а. Кочергина - 1941 г.