Пе-2 - окб в.м. Петлякова - 1940 г

Пе-2 был основным фронтовым бомбардировщиком советских ВВС с первого до последнего дня войны и эффективно использовался практически во всех крупных операциях советский войск.

В двухместной кабине, имевшей хороший обзор во все стороны, штурман сидел за лётчиком справа. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Прототипом многоцелевого бомбардировщика Пе-2 был опытный трёхместный высотный истребитель, разработанный в 1939 году в Специальном техническом отделе НКВД (СТО) группой заключённых авиаконструкторов под руководством В.М. Петлякова. Проект истребителя получил обозначение «СТО» (позднее — «100»). В декабре 1939 года самолёт был построен и передан на государственные испытания, где показал отличные лётные и манёвренные данные. Несмотря на это, вместо ожидаемого решения о запуске в серию, в мае 1940 года последовало задание — за полтора месяца модифицировать истребитель в пикирующий бомбардировщик. Армии срочно требовался самолёт непосредственной поддержки сухопутных войск, способный поражать даже точечные цели. Над созданием машины, получившей обозначение ПБ, работали, кроме ОКБ В.М. Петлякова, около 300 конструкторов из КБ А.С. Яковлева, С.В. Ильюшина, А.А. Архангельского и других. Выпускавшиеся рабочие чертежи срочно передавались для подготовки серийного производства ПБ, начатого 23 июня 1940 года без изготовления опытного экземпляра. Самолёты поступали на вооружение под обозначением Пе-2. Однако к началу войны ВВС было передано всего 458 машин, из них 22 июня в приграничных военных округах находилось лишь 42 Пе-2.

Бомбардировщик имел цельнометаллическую конструкцию, лишь для обшивки каркаса рулей и элеронов использовалось полотно. Для улучшения взлётно-посадочных качеств устанавливались предкрылки с электромеханической системой управления. Скорость пикирования ограничивалась тормозными решётками, размещёнными под консолями крыла. Запас прочности позволял выдерживать угол пикирования до 70 градусов. По насыщенности электоприводов Пе-2 превосходил все существующие типы советских самолётов. На нём насчитывалось около 50 электродвигателей (от 2 до 30 Вт), которые приводили в действие триммеры, посадочные и тормозные щитки, жалюзи водорадиаторов, обеспечивали управление стабилизатором и насосом, поддерживающим давление в гидросистеме шасси.

При отражении атаки истребителей сверху стрелок-радист вёл огонь «с руки» с перекидного пулемёта ШКАС через открытый астролюк или бортовые лючки. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Нормальная бомбовая нагрузка составляла 600 кг: четыре 100-кг бомбы в отсеке, расположенном в центроплане, и по одной бомбе в мотогондолах, за колодцами шасси. В перегрузку мог брать четыре 100-кг бомбы на наружной подвеске под центропланом. Оборонительное вооружение первоначально включало четыре пулемёта ШКАС, которые впоследствии были поочерёдно заменены на крупнокалиберные УБ.

12 января 1942 года при перелёте на серийном Пе-2 на фронт через Москву Владимир Михайлович Петляков погиб в авиакатастрофе. Конструкторский коллектив возглавил В.М. Мясищев, перед которым поставили задачу существенно улучшить лётные мощные двигатели и новые винты, улучшены аэродинамические качества и герметизация самолёта. Эти мероприятия позволили увеличить скорость серийных машин на 30 км/ч. Постоянно усиливалось оборонительное вооружение: кроме переносного пулемёта ШКАС, устанавливались четыре крупнокалиберных пулемёта, иногда — 20-мм пушка. Также самолёты оборудовались авиационными гранатомётами с 10 гранатами. Выброшенная из самолёта граната сначала тормозилась небольшим парашютом, а затем, через 3 — 5 с, разрывалась на пути преследующего истребления.

Кинжальная установка ШКАС. Для наблюдения имелись бортовые блистеры. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Кроме того, под руководством В.М. Мясищева было создано несколько серийных модификаций Пе-2, а также опытных, практически новых машин.

Фронтовые лётчики высоко оценили самолёты Пе-2 за их высокую манёвренность, живучесть и надёжность. Бомбардировщики при противодействии ПВО и истребителей противника снайперскими ударами с пикирования уничтожили склады, мосты, укреплённые пункты обороны и прочие точечные объекты. Широкую известность получила знаменитая «вертушка» — методика массированного прицельного бомбометания, разработанная в 1942 года И.С. Полбиным, совершившим на Пе-2 около 180 боевых вылетов. При подходе к цели бомбардировщики перестраивались в цепочку и вслед за ведущим переходили в крутое пикирование. Точно сбросив бомбу, каждый самолётвыполнял «горку» и пристраивался в хвост предыдущему, замыкая таким образом гигантский вертикальный круг. Заходя на цель последовательно по нескольку раз экипажи прикрывали друг друга. При этом командир, наблюдая за результатами, мог управлять направлением удара, выбирать новые объекты.

Конструкция самолёта, рассчитанная на одиннадцатикратные перегрузки, позволяла пилоту выполнять фигуры высшего пилотажа. Часто Пе-2 использовались как истребители, прикрывая наши войска от ударов бомбардировщиков противника.

В носовой части неподвижно устанавливались два пулемёта ШКАС. Для обеспечения лётчику обзора вниз нижняя плоская поверхность была остеклёна. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

За годы войны авиационная промышленность выпустила почти 11 500 самолётов Пе-2 всех модификаций.

Модификации Пе-2.

«100» — дальний, высотный, скоростной перехватчик и истребитель сопровождения тяжёлых бомбардировщиков ТБ-7. Первый полёт состоялся 22 декабря 1939 года. На самолёте были установлены два двигатели М-105 с турбокомпрессорами ТК-2 и оборудованы две гермокабины (ГК). В передней располагался лётчик, а в задней — штурман-бомбардир и стрелок-радист. Отличительной особенностью самолёта был сплошной гаргрот от фонаря кабины лётчика до фонаря задней кабины. В носовой части фюзеляжа устанавливалась батарея из двух пушек ШВАК и двух пулемётов ШКАС. В кабине стрелка-радиста находилось дистанционное управление хвостовым пулемётом ШКАС. Оригинальным было бомбовое вооружение, предназначенное для поражения наземных и воздушных целей. Для атаки бомбардировщиков, идущих внизу строем, в бомбоотсеке подвешивались две кассеты по 24 снаряда калибра 76,2 мм либо кассеты с 96 бомбами по 2,5 кг. Максимальная скорость — 535 км/ч, скороподъёмность — 9,8 м/с, дальность — 2400 км, потолок — 12 500 м.

Пе-2 — трёхместный пикирующий дневной фронтовой бомбардировщик без гермокабин и ТК. Устанавливались двигатели М-105Р. Фюзеляж не имел гаргота, носовая часть была остеклёна. Кабина пилота стала двухместной. Вооружение состояло из четырёх пулемётов ШКАС: шкворневая установка у штурмана, кинжальная — у стрелка-радиста и два неподвижных пулемёта в носовой части. Бомбовое вооружение включало четыре фугасные авиабомбы ФАБ-100 в бомбоотсеке, четыре ФАБ-250 на наружной подвеске под центропланом и по одной ФАС-100 в мотогондолах за нишами шасси. Первые полёты серийных самолётов, названных Пе-2, состоялись поздней осенью 1940 года. Бомбардировщик неоднократно видоизменялся и имел ряд модификаций в зависимости от назначения.

Двухстоечное шасси с тормозными колёсами убиралось назад в мотогондолы. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Пе-2Ш (штурмовик) — опытный экземпляр 1941 года с батареей из двух пушек ШВАК и одного пулемёта УБ под фюзеляжем.

Позднее был разработан вариант с убираемой в фюзеляж батареей из двух ШВАК и двух ШКАС, отклоняемых до 40 градусов в вертикальной плоскости.

Пе-2ФТ (фронтовое требование) — вариант Пе-2 с усиленным вооружением. Правый передний и подфюзеляжный пулемёты ШКАС заменили крупнокалиберными УБ. В полевых условиях на самолёты под крыльями могли устанавливаться по четыре снаряда РС-82. Впоследствии были уменьшены площадь носового остекления и длина хвостового обтекателя. В связи с перебоями с металлом часть машин выпуска 1941 — 1942 годов укомплектовывалась деревянной хвостовой частью. С начала 1942 года ШКАС в шкворневой установке штурмана заменили крупнокалиберным УБТ. Кроме того, установили более совершенный радиополукомпас с антенной в виде кольца.

Пе-2ФЗ (фронтовое задание). Создан в июне 1942 года. Была изменена кабина штурмана, а его шкворневую установку заменили на башенную экранированную турель, усилена бронезащита экипажа. Для повышения обороноспособности был введён переносной пулемёт ШКАС и небольшие окошечки для него по бортам кабины стрелка-радиста. ШКАС можно было перебросить с борта на борт примерно за 30 с. Самолёт выпускался серийно.

Кили-шайбы разнесённого вертикального оперения крепились на концах стабилизатора. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Пе-2РД — трёхместный пикирующий бомбардировщик с комбинированной силовой установкой. Весной 1943 года на месте хвостового обтекателя фюзеляжа одного из серийных Пе-2 с М-105РА установили жидкостный реактивный двигатель РД-1 в качестве ускорителя. Баки с окислителем разместили в бомбовом отсеке фюзеляжа, а с керосином — в корневых частях крыла. На испытаниях весной 1944 года в одном из первых полётов произошёл взрыв в системе РД, при котором едва не погиб С.П. Королёв. После доработки ЖРД на самолёте было выполнено более 100 полётов. Опыт применения реактивной установки на самолёте Пе-2 использован при создании истребителей-перехватчиков Ла-7Р, Як-3Р и Су-7.

Пе-2ВИ (высотный истребитель) — опытный одноместный истребитель с гермокабиной и двигателем М-105ПД с нагнетателями.

Пе-2 (Б) с двумя М-105ПФ — трёхместный пикирующий бомбардировщик. Строился серийно с конца 1943 года. Вооружение: три пулемёта УБТ, один ШКАС и 600 кг бомб.

В 1944 году был осуществлён ряд мер по улучшению аэродинамических характеристик самолёта: на щитки пикирования поставили обтекатели, изменили форму капотов двигателей, балки наружных бомбодержателей разместили внутри центроплана, улучшили герметизацию. На некоторых машинах вместо коллекторов устанавливались индивидуальные реактивные выхлопные патрубки. Несмотря на то, что максимальная взлётная масса машин выпуска 1944 года, по сравнению с самолётами 1943 года, увеличилась примерно на 300 кг, проведённые доработки повысили скорость на разных высотах на 5 — 30 км/ч.

Чтобы облегчить работу лётчика при заходе на посадку, был применён электромеханизм для изменения угла установки стабилизатора. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

Пе-2Р — разведчик. В качестве разведчика мог использоваться серийный бомбардировщик, имевший штатный аэрофотоаппарат. В ходе производства Пе-2 на базе машин разных серий оборудовались и специальные разведывательные варианты, имевшие значительно более сложное фотооборудование. Самолёты-разведчики имели общие характерные признаки: под центропланом устанавливались два подвесных топливных бака; тормозные решётки и бомбовое вооружение отсутствовали.

УПе-2 (Пе-2У) — учебно-тренировочный вариант с двумя кабинами лётчиков, расположенными одна за другой, и двойным управлением. Создан в конце 1943 года для ускорения процесса переучивания лётчиков. Турель была снята, а на месте фюзеляжного бензобака, за кабиной лётчика, размещена кабина инструктора со своим фонарём. Вооружение включало носовые пулемёты УБ и 600 кг бомб на внутренней или наружной подвеске. Устанавливались двигатели М-105ПФ. Самолёт выпускался большой серией.

Пе-2 М-82. Весной 1944 года была выпущена небольшая серия (135 экземпляров) варианта Пе-2 со звездообразными двигателями воздушного охлаждения М-82ФН (1850 л.с.). Развивал скорость 547 км/ч на высоте 6000 м. Эти самолёты небольшими партиями (по 3 — 5 машин) обычно передавались в разведывательные части.

Пе-2К — переходная к Пе-2И модификация, которая представляла собой комбинацию винтомоторной группы (М-105ПФ), носовой, хвостовой частей и оперения серийного Пе-2 с новыми мотогондолами, центропланом, консолями и шасси Пе-2И.

Пе-2И — двухместный дневной пикирующий бомбардировщик. Испытания проводились весной 1944 года. В отличие от серийного Пе-2, были установлены двигатели ВК-107А (1650 л.с.) в удлинённых мотогондолах. Смещение крыла нового профиля в среднее положение и увеличение фюзеляжа (на 1 м в длину и на 300 мм в ширину) позволили разместить в бомбоотсеке 1000-кг бомбу. Были изменены шасси и оборудование машины. Вооружение включало два крупнокалиберных пулемёта УБ: один был зафиксирован неподвижно в носовой части, второй располагался в хвостовом обтекателе и управлялся дистанционно из кабины штурмана. Бомбовая нагрузка возросла до 3000 кг. Самолёт развивал скорость 656 км/ч на высоте 5650 м.

Пе-2К и Пе-2И были выпущены в 1945 году небольшими сериями.

Консоли крыла легко отстыковывались, что позволяло ремонтировать самолёт в полевых условиях. На нижней поверхности крыла устанавливались тормозные решётки, управляемые электромеханическим автоматом пикирования. Закрылки опускались на 45 градусов. Источник: энциклопедия "Самолёты СССР ВОВ".

ДБ-108 — дневной бомбардировщик с моторами ВК-108. Летом 1944 года, продолжая модернизировать Пе-2И, В.М. Мясищев начал разработку скоростного бомбардировщика в трёх вариантах под общим обозначением ДБ-108. Первый вариант, ВМ-16, представлял собой двухместный бомбардировщик для атак с горизонтального полёта. В хвостовой части размещалась пушечная установка с дистанционным управлением в кабине штурмана. На высоте 6000 м развивал скорость 700 км/ч. ВМ-17 — трёхместный пикирующий бомбардировщик с тормозными решётками под крылом. Схема оборонительного вооружение аналогична Пе-2: экранированная турель с 20-мм пушкой в кабине штурмана, 12,7-мм пулемёт БС и 20-мм пушка в верхней и люковой установках в кабине стрелка-радиста. Развивал скорость 670 км/ч на высоте 6000 м. В бомбоотсеках ВМ-16 и ВМ-17 могли подвешиваться 1000-кг и 2000-кг бомбы. ВМ-18 — четырёхместный вариант ДБ-108. Фюзеляж удлинён на 1,5 м, в носовой части запроектирована кабина штурмана (по образцу Ту-2Д). Максимальная нагрузка — 4000 кг бомб. Расчётная скорость — 660 км/ч на высоте 5800 м. Под крыльями ВМ-16 и ВМ-17 устанавливались стартовые твердотопливные ракетные ускорители. При использовании самолётов в качестве дальних истребителей сопровождения в бомбоотсеках всех трёх вариантов подвешивалась унифицированная батарея из 37-мм или 45-мм пушек. Программа лётных испытаний не была завершена, поскольку серийное производство ДБ-108 не планировалось в связи с окончанием войны.

ДБ-108. Источник: Яндекс.Картинки.

Пе-3 — двухместный истребитель-перехватчик, выпускался для ПВО Москвы параллельно с производством Пе-2. Вооружение: два пулемёта ШКАС и два БК. Тормозные решётки сняты. Увеличен запас топлива. До конца 1941 года было построено около 200 самолётов.

Пе-3 истребитель. Источник: Яндекс.Картинки.

Пе-3бис — улучшенный двухместный истребитель-перехватчик. Вооружение: один пулемёт ШКАС, три УБ и одна пушка ШВАК, восемь снарядов РС под крылом, 300 кг бомб. Устанавливались предкрылки, фотооборудование. Тормозные решётки снимались, развивал скорость 530 км/ч на высоте 5000 м. Дальность полёта составила 2000 км. Достаточно высокая скорость и мощное вооружение позволяли в первый период войны использовать Пе-3 как многоцелевой: он успешно вёл бои с самолётами противника всех типов, наносил эффективные удары по наземным и морским целям, сопровождал транспортные самолёты и корабли, вёл разведку.

Пе-3бис модифицированный истребитель. Источник: Яндекс.Картинки.

Пе-3Р — фоторазведчик. Для ведения разведки серийные самолёты оснащались двумя фотоаппаратами для перспективной плановой аэрофотосъёмки, иногда устанавливалось оборудование для ночной съёмки. Как правило, под центропланом, между фюзеляжем и мотогондолами, подвешивались два дополнительных топливных бака.

Была попытка установить на Пе-3 двигатели ВК-107А (1650 л.с.), с которыми на высоте 5700 м удалось достигнуть скорость 657 км/ч.

Всего построено 360 серийных самолётов Пе-3.

Технические данные Пе-2.

  • Экипаж: 3 чел.
  • Максимальная взлётная масса: 8300 кг
  • Размеры: длина х размах 12,6 м х 17,6 м
  • Двигатель: 2 (М-105ПФ) х 1210 л.с.
  • Максимальная скорость полёта на высоте 3200 м: 482 км/ч
  • Скороподъёмность (средняя): 7,5 м/с
  • Практический потолок: 7800 м
  • Дальность полёта: 1170 км
  • Вооружение: 4 х 7,62-мм пулемёта ШКАС, 1 х 12,7-мм пулемёт БТ
  • Максимальная бомбовая нагрузка: 1600 кг (в перегрузку)

#авиация #самолёты #техника #машины #ссср #история #вов #великая отечественная война #вторая мировая война

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Пе-2 - окб в.м. Петлякова - 1940 г.