В 2019 году всю зиму и весну мы мечтали съездить на отдых. Зима выдалась нелёгкой: жизнь за городом, заготовка дров, топка печи, морозы до -45, но об этом как-нибудь потом.
В общем, сперва мы думали: «Поедем во Вьетнам или Тайланд. Тепло, хорошо, красиво.» Но обсудили, пришли к выводу, что это дороговато, да и на приключение не тянет:) У Сергея большой опыт авто путешествий с родителями и он предложил вместо Вьетнама и Таиланда заграницу на машине. И эта заграница — Монголия:) ПРИНЯТО.
Живём в Иркутске, поэтому до ближайшей границы с Монголией 300км.
Придумали непростой маршрут: Иркутск — Монды — Ханх — Хатгал — Эрденет — Дархан — Улан-Батор — Кяхта — Иркутск.
Самый опасный участок дороги Ханх-Хатгал, вдоль озера Хубсугул. Дороги в привычном понимании нет. Т.е. нет асфальта. Но монголы ездят по этой дороге на буханках и ЗИЛах. Мы много читали про неё, смотрели видео как люди проезжают.
Броды, горные скалистые дороги, песок, возможно грязь — вот что нас там ждало. Было решено ждать сухой погоды, ехать в Ханх, узнавать у местных давно ли были дожди и если давно, то пробовать ехать до Хатгала.
16 сентября 2019 года мы стартовали!
Немного фото с дороги до границы с Монголией.
У нас был сложный маршрут и выезжать из Монголии мы должны были через другой пограничный пункт. Прочли в статье на дроме, что чтобы это сделать по правилам нужна специальная бумага. Которая подтвердит, что мы не с неба свалились в Монголии, а въехали через другой погранпункт. И при выезде её нужно отдать пограничникам. То, как мы её получали можете представить сами: пограничный пункт закрывается через полчаса, монгольские пограничники подозрительно веселые и общительные, но только на монгольском))) Как потом выяснилось в тот день был день пограничника в Монголии. По-русски разговаривал лишь один взрослый мужчина. Он помог оформить документы и всё объяснил, за что ему большое спасибо!
Мы в Монголии
Меняем рубли на тугрики. Курс на тот момент 1 рубль = 40 тугриков.
Узнали что неделю уже нет дождей и дуют ветра, значит дорога сухая и у нас может получиться проехать. План был такой: если всё плохо и мы поймем, что дальше машина не проедет — возвращаемся через Монды и едем в Кяхту, чтобы всё-таки попасть в столицу Монголии.
Заселились на базу отдыха в юрту, чтобы сварить мясо и выспаться.
Про мясо: килограмм говядины стоит 170 рублей, баранина так же. Но ввозить это мясо на территорию России, к сожалению, нельзя.
Первый день в Монголии
В сентябре уже прохладно. Хоть и светит солнце, на улице +3.
Купили сим карту монгольскую за 500рублей, в надежде, что в отдаленных районах сигнал будет лучше, чем у российского оператора, но можно было не покупать. Теле2 ловит связь хорошо, где она есть)) Забегая вперед скажу, вдоль озера связи практически нет.
Путь вдоль озера Хубсугул
Гугл карты показали что существует паром Ханх-Хатгал. Но нет, он не существует. Нам предстояло проехать 168 км вдоль озера.
3,5 часа ехать, говорит гугл. Но это далеко не так:) Мы проезжали этот маршрут два дня. В общей сложности на дорогу ушло примерно 15 часов без учета перерывов и стоянок. 15 часов чистой езды по пыли, грязи, бродам, камням, но с очень красивым видом.
Едем, любуемся видами, считаем сусликов, которых тут раз в 20 больше, чем на дорогах около Байкала.
Монголия — страна степей... и степных дорог. Их сотни и не всегда понятно куда какая ведёт. Мы ориентировались по гугл картам, которые скачали, чтобы был доступ к навигации без интернета и по степени накатанности дорог: сильно накатано — скорее всего нам туда:)
Мы не рисковали и все броды я проверяла своими ногами в резиновых сапогах. Самый глубокий брод был для машины чуть выше середины колеса.
Это был первый напряженный участок: в горку, на дороге торчат камни, местами большие, ямки, колеи. Видно, что когда идут дожди эту дорогу размывает и вода бежит с этой горки вниз. Хорошо, что было сухо.
Обо — место поклонения духам. Такие места нужно обходить три раза по часовой стрелке, завязать ленточку или что-то положить из еды. Мы объехали на машине, чтобы уж точно духи благословили и нас, и нашего коня:) Думаю, не зря!
Дальше было много бродов. И одна лесовозная дорога, которая чуть не заставила нас развернуться и ехать обратно. Жалею, что не сфотографировали её. Ходом через неё не проехали бы, поэтому объезжали по лесу. Помогал нам монгольский дедушка на мотоцикле, с которым вместе переезжали броды.
Стемнело. Едем по степи, понимаем что какой-то странный звук, открываем окно... Емаё, трава хлюпает под колесами. ХОДУ! Уехали оттуда и нашли основную дорогу. Вообще, когда по такому месту едешь первый раз очень сложно ориентироваться ночью на местности.
За первый день мы проехали 100км, а по времени это заняло 10 часов. Съехали с дороги и легли спать. Темно так, что с открытыми глазами руку перед собой не видно.
Продолжение следует:)
Интересное еще здесь: Совет.
Как мы в Монголию поехали. Часть1..