Кто начинал шофёрскую карьеру в далёкие советские годы, хорошо знают это чудо грузинского автопрома! Какими только нелестными эпитетами не награждали кутаисский грузовик!... И хотя эпитеты - это красочные определения, выраженные прилагательными, но по отношению к Колхиде выражались, хоть и красочно, но главным образом нецензурно... Приведу примеры самых часто употребляемых эпитетов и определений, естественно благопристойных, чтобы не нарушать правила сайта... Горный тягач, Колхида-панихида, Веранда, Жаба, Месть за Сталина, Сервант и т.п. ... В гаражах на этих машинах работали провинившиеся и раздолбаи, которые гробили технику... Возможно, что именно поэтому КАЗ и снискал дурную славу... Но мой рассказ не об этом...
В начале 80-ых мне довелось побывать в Кутаиси на автозаводе КАЗ. Работал я тогда на ЗИЛе и поехал в командировку со снабженцем за новой кабиной для разбитого ,,горного тягача,, ... Взяли командировки, междугороднюю путевку, талонов на бензин и ,,погнали наши городских,, .
Дело было летом, ехали налегке, дорожка очень живописная - горы, покрытые снегом, ласковое море внизу, серпантины Хосты и Гудауты, мандариновые деревья по обочинам в Абхазии, горные реки и крутые обрывы... Двигались не торопясь - купались в море, загорали, ели шашлык и запивали ,,Цинандали,, . Не было еще, даже в сказочных снах, ни мобилок, ни GPS\Глонасс мониторинга... Какое счастливое было время!!!...
Через 2 дня добрались наконец до Кутаиси. Машину поставили у проходной, а сами в гостиницу. Разместились... Снабженец договорился назавтра получать и грузить кабину. Чтобы ,,заморить червячка,, пошли в ближайшее от гостиницы кафе. В кафе сидели несколько мужчин аборигенов ( это значит местные, не австралийские) и официант, в белом, весьма несвежем сюртуке, предложил нам грузинский суп-харчо и сациви... Нам было всё равно - лишь бы побыстрее и побольше. Наелись до отвала! Размеры блюд раза в три больше, чем в нашей гаражной столовке и настолько же вкуснее. Подошло время рассчитываться... Подозвали официанта и даём ему 5 рублей - в то время большие деньги. Ждём сдачу... А её всё нет... Подходим к стойке и робко требуем сдачу. Разговоры за столиком местных сразу прекращаются... Они почему то молча уставились на нас в недоумении.
Интересное: Ищем б/у небольшую машину девушке.
Пауза затягивается... Наконец официант, он же наверное и бармен и повар, протягивает нам назад нашу мятую ,,пятёрку,, и полным презрения голосом, мешая от возмущения русские и грузинские слова, говорит -,, Нэ понравилось? Забэрытэ свои дэньги и больше нэ прыходытэ,, ... Загудели и завсегдатаи... Мы поспешили ретироваться. Откуда мы знали, что в Грузии такие чаевые... У нас в кафешках на рубль-полтора можно было вдвоём поесть.На следующий день, получив и загрузив кабину, тронулись в обратный путь. Заезжаем в Зугдиди на АЗС - тогда еще не было дефицита бензина и некоторые даже сливали его на землю, ,,зарисовавшись,, и не найдя клиента для продажи. Но не тут то было!... Мои 100 литров 76-го заправщик возвращает мне назад со словами -,,Бэнзына нэт,, ... Твою дивизию! Что же делать?! Тут подъезжает к колонке, с другой стороны, усатый джигит и заправляется. Я к нему... Как так генацвале?! - А вы сколько хотели залить? 100 литров? Тогда к талонам кладите червонец (10 руб. советских) и будет вам бензин... Мы в шоке! Кто из нас тогда мог подумать, что пройдет каких то лет 5-7 и мы, чтобы заправить 100 литров будем уже дома отдавать хапугам - заправщикам по 50!!!... А сделавшись ,,самостийными,, останемся независимыми и от бензина, который станет в Крыму страшным дефицитом в ,,святые 90-ые,, ...
Еще раз я столкнулся близко с кутаисским грузовиком, когда в конце 80-ых ездил в Хакассию от местного машзавода вместе с их новеньким дизельным КАЗом. Туда мы ехали с ним пустые, загрузив для постов КДП (контрольно-диспетчерский пункт попутной загрузки) пустые ящики из под запчастей, оформленные как возврат тары. Там загрузились каким то чугунным литьём под завязку и тронулись в обратный путь. Но ,,горный тягач,, не выдержал такой экстремальной эксплуатации и на одном из затяжных подъёмов показал нам ,,кулак дружбы,, - лопнул коленвал... Так как дело было зимой и домой я его никак бы не смог дотянуть, решено было бросить КАЗ на ближайшем ДРП (дорожно - ремонтный пункт) - благо он находился неподалёку. Водитель с него, добравшись со мной до Новосибирска, улетел домой, где сразу же и уволился с машзавода. Так бесславно закончился первый и последний рейс этого уникального грузовика, за которым была отправлена спасательная экспедиция лишь наступившим летом... Спасать там, правда, было уже нечего... Грузовик бессовестно и безжалостно разворовали, поэтому он был по привозу благополучно списан на металлолом...
Подписывайтесь на мой канал...
Интересное еще здесь: Обзор.
Нэ так бiйся вовка в лiсi як машину з Кутаici... (украинский шофёрский фольклор).