Дб-3 - окб с.в. Ильюшина - 1936 г. и его модификации

В январе 1933 года на авиазаводе им. В.Р. Менжинского было организованно Центральное конструкторское бюро опытного самолётостроения лёгких самолётов, начальником которого назначили С.В. Ильюшина. В октябре он отправил в Главное управление авиационной промышленности предложение о создании скоростного дальнего бомбардировщика.

Бомбардировщик ДБ-3ф. Источник: Яндекс.Картинки.

«Крыло цельнометаллическое, двухлонжеронное, ферменной сварной конструкции, с гладкой обшивкой, состояло из пяти частей: неразъёмного с фюзеляжем центроплана с большими зализами, двух моторных отсеков и двух отъёмных консолей. Технологически крыло было сложным, однако достаточно лёгким и прочным.

Над кабиной стрелка-радиста в башне устанавливался турельный пулемёт ШКАС, защищавший верхнюю полусферу.

Кабина пилота закрытая, с гранёным козырьком и сдвижным фонарём. За креслом крепилась высокая 9-мм бронеспинка. За перегородкой кабины располагался бомбоотсек, рассчитанный на подвеску десяти 100-килограммовых бомб.

Оперение цельнометаллическое, обшивка рулей полотняная.

Хвостовое колесо в полёте не убиралось. В случае поломки костыля для сохранности фюзеляжа была предусмотрена предохранительная пята.

Довольно тонкий фюзеляж эллиптического поперечного сечения состоял из четырёх неразъёмных частей: кабина штурмана, кабина лётчика, бомбовый отсек и хвостовая часть с кабиной радиста, состыкованная с килем. Обшивка — листовой дюралюминий толщиной 0,6 мм.

Атака истребителя, зашедшего снизу в хвост, отражалась стрелком-радистом через открытый люк из пулемёта на шкворневой установке.

Шасси убиралось назад, в ниши моторных отсеков, и закрывалось щитками. В случае вынужденной посадки «на брюхо» колёса, в убранном положении несколько выступающие из мотогондол, позволяли уменьшить повреждения самолёта».

Бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3). Источник: Яндекс.Картинки.

Проект был принят и в середине 1934 года началась постройка опытного самолёта, получившего обозначение ЦКБ-26. Его отличительной особенностью было специально спроектированное крыло относительно небольшого размаха 21,44 м (по сравнению с 33,2 м у двухмоторного АНТ-37 аналогичного назначения) с двояковыпуклым профилем. В качестве топливных баков использовались крыльевые герметичные отсеки. Нетрадиционно был спроектирован и бомбовый отсек, в котром кассетные держатели для стенки, размещённой вдоль оси симметрии самолёта. Это произошло изготовить фюзеляж с предельно малыми размерами поперечного сечения. На трёх наружных держателях под фюзеляжем можно было подвесить одну бомбу или торпеду массой до 1000 кг и две бомбы по 500 кг. При использовании самолёта в качестве фронтового бомбардировщика максимальная бомбовая нагрузка составляла 2500 кг. В качестве силовой установки был выбран экономичный, сравнительно небольших размеров и массы двигатель воздушного охлаждения М-85 (760 л.с.).

Источник: Яндекс.Картинки.

«В кабине штурмана находились педали и съёмная ручка управления самолётом, которые использовались в том случае, если штурману приходилось брать управление самолётом на себя. Во вращающейся полубашне был установлен пулемёт ШКАС с секторами обстрела 120 градусов по вертикали и горизонтали.

Звездообразный двухрядный 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-87А оснащался металлическими трёхлопастными винтами изменяемого в полёте шага. Мощность двигателя позволяла продолжать полёт с одним повреждённым мотором».

Ил-4 (ДБ-3). Источник: Яндекс.Картинки.

Благодаря совершённой аэродинамике, рационально выбранным геометрическим параметрам крыла и фюзеляжа, а также установке двигателей оптимальной мощности, на испытаниях самолёт показал высокие для своего времени лётные качества: на высоте 3250 м была достигнута максимальная скорость 390 км/ч. После внесения в проект незначительных конструктивных изменений был выпущен второй опытный экземпляр ЦКБ-30, который весной 1936 года успешно прошёл все испытания и под обозначением ДБ-3 был принят на вооружение ВВС РККА.

На машине ЦКБ-26 в 1936 году было установлено несколько международных рекордов подъёма на высоту с грузом в 500, 1000 и 2000 кг, в 1937 — 1939 годах совершено три дальних беспосадочных перелёта.

В 1937 году первые серийные самолёты ДБ-3 начали поступать на вооружение бомбардировочной авиации, с 1938 года — а авиацию ВМФ. Строевые лётчики отмечали хорошую управляемость, отличные пилотажные характеристики, простоту взлёта и посадки. Однако обращалось внимание и на недостаточную устойчивость машины в полёте.

Источник: Яндекс.Картинки.

«Сооружение над фюзеляжем ДБ-3ЛЛ — модель отсека крыла, установленная для изучения характера обтекания нового профиля воздушным потоком в условиях реального полёта».

Боевое крещение ДБ-3 состоялось в 1939 году ВВС Китая были переданы 24 дальних бомбардировщика. Они качественно усилили наступательный потенциал китайской авиации в действиях против японских войск. Особенно удачным был налёт группы ДБ-3 на авиабазу Ханькоу, в результате которого удалось уничтожить 64 самолёта противника.

Ил-4 торпедоносец. Источник: Яндекс.Картинки.

В ходе серийного производства самолёт постоянно совершенствовался, устанавливались более мощные двигатели. Всего было построено 1528 экземпляров ДБ-3 всех модификаций.

К началу 40-х годов основной бомбардировщик дальней авиации РККА Дб-3 устарел настолько, что встал вопрос о замене его новым типом. Тем не менее части дальней и морской авиации, вооружённые самолётами ДБ-3 и ДБ-3Т, активно участвовали в бомбардировках коммуникаций противника с первых дней войны. Уже ночью 24 июня 1941 года они наносили бомбовые удары по военно-промышленным объёктам Данцига и Кенигсберга, а с 25 июня совершали налёты на вражеские аэродромы.

Ил-4т (торпедоносец). Источник: Яндекс.Картинки.

С 1 июля до 18 августа небольшие группы из 3-6 самолётов ДБ-3 и Пе-2 авиации Черноморского флота систематически выполняли дневные налёты на нефтехранилища в Плоешти. Позднее ночные бомбардировщики совершались одиночными ДБ-3.

Группа из пятнадцати самолётов ДБ-3Т первого минно-торпедного полка авиации Балтийского флота под командованием полковника Е.Н. Преображенского, вылетев с острова Эзель (ныне Сааремаа) в Балтийском море, в ночь на 8 августа 1941 года нанесла удар по Берлину. Из-за большой дальности полёта бомбовая нагрузка каждого самолёта была ограничена 800 кг. В дальнейшем ДБ-3 бомбили порты, ставили минные заграждения, уничтожили с помощью бомб и торпед корабли противника.

Ил-4 (ДБ-3) в Монино. Источник: Яндекс.Картинки.

В начальный период войны советские командование вынуждено было использовать самолёты ДБ-3 дальней авиации в качестве фронтовых бомбардировщиков для уничтожения наступающих механизированных соединений противника. Действуя днём, без прикрытия, в условиях господства противника в воздухе, бомбардировщики несли большие потери. Поэтому в дальнейшем ДБ-3 применялись для бомбардировок мест сосредоточения войск противника, его аэродромов и коммуникаций только ночью. Самолёты этого типа использовались также для ведения стратегической разведки и буксировки военно-транспортных планёров.

Модификации ДБ-3.

ЦКБ-26 — опытный экспериментальный скоростной дальний бомбардировщик. По схеме представлял собой двухмоторный низкоплан. Конструкция фюзеляжа деревянная, передняя и средняя части обшиты фанерой толщиной 5 мм, обшивка задней и хвостовой части выклеена из 2,5-мм шпона. Крыло и стабилизатор — металлические.

ЦКБ-26. Источник: Яндекс.Картинки.

В соответствии с техническим заданием самолёт был сделан трёхместным. Кабина пилота по образцу самолёта И-16 оборудовалась сдвижным фонарём и закабинным обтекателем. Предусмотренное проектом оборонительное вооружение не устанавливалось.

Источник: Яндекс.Картинки.

Первый полёт ЦКБ-26 совершил летом 1935 года. В 1936 — 1937 года лётчиком-испытателем В.К. Коккинаки было установлено несколько международных рекордов. Он же впервые в СССР выполнил «петлю Нестерова» на двухмоторном самолёте.

ЦКБ-30. Источник: Яндекс.Картинки.

ЦКБ-30 — опытный самолёт. Построен с учётом результатом лётных испытаний ЦКБ-26, с незначительными конструктивными изменениями. Полностью отвечал требованиям ВВС. Установлено необходимое для боевого самолёта оборудование и оборонительное вооружение: один пулемёт ШКАС в кабине штурмана в подвижной в подвижной полубашенной установке, а также два ШКАС в оборудованной кабине стрелка-радиста на башенной турели и в кинжальной установке. Конструкция — цельнометаллическая. Весной 1936 года успешно прошёл испытания и был рекомендован к крупносерийному производству. Стал прототипом для ДБ-3.

ДБ-3. Источник: Яндекс.Картинки.

ДБ-3 — серийный. В августе 1936 года принят на вооружение ВВС и запущен в серию на авиазаводах в Воронеже и Москве, несколько позже — в Комсомольске-на-Амуре. Устанавливались двигатели М-85 (760 л.с.). При нормальной полётной массе 7000 кг с 1000 кг бомб на внутренней подвеске развивал скорость 400 км/ч на высоте 4500 м, дальность полёта составляла 3100 км. Максимальная бомбовая нагрузка — 2500 кг (1500 кг на наружной подвеске). Вооружение: три пулемёта ШКАС с общим боезапасом 2500 патронов.

ЦКБ-30 "Москва" самолёт Коккинаки. Источник: Яндекс.Картинки.

ЦКБ-30 «Москва» — модифицированный для выполнения беспосадочного трансатлантического перелёта серийный самолёт ДБ-3. Штатное оборудование кабин штурмана и пилота заменено на более совершенное. Всё вооружение было снято, вместо него в бомбоотсеке и кабине стрелка размещены дополнительные топливные баки. Доработана система управления, установлены новые двигатели. Для обеспечения плавучести самолёта, на случай вынужденной посадки на воду, в носовой части фюзеляжа размещался надувной баллон из прорезиненной ткани, а в крыльях — герметичные кессонные баки.

Источник: Яндекс.Картинки.

Стартовав в 4 ч 19 мин 28 апреля 1939 года, самолёт «Москва», пилотируемый В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко, преодолел 8000 км со средней скоростью 348 км/ч за 22 ч 56 мин и в условиях непогоды совершил посадку с убранным шасси на болотистом островке Мискоу в заливе Св. Лаврентия (Канада).

ДБ-3 «Украина» — аналогичен самолёту «Москва», предназначался для установления новых женских мировых рекордов дальности полёта по замкнутому маршруту и по прямой. Работы, начатые в 1940 году, были прерваны войной. В октябре 1941 года переоборудован в штатный бомбардировщик.

ДБ-3б — серийный. С 1937 года в связи с ростом полётной массы на серийные самолёты начали устанавливать новые двигатели М-86 с увеличенной взлётной мощностью (950 л.с. вместо 760 л.с. у М-85). Лётные данные улучшились на малых высотах. Установка на серийные ДБ-3 в 1938 году двигателей М-87А (950 л.с.) с винтами переменного шага позволила повысить скоростные характеристики на средних высотах.

Кроме использования по прямому назначению, бомбардировщик ДБ-3б приспосабливали для выполнения десантных операций. В 1939 году была разработана цельнометаллическая десантная кабина, рассчитанная на размещение на бортовых сиденьях 10 бойцов с личным оружием. Кабина в полевых условиях сидами технического состава подвешивалась под фюзеляж самолёта на трёх наружных бомбодержателях. Десантники при посадке входили в кабину и в воздухе покидали её с парашютом через кормовой двухстворчатый люк. При необходимости пустая кабина могла сбрасываться.

В 1939 — 1940 года были также разработаны наружные подвески на бомбодержатели под фюзеляжем для транспортировки и сбрасывания на парашюте 45-мм пушки, 120-мм миномёта, мотоцикла с коляской, различных видов и вооружения и боеприпасов массой до 1000 кг.

ДБ-3Т (торпедоносец). Источник: Яндекс.Картинки.

ДБ-3Т (торпедоносец) — морская модификация берегового базирования, созданная в 1937 году. Оборудование самолёта позволяло производить атаку двумя типами торпед: прямоходной, предназначенной для низковысотного (с 30 м) прицельного сбрасывания, или циркулирующей по замкнутому кругу на курсе цели — для высотного сбрасывания. Помимо торпеды или морской мины на наружной подвески, в бомбоотсек ДБ-3Т загружались бомбы массой до 1000 кг. Самолёт применялся также для дальней разведки. Строился серийно. В 1939 — 1940 года была сформирована минно-торпедоносная авиация ВМФ, основу которой составили самолёты ДБ-3Т.

ДБ-3ТП (торпедоносец поплавковый). Источник: Яндекс.Картинки.

ДБ-3ТП (торпедоносец поплавковый) — опытный гидросамолёт. Создавался для Северного и Тихоокеанского флотов, не имевших к концу 30-х годов подготовленных береговых аэродромов для базирования сухопутных ДБ-3Т. ДБ-3ТП представлял собой серийный торпедоносец с двигателями М-86, установленный на поплавки типа «Ж» от самолёта ТБ-1П. Предварительно несколько усилили силовой набор крыла и стыковые узлы центроплана с фюзеляжем. Устанавливалось вооружение, аналогичное ДБ-3Т. Объединённые заводские и государственные испытания проводились в июне-сентябре 1938 года в Севастополе. Несмотря на то, что ДБ-3ТП испытания прошёл и был рекомендован для принятия на вооружение морской авиации, серийно он строился.

Ильюшин ЦКБ-54. Источник: Яндекс.Картинки.

ЦКБ-54 — самолёт сопровождения дальних бомбардировщиков. Создан в марте 1938 года на базе серийного ДБ-3. Отличался мощным вооружением: пулемёты в кабине штурмана и турели стрелка-радиста заменены на пушки ШВАК, а вместо люкового ШКАС на шкворевой установке размещался дистанционно управляемый пулемёт в поворотном обтекателе со специальным прицелом. Для обслуживания этой установки был введён четвёртый член экипажа. Из-за ухудшения устойчивости самолёта при поворотах подфюзеляжной установки в полёте, сопровождаемых рысканиями машины в стороны и креном до 10 градусов, весной 1939 года вместо неё установили два бортовых пулемёта ШКАС. Самолёт прошёл испытания, однако серийно не выпускался, поскольку был объявлен конкурс на двухмоторный скоростной истребитель сопровождения.

ДБ-3ЛЛ (летающая лаборатория) — экспериментальный самолёт для проведения исследований аэродинамических свойств крыльев различных профилей, отсеки которых устанавливались вертикально над фюзеляжем с различными углами атаки.

ДБ-3УПС. Источник: Яндекс.Картинки.

ДБ-3УПС — экспериментальный самолёт для проведения исследований. Установленный в бомбоотсеке двигатель ЗиС-101А (116 л.с.) со специальным компрессором обеспечивал отсос пограничного слоя воздушного потока с верхней поверхности крыла через специальную щель. На самолёте было установлено новое крыло с полной механизацией. Исследования, проводившиеся в ходе лётных испытаний 1941 — 1943 года, выявили увеличение подъёмной силы и снижение посадочной скорости самолёта.

Технические данные ДБ-3б:

  • Экипаж: 3 чел.
  • Максимальная взлётная масса: 7445 кг (с перегрузкой — 9450 кг)
  • Размеры: длина х размах 14,22 м х 21,44 м
  • Силовая установка: 2 (М-87А) х 950 л.с.
  • Максимальная скорость полёта на высоте 4900м: 439 км/ч
  • Скороподъёмность (средняя): 6,9 м/с
  • Практический потолок: 9600 м
  • Дальность полёта: 3800 км
  • Вооружение: 3 х 7,62-мм пулемёта ШКАС
  • Максимальная бомбовая нагрузка: 1000 кг (в перегрузку — 2500 кг)

#авиация #машина #техника #самолеты #история #вов #ссср #великая отечественная война #вторая мировая война

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Дб-3 - окб с.в. Ильюшина - 1936 г. и его модификации.