Ковровский экскаваторный завод в 1990-2000-е годы. Начало конца

Процессы, происходящие в российской экскаваторостроительной отрасли в период после распада СССР, как лакмусовая бумага отражают состояние национальной экономики. Если в социалистический период производство одноковшовых экскаваторов было наиболее массовым в отрасли строительно-дорожного машиностроения (к концу 80-х годов в Советском Союзе их ежегодно выпускалось более 30 тыс. в год, из этого количества на заводах РСФСР около 18 тыс.), то в эпоху дикого капитализма под "нож" пошли сразу несколько российских экскаваторных заводов. Один из них - Ковровский. Мне довелось побывать на этом предприятии в период подъема, увы, подъем оказался недолгим...

Ковровский экскаваторный завод в прошлом был лидером отрасли. Первым в СССР освоил производство экскаваторов в 1931 году. В начале 1970-х приступил к выпуску гидравлических экскаваторов. Являлся основным поставщиком гусеничных экскаваторов для строителей. В 60-80-е годы производство "Ковровцев" превышало 2000 единиц в год.

Перед самым распадом Союза, в 1991 году, завод провел очередную модернизацию гусеничных экскаваторов 4-й размерной группы, запустив в производство модели ЭО-4224 и ЭО-4225, пришедшие на смену ЭО-4124А и ЭО-4125А. В отличие от предшественников обе машины имели уширенно-удлиненный гусеничный ход, обеспечивавший лучшую устойчивость и пониженное давление на грунт. Также в ходе модернизации был усовершенствован ряд других узлов и агрегатов.

Экскаватор ЭО-4224

По основным характеристикам обе машины были однотипны: масса - 26,5 т, двигатель - алтайский А-01М мощностью 130 л.с. Соседство на конвейере двойников длилось недолго, в 1993 году ЭО-4224, представлявший собой первое поколение ковровских экскаваторов ЭО-4121 выпускавшихся с начала 1970-х, сняли с производства. ЭО-4225 продолжал линейку экскаваторов второго поколения, воплотивших в себе новые конструктивные решения, такие как автоматическая система управления двигателем, система рекуперации энергии рабочего оборудования, гусеничный ход тракторного типа (впоследствии применявшийся также и на экскаваторах первого поколения), а также полностью измененный дизайн.

Экскаватор ЭО-4225

Шоковый переход от плановой экономики к свободному рынку, разрыв экономических связей и другие "прелести" новых экономических условий крайне негативно отразились на деятельности экскаваторостроительной отрасли. При отсутствии платежеспособного спроса на традиционно выпускаемую продукцию экскаваторостроители начали разрабатывать новые модели, расширять номенклатуру продукции.

Если раньше, при социалистической системе хозяйствования, большинство предприятий выпускало лишь одну базовую модель экскаватора определенной размерной группы, то рыночные реалии требовали другого подхода. Оказавшись в свободном "плавании", теперь каждый боролся за клиента самостоятельно и прежняя специализация на производстве моно-модели абсолютно не годилась.

Увы, даже разработав гамму новой техники, проводя рекламно-выставочную деятельность, радужные надежды на успех разбивались о суровую действительность. В условиях упадка экономики потребность в экскаваторах стремительно снижалась. К концу 90-х годов Ковровский экскаваторный завод выпускал чуть более 150 экскаваторов в год.

В 1994 году КЭЗ запускает в производство модернизированную модель ЭО-4225А, полностью заменившую на конвейере предшественника в 1995-м. Принципиальное отличие новинки - двигатель ЯМЗ-238ГМ2 мощностью 170 л.с., что позволило заметно повысить производительность. С 1999 года завод выпускает базовую модель ЭО-4225А-07, оснащенную землеройным оборудованием, и ЭО-4225А-06 - погрузочную модификацию с лепестковым грейфером и подъемной кабиной.

Экскаватор ЭО-4225А-07Перегружатель ЭО-4225А-06

В 1990-е годы на Ковровском заводе велись работы по созданию новых экскаваторов 4-й размерной группы - колесного ЭО-4326 и гусеничного ЭО-4126, однако в серию эти машины не пошли.

Экскаватор ЭО-4326Экскаватор ЭО-4126

Результатом дальнейших конструкторских работ стало семейство экскаваторов - гусеничного ЭО-4228 массой 25 т и унифицированного с ним колесного ЭО-4328 массой 23,84 т. Работа по проектированию и изготовлению первых опытных образцов нового семейства экскаваторов была развернута в 1998 году.

Экскаватор ЭО-4228

В экскаваторах нового поколения особое внимание было уделено повышению надежности и долговечности, удобству обслуживания, снижению уровня шума и вибрации, автоматизации процессов диагностики, созданию комфортных условий работы, обеспечению безопасности эксплуатации. Кроме того, был снижен удельный расход топлива, сокращена продолжительность рабочего цикла, увеличены параметры рабочего оборудования. Экскаваторам придали современный вид. Конструкцией предусматривалась возможность установки одной из трех моделей дизельных двигателей, импортной гидравлики, электрогидравлической и механической систем управления. В базовом варианте устанавливался двигатель ЯМЗ-236Н мощностью 230 л.с.

Экскаватор ЭО-4328

Увы, КЭЗ так и не смог довести новое семейство до серии. Единственное, что удалось воплотить в жизнь помимо текущей модернизации базового экскаватора, выпускаемого с советских времен, это запуск в серийное производство лесозаготовительной техники. Однако ее выпуск был фактически единичным.

Валочно-пакетирующая машина МЛ-119А

Второе дыхание предприятию дал строительный бум, набиравший обороты с первой половины 2000-х годов. В 2003 году на Ковровском заводе произошла смена собственника. В январе 2004-го был запущен заводской конвейер. До конца года намечалось выпустить 179 экскаваторов. Но результат оказался несколько хуже - 145 машин.

Обратите внимание: Вот так я завожу ДВИГАТЕЛЬ своей машины, когда она даже с троса ЗАВОДИТСЯ!!! ЭТО работает ВСЕГДА!.

Смена владельца, обещавшего вернуть былую славу Ковровскому экскаваторному заводу, не принесла ожидаемого успеха. В 2005 году предприятие изготовило 113 экскаваторов. А в 2006 году опять сменился собственник.

В мае 2006 года ОАО "Тверской экскаватор", входящий в "Группу ГАЗ" (прежнее название - "РусПромАвто"), и ОАО "Экскаваторный завод "Ковровец" объявили о создании совместного предприятия - ООО "Экскаваторный завод "Ковровец". "Группе ГАЗ" в этом СП принадлежала доля 50,1% ООО "Экскаваторный завод "Ковровец". В планах совместного предприятия значилось сосредоточение в Коврове производства всей линейки гусеничных экскаваторов, выпускаемых на тот момент на Тверском и Ковровском заводах. В кратчайшей перспективе ООО "ЭЗ "Ковровец"должно было расширить гамму выпускаемых гусеничных экскаваторов новыми моделями массой 30 и 40 т и провести модернизацию производства. В то же время в компетенции "Тверского экскаватора" оставался выпуск только колесной техники. К 2010 году на ковровской площадке планировалось достичь объема производства 1000 экскаваторов в год.

В том же 2006 году "Группа ГАЗ" представила новую модель экскаватора ЕТ-25-80, созданную совместно силами двух заводов. Как отмечало руководство управляющей компании, на первом этапе ООО "ЭЗ "Ковровец" будет поставлять на ОАО "ТВЭКС" ходовую часть машины, продолжая собственное производство экскаватора ЭО-4225А-07 и его модификацию - индустриального перегружателя ЭО-4225А-06.

Экскаватор ЕТ-25-80

Дальнейшая совместная работа привела к запуску в серию в 2007 году 26-тонного экскаватора ЕТ-26, получившего название КиТ (Ковров и Тверь). В этой машине воплотились технические решения ковровских экскаваторов ЭО-4225А-07 и ЭО-4228 и тверского ЕТ-25. Новая модель унаследовала от ЭО-4225А-07 ходовую тележку и планетарный механизм поворота платформы, от ЕТ-25 - кабину и элементы поворотной платформы. Модернизации подверглись гидросистема экскаватора. Для обеспечения надежной работы рабочего оборудования экскаватора была изменена конструкция стрелы, рукояти и ковша. Значительно увеличились параметры копания. За счет улучшенной кинематической системы и использования более производительной гидравлики Bosch Rexroth возросла производительность и усилие копания. В базовой комплектации на ЕТ-26 устанавливался двигатель ЯМЗ-236M мощностью 180 л.с. Опционально предлагались моторы Perkins или Deutz.

Экскаватор ЕТ-26

ЕТ-26 выпускался на ковровском заводе в небольшом количестве, за неполных 2 года было сделано менее 100 экскаваторов. Также на базе ЕТ-26 выпускался перегружатель ЕТ-26i. Несмотря на освоение новой модели продолжалось производство ЭО-4225А-07. С 2007 года на него устанавливалась кабина, опорно-поворотное устройство и гидроцилиндры тверского производства.

Экскаватор ЭО-4225А-07 с тверской кабинойПерегружатель ЭО-4225А-06 с тверской кабиной

Дальнейшим развитием семейства экскаваторов КиТ должны были стать 30- и 40-тонная модели КиТ-30 и КиТ-40, созданные в 2007 году, однако в серийное производство эти машины не пошли. Годом позже "Группа ГАЗ" представила еще две модели гусеничных экскаваторов - 20-тонник ЕТ-20, унифицированный с опытной колесной машиной ЕК-20 и ЕТ-18LC - версию серийного экскаватора на уширенно-удлиненном ходу.

Экскаватор КиТ-30Экскаватор КиТ-40

Поначалу при новом собственнике дела на Экскаваторном заводе "Ковровец" пошли в гору. Первые годы работы в составе "Группы ГАЗ" показали положительную динамику: в 2006 году было выпущено 200 экскаваторов - почти вдвое больше, чем годом ранее; в 2007-м - 405, в 2008-м - 400.

Сборочный цех Экскаваторного завода "Ковровец", 2007 г.Сборочный цех Экскаваторного завода "Ковровец", 2007 г.Сборочный цех Экскаваторного завода "Ковровец", 2007 г.Сборочный цех Экскаваторного завода "Ковровец", 2007 г.Сборочный цех Экскаваторного завода "Ковровец", 2007 г.Сборочный цех Экскаваторного завода "Ковровец", 2007 г.Сборочный цех Экскаваторного завода "Ковровец", 2007 г.Сборочный цех Экскаваторного завода "Ковровец", 2007 г.Сборочный цех Экскаваторного завода "Ковровец", 2007 г.Сборочный цех Экскаваторного завода "Ковровец", 2007 г.

Выход на запланированную мощность 1000 экскаваторов в год к 2010 году так и не произошел. В 2009 производство было остановлено. В условиях кризиса руководство "Группы ГАЗ" пересмотрело свои планы относительно ковровского завода - все годное технологическое оборудование было перевезено на ТВЭКС. Старейший отечественный производитель экскаваторов - Ковровский экскаваторный завод, в прошлом флагман отечественного экскаваторостроения, - прекратил свою деятельность.

На территории завода стоял памятник Ильичу. Есть ли он теперь?

Сейчас на месте одного из цехов Ковровского экскаваторного завода создан торгово-развлекательный центр, в административном здании размещен бизнес-центр, в сборочном цеху ведется производство оцинкованной стали, ряд других заводских помещений занимают разные мелкие фирмы.

На месте одного из цехов создан торгово-развлекательный центрВ административном здании размещен бизнес-центрА это бывший сборочный цех

Поделитесь своим мнением об отечественном экскаваторостроении.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЭКСКАВАТОРОСТРОЕНИЯ (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):

С чего начинались советские гидравлические экскаваторы

Советские экскаваторы на базе тракторов

Ленинградский экскаваторный завод. Не слышали о таком? Рассказываю...

Как "Уралвагонзавод" строительную технику выпускал

Старый конь борозды не испортит. Экскаваторы СССР в постсоветский период

Из истории наших экскаваторов-погрузчиков: от единичных экземпляров до серии

"Золотая ручка" по-советски. Что у нас получилось?

"Золотая ручка". Что было после СССР?

------------------------------------------------

О современном положении дел в российском экскаваторостроении можно прочитать ЗДЕСЬ.

А о производстве экскаваторов-погрузчиков ЗДЕСЬ.

Рынок импортных экскаваторов в РФ ЗДЕСЬ.

#ссср #экскаватор #завод #техника #машина #строительная техника #строительство #производство #ковров

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Ковровский экскаваторный завод в 1990-2000-е годы. Начало конца.