Удивительный парадокс: март, не самый туристический сезон, а в Лесном Тереме в Асташово — полный аншлаг. Все номера заняты, и это в начале весны. Трудно представить, что будет летом. Мы планировали остановиться на две ночи, но удалось забронировать номер лишь на одну — такой высокий спрос.
Секрет успеха в глуши
Кажется невероятным, но этот проект вопреки всему стал успешным. Месторасположение — главный вызов: глухая чухломская деревня, известная разве что по легендам о Сусанине, отсутствие дорог и коммуникаций, удалённость от крупных городов и популярных туристических маршрутов. До Костромы — три часа езды. И всё же Терем процветает! Даже в пандемийный 2020 год он показал рекордную посещаемость.
Сила энтузиазма и мастерства
Однако, когда видишь результат труда воочию, всё встаёт на свои места. Восстановленный дом, продуманные интерьеры, насыщенные аутентичными деталями, и, главное, тёплое, душевное отношение к гостям — вот формула успеха. Становится ясно, что с таким подходом и командой Лесной терем был обречён на популярность.
Невозможно не восхищаться подвигом людей, спасших эту архитектурную жемчужину, и их щедростью, с которой они делятся своим детищем с миром. Хотя ни московский финансист Андрей Павлюченков, вложившийся в проект, ни его команда реставраторов не ожидали такого ажиотажа. Отдельная благодарность этим людям за то, что они вернули нам, по сути, утраченную историческую ценность.
Награда за труд, в который вложена душа, всегда особенная.
От волонтёрского лагеря к масштабной реставрации
Изначально Андрей Павлюченков планировал лишь законсервировать разрушающийся терем. На его призыв откликнулись волонтёры и студенты-реставраторы со всей страны. Работали в спартанских условиях: без света, дорог и удобств, жили в палатках. Супруга Андрея, Ольга Головичер, обеспечивала быт и питание команды.
Втянувшись в процесс и проникнувшись историей места, Павлюченков и Головичер поняли, что полумер недостаточно. Они решили идти до конца, хотя реальные затраты многократно превысили первоначальные расчёты.
Удивительно, но дом на тот момент официально не существовал — он был списан со всех учётов. Этот «бесстатус» paradoxically стал преимуществом: он позволил вести работы, не будучи скованным строгими рамками государственной охраны. Однако вместо упрощённого подхода Андрей выбрал самый сложный и честный путь — научную реставрацию.
Научный подход к возрождению
Для руководства работами пригласили известного вологодского реставратора-деревянщика Александра Попова, имевшего опыт работы с усадьбой Поленово. Его план был масштабным: произвести обмеры, аккуратно разобрать терем, перевезти брёвна в мастерскую в Кириллове, отреставрировать, заменив сгнившие элементы, и вернуть на историческое место.
Главным принципом было использование аутентичных материалов и технологий. Исследования показали, что за более чем 100 лет берестяная гидроизоляция и войлочное утепление не потеряли свойств. Их и решили сохранить, отказавшись от современных аналогов вроде рубероида.
Интересное: Друг нашёл отличный рынок дешёвых авто в Грузии. Показываю, что там можно купить дешевле, чем за 350 т.р..
В итоге более 60% сруба, а также большая часть резного декора вернулись на своё место. Новые детали специально тонировали, чтобы отличить их от исторических, сделав процесс реставрации «читаемым» для знатоков.Международная помощь и исторические открытия
Реставрация ставила уникальные задачи. Для некоторых работ пришлось заново изготавливать старинный плотницкий инструмент. При расчистке стен обнаружили фрагменты оригинальных обоев. Воспроизвести их в России не удалось, и тогда помощь пришла из Англии. Фабрика, специализирующаяся на исторических обоях, узнав историю терема, изготовила точную копию бесплатно, назвав коллекцию «Асташово Дамаск». Керамические печи воссоздали в Санкт-Петербурге по найденным черепкам.
Сегодня теремом-отелем управляет Ольга Головичер. Её талант организатора и тонкий вкус чувствуются в каждой детали интерьера и в атмосфере гостеприимства.
История первого хозяина
Нельзя не вспомнить и первого владельца — крестьянина Мартьяна Сазонова, разбогатевшего в Петербурге на «отхожем промысле». Овдовев, он вернулся в родную деревню в 51 год, женился на 22-летней девушке и в 1897 году выстроил для молодой жены этот сказочный терем — лучший в округе.
Говорят, Сазонов работал в Париже под началом архитектора Ивана Ропета, основоположника «русского стиля». Влияние ропетовских идей в оформлении терема очевидно. После революции дом был национализирован, постепенно пришёл в запустение и к концу XX века оказался бесхозным. Благодаря воле, средствам и любви Андрея Павлюченкова и Ольги Головичер мы можем не только любоваться теремом снаружи, но и остановиться в нём, ощутив атмосферу XIX века.
Эта история — редкий пример успеха, рождённого не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Её двигателями стали не выгодная локация или господдержка, а двое увлечённых людей с добрым сердцем, твёрдой волей и безупречным вкусом.
Если вас заинтересовал Лесной терем в Асташово и вы хотите подробнее рассмотреть его интерьеры, приглашаем ознакомиться с расширенным материалом на нашем сайте по ссылке. Также рекомендуем отличный обзорный материал PRTBRT «Как устроен терем. Асташово – главное место силы 2020 года».
Статью о церкви в Бёхово, спроектированной художником Поленовым, вы найдёте здесь.
Спасибо, что дочитали до конца. Надеемся, вам было интересно.
Желаем вам здоровья и вдохновляющих путешествий!
Подписывайтесь на наш канал, нажав на ссылку, чтобы не пропускать новые публикации. Будем благодарны за лайки и репосты.
Интересное еще здесь: Совет.
И у чёрта на куличках можно иметь успех! Лесной терем в Асташово..