В наши дни путешествие на собственном автомобиле – мероприятие приятное, незатруднительное и совершенно не хлопотное, но так было далеко не всегда. Дедам, зажигавшим #На колесах в 60-е, повезло куда меньше, особенно если они решали смотаться с семьёй либо друзьями «дикарём» на морько, плескавшееся где-нибудь за 1000-2000 километров и более от родного гаража. Полный багажник железяк, кипа справочников и путеводителей, палатки/примусы и прочий скарб на все случаи жизни – перечень вещей исчислялся десятками наименований, равно как и количество вероятных проблем и неприятностей, поджидавших странников в пути. Как же всё это выглядело?
Во времена зарождения автотуризма на отечественных просторах, а это 50-60е годы, инфраструктура мягко говоря оставляла желать лучшего: заправки даже в крупных городах встречались крайне редко, что уж говорить о загородных трассах. То же самое касалось и автосервисов, поэтому каждый уважающий себя водила просто обязан был уметь устранить практически любую неполадку собственными руками. GPS-навигаторы существовали в виде бумажных «Справочников автотуриста» с описанием популярных маршрутов. Сплошная романтика, не то что нынче!
Соответственно, ни о каких спонтанных путешествиях не могло быть и речи – любая мало-мальски дальняя поездка в тёплые края тщательно планировалась за несколько месяцев, да и сам автомобиль необходимо было хорошенько подготовить, ведь серьёзная поломка в пути сулила не менее серьёзные неприятности.
В середине 60-х годов, ещё в дожигулёвские времена, перечень запчастей, инструментов и прочего автомобильного барахла, без которого не пускался в путь ни один здравомыслящий водитель, был более чем обширен. В него входили:
Эксплуатационные жидкости и смазочные материалы:
- масло для двигателя (в кол-ве из расчёта на 5000 км)
- 1кг смазки УС либо УСс (солидол)
- 300г жировой смазки 1−13
- пол литра трансмиссионного масла, столько же тормозной жидкости и «дистилировки»
- банка восковой пасты
- моток изоленты
- по тюбику клеев 88, БФ-2 и БФ-6
- моток шпагата и 1 метр железной проволоки
- метровый осветительный высоковольтный электропровод
- набор для ремонта шин и 2 золотника
- полбруска сургуча
- маслостойкая резина, тряпки, ветошь и так далее.
Думаете, на этом всё? Как бы ни так – ещё нужно было иметь с собой не менее солидный списочек запчастей:
- пара автомобильных камер
- ремень привода вентилятора
- стакан отстойника топливного насоса (своего рода аналог топливного фильтра)
- фильтрующая вставка фильтра тонкой очистки масла
- две прокладки стакана отстойника топливного насоса
- диафрагма топливного насоса
- конденсатор (использовался в старых контактных распределителях зажигания)
- комплект электроламп
- ротор распределителя зажигания с комплектом контактов для того же распределителя
- контактный уголёк крышки распределителя и щётки генератора
- комплект свечей зажигания
- набор предохранителей
- по две пары стёкол передних фар и подфарников
- тормозной шланг
- комплект подшипников для колёс
- канистра для бензина и воронка с сеткой для заливки оного, а также шланг с приспособой для перекачки топлива
- полиэтиленовое или складное брезентовое ведро, а также канистра для воды
- причиндалы для мытья «ласточки»
- струбцина для вулканизации камер
- карманный фонарик
- буксировочный трос
- водонепроницаемый коврик
- малый разводной ключ, ножовка по металлу, набор напильников
- лопата туристическая, топорик, пила по дереву.
Прибавляем сюда штатный набор инструментов и запчастей, шедших с завода в комплекте, личное барахлишко и снарягу туриста-дикаря (одна только палатка тех времён могла занимать половину багажника!), и картина становится более-менее полной.
Казалось бы, вся эта гора едва ли поместится в микроавтобус, ан нет – наши бравые бабушки/дедушки обладали тайным мастерством распихивать всё необходимое в обычные «Москвичи», «Волги» и «Победы», а особо продвинутые «гуру» даже в крохотный горбатый «Запорожец». Помогали им в этом всё те же справочники автопутешественников, где данному вопросу был посвящён отдельный раздел!
Там же была рекомендация отправляться в дальний путь колонной из 3−4 автомобилей, что не только обеспечивало взаимовыручку в дороге, но и позволяло распределить набор инструментов по нескольким автомобилям.
К сожалению, в СССР, в отличие от вражих тогда США, не были популярны прицепы-трейлеры, которые могли бы существенно упростить быт путешественников. Правда, в 1958 году была попытка выпуска чего-то подобного, однако отечественный «Кемпер» не прижился по причине высокой стоимости.
Зато некоторые энтузиасты пробовали решить вопрос собственными силами – в сайте «Моделист-конструктор» за 1972 год даже публиковалась схема трейлера «Теремок»!
Рассвет советского автотуризма выпал на начало выпуска «Москвичей» второго поколения, а также «Волг» первого. Именно они обычно фигурируют на фотографиях той эпохи. На этих машинах можно было даже добраться из Москвы до моря без замены масла и серьёзных поломок – чудеса, да и только. Повысился и уровень комфорта – скажем, сиденья «Москвича» трансформировались в довольно-таки приличное лежбище!
Следующий толчок автотуризму дали «Москвич» 408 и 412, «Копейка» и «Запорожец» 966-й серии, и хотя соответствующая инфраструктура так и не появилась, это не могло остановить наших неунывающих предков, жаждавших бюджетно отдохнуть на тогда ещё не загаженной природе!
На сегодня всё, благодарю за внимание! Граждане, стимулируйте писать больше интересных материалов - ставьте лайки, подписывайтесь в раздел. Всем неравнодушным заранее спасибо и низкий уклон!
Это интересно:
Водитель, ОСТАНОВИСЬ! 5 признаков того, что дальше ехать нельзя
5 верных способов «подарить» угонщику свой автомобиль
600-й «Мерин»: икона 90-х, спаситель Березовского и Шеварнадзе
Не Ефремовым единым: "синий драйв" Никулина и Высоцкого