Человек всегда стремился создать универсальное транспортное средство. Но как показала практика, сделать это практически невозможно. Ну никак нельзя совмещать управляемость спортивного автомобиля с маневренностью амфибии или вездехода. Но учитывая тот факт, что в Советском Союзе в основном не было дорог, ситуация в некоторых регионах не изменилась и сегодня, инженеры крупнейших заводов старались усовершенствовать стандартные модели. Сегодня мы узнаем, что из этого получилось.
Нет, конечно обо всем в одной статье рассказать не получится, но можно хотя бы представить, над чем работали компании. Так в 1959 году ГАЗ разработал и испытал одновременно четыре модели снегоходов. Все прототипы были построены на базе внедорожника ГАЗ-69.
Так первым образцом стал снегоход, где помимо стандартных колес были установлены лыжи, с помощью которых машина должна была скользить по поверхности. Тогда возникает вопрос, из-за чего она может двигаться, ведь резиновых крючков не хватило бы (на картинке видно, что сами лыжи помещаются внутрь паза). Инженеры предложили своеобразную гибридную компоновку. Смотрите, кроме лыж, с каждой стороны было предусмотрено по два ротора, которые опускались бы на землю и позволяли отталкиваться от земли.
На картинке показан автомобиль, у которого пропеллеры находятся в крайнем верхнем положении. Кстати, сразу возникает вопрос, а как сидеть в салоне? При выезде с целины хорошо видны цилиндры гидросистемы, их можно опустить под раму, а точнее под край лыж. Вроде интересная идея, но максимальный пробег такой конструкции имел ограничения. Вроде бы 500 мм, и именно такой клиренс у этого "проходимца", много, но представьте себе ситуацию, что вдруг местность меняется и... машина, беспомощно крутя колесами, просто застревает. К тому же многократно увеличивается нагрузка на заднюю ось, а именно она приводит в движение железные крюки колес.
Но, как я уже сказал в самом начале статьи, было предложено несколько вариантов. Другой был удивительно похож на автомобиль, спроектированный Фердинандом Порше в начале 40-х годов. Porsche 175/Skoda RSO задумывался как артиллерийский тягач, но так и не попал на Восточный фронт. Но, скорее всего, один или несколько экземпляров попадут в руки Трофейного управления Красной Армии, а затем переправятся в Горький.
Обратите внимание: В гибдд решили создать единую базу алкоголиков и наркоманов. Наконец-то или будет как всегда?.
Ну чем еще можно объяснить неожиданное развитие идеи доктора Порше, как не спустя много лет. Хотя идея улучшена. Обратите внимание, что на мостах установлены штатные лыжи, именно из-за них машина не должна провалиться в снег. Но именно они создали проблемы с прозрачностью. Железные колеса — штука тяжелая, и если бы земля, что называется, «ушла» из-под ног, то 69er мог бы просто повиснуть на лыжах, и каткам было бы не за что ухватиться.Третий вариант был, наверное, самым интересным и универсальным. Сегодня такие устройства довольно активно используются на той же Аляске. Также в зависимости от сезона мягкие гусеницы можно заменить на обычные колеса в короткие сроки. И все бы ничего, но в то время еще не было прочных полимерных материалов, которые бы значительно увеличивали грузоподъемность автомобиля. Поэтому, несмотря на всю универсальность, этот вариант оказался неподходящим. Кто-то напишет, что идея чисто русская, и что использованы следы системы Неждановского. Но это тема для отдельного рассказа, так как она слишком объемная и не вписывается в рассказ о легковых моделях «газовой» техники.
Четвертый вариант был скорее половинчатым решением. Так как подобная компоновка, с криволинейными колесами, часто использовалась на моноприводных моделях, которые эксплуатировались в тяжелых условиях бездорожья. Но мы говорим о снеге здесь. Кроме того, фиксированные передние колеса сводили на нет управляемость этого образца.
Вроде самый интересный, третий, хотя по моей личной классификации самый интересный. Машина очень хорошо управляется по снежной целине, у нее отличная плавность хода, кто хоть раз ездил на машинах с таким двигателем меня поймет. Но на деле отсутствие современных полимерных материалов поставило крест на идее. Низкая грузоподъемность, короткие пробеги на полный износ и многие другие факторы делали его использование нецелесообразным.
Уже в 1961 году все разработки легковых автомобилей были прекращены и было решено более тесно работать с автомобилями большей грузоподъемности. Но об этом в следующий раз.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Как на ГАЗе пытались создать легковые снегоходы.
- Одним из наиболее вероятных вариантов развития описанной ситуации станет закупка Уралом лицензии на производство внедорожника Тата гекса
- Уже на следующей неделе компания Suzuki представит долгожданную версию своего рамного внедорожника Jimny, которая впервые за всю историю этой модели будет обладать пятью дверьми