Бывало, встанешь ранним зимним утром, когда ещё темно, выйдешь, стуча зубами, к машине, сядешь в промерзшую кабину — словно в прорубь с головой нырнешь. И думаешь: хоть бы завелась! А она не заводится… Знакомая ситуация? Рассказываем, как можно предотвратить столь недоброе начало дня и что делать, если «ледниковый период» всё же накрыл машину.
Фото: Elot.ruСуществует несколько причин того, что машина никак не может пробудиться от «ледяного сна»: от вышедшего из строя аккумулятора до некачественного топлива. В данной статье мы рассмотрим только одну из них — замерзание моторного масла в двигателе.
Холодно и густо
Как понять, что корень проблемы именно в нём – в масле? Очень просто: посмотреть на масло своими глазами. Для этого нужно сделать пробу масляным щупом, а иногда бывает достаточно и просто заглянуть в маслозаливное отверстие. Если масло стало желеобразным, в нём видны кристаллики замерзшего конденсата – «диагноз» налицо. Причём вовсе не обязательно это говорит о том, что в двигатель был залит некачественный смазочный материал. При стечении определённых обстоятельств даже хорошее современное масло от чрезмерного мороза может «загустеть». А этого, увы, бывает достаточно, чтобы машина впала в долгий ступор.
Что же это за обстоятельства, при которых моторное масло может так крупно подвести автовладельца? Какой мороз стоит считать критичным для двигателя? И всегда ли дело только в лютом холоде?
Прогноз по SAE
На канистрах всех современных моторных масел вовсе не зря значится допуск по SAE: 0W-20, 5W-30, 5W-40 и т.п. Данный общепринятый стандарт указывает сразу на два параметра: вязкость масла в работающем двигателе и вязкость «на холодную». Последний показатель содержится в цифре до дефиса (перед буквой W – winter, зима). Он как раз и даёт автовладельцу подсказку, насколько морозостойким является смазочный материал.
Трудность в том, что в автомобильных мануалах редко когда содержатся чёткие указания, для каких именно морозов какая «зимняя» вязкость предназначена. Например, руководства по эксплуатации большинства европейских авто дают лишь подсказку, исходя из региона, в котором автомобиль предположительно будет эксплуатироваться. Чёткой же шкалы соответствия вязкостей и климатических зон, которых в одной только России насчитывается четыре, в инструкциях нет. Если же повезёт, там можно встретить таблицу следующего вида:
Такую шкалу следует искать "в недрах" руководства по эксплуатации автомобиля.Но и по такой таблице едва ли можно просчитать все риски вплоть до градуса. Благо, существует такая вещь, как технические характеристики смазочного материала, ориентируясь на которые можно получить довольно чёткое представление о том, насколько продукт устойчив к холоду. Непосредственно на канистре с маслом – так чтобы посмотреть и понять прямо в магазине — этих параметров, к сожалению, не содержится. Зато в паспорте качества или на официальном сайте завода-изготовителя (официального импортёра) смазочного материала все интересующие цифры отыскать вполне реально.
Масла 5W-30 - самые рекомендуемые для применения в средних широтах.Возьмём для примера моторное масло для бензиновых двигателей HYUNDAI XTeer Gasoline Ultra Protection 5W-30 API SP. На официальном российском сайте бренда HYUNDAI XTeer можно найти чёткую информацию касательно температуры застывания продукта – минус 38 градусов по Цельсию.
Значит ли это, что на данном масле можно спокойно ездить при морозах вплоть до —37°C? Вынуждены разочаровать: хоть нам и известны случаи, когда на масле HYUNDAI XTeer 5W-30 машины с первого раза заводились и в даже более морозные дни, такой запуск двигателя небезопасен!
Обратите внимание: Почему многие автомобилисты ездят без крышки расширительного бачка?.
Ведь под температурой застывания имеется в виду температура, при которой масло полностью теряет текучесть. Грубо говоря, превращается в лёд. Очевидно, что льдом масло становится не сразу, и какое-то время пребывает в состоянии «холодца», и это уже далеко не та смазка, на которой двигатель может работать без риска.Бывалые автовладельцы советуют более надёжный способ высчитать ту самую температуру ниже нуля, до которой масло должно сохранять хорошие рабочие характеристики, то есть работать и защищать двигатель безукоризненно. От первой цифры в шифре вязкости SAE нужно отнять 35. По этой формуле выходит, что все масла с показателем 5 перед литерой W могут «скукожиться» уже при минус 30-ти, о чём иные неопытные водители и не подозревают, покупая к зиме масла 5W-30 и 5W-40.
Да, последние действительно считаются самыми подходящими для зимы в средних широтах нашей страны. Но данное утверждение справедливо, если иметь в виду не просто средние широты, но и средние температуры (не ниже —25°C в ночное время). Если же столбик термометра приближается к отметке —30°C, о чем предупреждает прогноз погоды, водителям, в чьи автомобили залиты «пятерки» (не говоря уже про «десятки»), следует насторожиться. Перед ответственной поездкой оптимально будет обеспечить автомобилю относительно тёплый ночлег. Если такой возможности нет, то лучше вовсе не садиться за руль и даже не пытаться заводить машину, пока не потеплеет. Рисковать не стоит! Если повезёт, машина поедет. Не повезёт – в лучшем случае, придётся ехать на общественном транспорте. В худшем – дело обернётся срочной буксировкой авто до ближайшего сервиса с последующим капремонтом двигателя.
Таким образом, если вы знаете, что в месте вашего проживания морозы ниже 30°C не такая уж редкость, и в то же время не уверены, что в нужный момент сможете отказаться от поездки на личном транспорте, лучше не испытывать судьбу и к зиме заправиться «нулёвкой». Страховка ещё никому никогда не вредила!
Hyundai XTeer Ultra Efficiency 0W-20 — моторное масло, выдерживающее морозы свыше 30 °C.Конечно, есть такие машины, производители которых сами заранее просчитали все риски в связи с морозами и снабдили авто специальными датчиками холода. В таких машинах вшитая в их искусственный интеллект программа сама пересекает возможность холодного запуска, едва столбик термометра опустится до критической отметки. И даже если заветного датчика нет, в тех же Руководствах по эксплуатации иногда можно найти ценную информацию о том, при каких температурах ниже нуля пользоваться машиной крайне нежелательно.
И наконец, нужно помнить (и чтить!) интервалы. Производители современных двигателей рекомендуют менять в них моторное масло не реже чем раз в 7500-8500 км, в зависимости от условий эксплуатации. То есть, если автомобиль ездит по городским пробкам, а дело происходит к тому же суровой зимой, интервал замены обычного синтетического масла не должен превышать 7500 км. После этой границы масло будет считаться отработавшим свой ресурс, а такой продукт даже при 10-градусном морозе может из защитника двигателя превратиться в его врага и разрушителя.
Реанимация обмороженного авто
Увы, даже опытные водители, бывает, оказываются в ситуациях, похожих на описанную в самом начале этой статьи. Что же делать, если машина от мороза «запротестовала», причём именно по причине замёрзшего в нём моторного масла?
Главное правило: не пытаться снова и снова заводить двигатель – не поможет, а будет только хуже! Масло уже пришло в негодность, и в силах автовладельца лишь вызвать эвакуатор или любым иным способом отбуксировать авто в тёплое место. Там нужно будет дождаться естественного оттаивания смазочного материала, после чего полностью его слить и заменить новым.
Есть и варианты действий от гаражных гуру. Например, отогреть поддон мотора строительным феном или паяльной лампой. Также особой роскошью среди опытных водителей считается держать в гараже тепловую пушку, эдакую палочку-выручалочку в холодное время года. В подробностях описывать манипуляции с перечисленными приспособлениями не будем и не видим смысла, так как, на наш взгляд, проблему лучше решать тем, чтобы её не допускать.
Прежде чем запасаться девайсами на случай «экстренного обморожения», не лучше ли заранее подумать, правильная ли смазка находится внутри двигателя вашего авто?
#автомобили #водителю на заметку #моторное масло #советы автолюбителю
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Ледяные оковы: почему масло в моторе замерзает и как его «оттаять»?.