КОГДА ОШИБАЕТСЯ ВОДИТЕЛЬ
Статистика дорожно-транспортных происшествий
Человек создал «самобеглую коляску», заставил ее быстро передвигаться, но сам еще не научился ею управлять абсолютно правильно и предупреждать дорожно-транспортные происшествия. Статистика показывает, что главные виновники дорожно-транспортных происшествий — водитель и другие участники движения.
Представьте, что вы не лихач и уважаете закон. Не торопясь, вы следуете к желанной цели и при монотонном гудении двигателя невольно вспоминаете все события прошедшего дня или мысленно представляете себе, как проведете сегодняшний вечер… И вдруг в нескольких метрах от себя замечаете ярко-красные огни стоп-сигнала. На тормоз! Поздно!.. Вы не обратили внимание, что покрытие мокрое и тормозной путь увеличился как раз на те несколько метров, которых не хватило вам для спокойного возвращения домой. Результат невнимательности, неумения правильно и быстро оценить ситуацию и технические возможности своего автомобиля — дорожно-транспортное происшествие.
Подобных примеров, согласно статистике дорожно-транспортных происшествий, можно привести много. Но не это важно. Главная наша цель — добиться, чтобы сухие данные статистики дошли до нашего сознания, чтобы за ними вы увидели человеческие жертвы — результат почти каждого дорожно-транспортного происшествия.
Немногие водители знакомы с небольшой серой карточкой ГАИ по учету дорожно-транспортных происшествий, но, наверное, никто бы не хотел ознакомиться с этим листком, увидев на лицевой его стороне свою фамилию с инициалами и всеми заполненными графами. Многие пункты этой карточки понятны, известны, но, как ни странно, часто не выполняются, что и приводит к печальным последствиям.
Из анализа данных карточек становится ясным, что большинство дорожно-транспортных происшествий совершается из-за самонадеянности или легкомыслия, невнимательности к окружающим, непредупредительности, недостаточной опытности, небрежного отношения к выполнению своих обязанностей и, наконец, просто из-за незнания и нарушения Правил дорожного движения.
Самые неприятные часы для встречи с пешеходами с 12 до 20. На эти часы приходится около 80 % раненых и 75 % погибших. Наибольшее число наездов на пешеходов на загородных дорогах происходит с 16 до 19 ч и с 0 до 5 ч. Кроме того, статистика показывает, что треть всех дорожно-транспортных происшествий случается с легковыми автомобилями, 25 % с грузовыми, порядка 5 % — с автобусами и 25–27 % с мотоциклами.
Необходимо сказать и о топографии дорожно-транспортных происшествий. Так, на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, на пешеходных переходах и остановках общественного транспорта происходит примерно 30 % дорожно-транспортных происшествий. Это места повышенной опасности, и при проезде их нужно быть особенно внимательными. На горизонтальных прямых происходит около 72,5 %, на спусках и подъемах около 14 %, на горизонтальных кривых — около 8 %, на кривых с уклоном около 5 % дорожно-транспортных происшествий.
По статистике в крупных городах примерно 2 % дорожно-транспортных происшествий совершается водителями в возрасте 18 лет, 30 % — от 19 до 25; 45 % — от 26 до 40, 20 % — от 41 до 60 и 3 % — старше 60 лет. При этом надо учесть, что в общей массе водителей в возрасте от 18 до 25 лет и старше 60 относительно мало.
В какие же годы своей жизни водители допускают больше дорожно-транспортных происшествий? Как показывают наблюдения, самыми опасными из-за своей агрессивности являются водители в возрасте до 24–26 лет, а опасными из-за пассивности — после 60–70 лет.
Если вам нет еще 20 лет, то вы можете в 3 раза чаще попасть в дорожно-транспортное происшествие с вероятностью в 2 раза больше погибнуть в них, в 7 раз раненым и в 2,5 раза остаться калекой по сравнению с людьми в возрасте от 25 до 32 лет.
Но если вам за 70, то это тоже не очень хорошо.
По данным советских и зарубежных ученых, при современной загрузке дорог и скоростях движения среднестатистический водитель будет попадать в дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом 1 раз в 50 лет, управляя автомобилем ежедневно по 12–14 ч при скорости около 70 км/ч.
Но так как очень мало людей, даже водителей-профессионалов, управляет автомобилем в течение 50 лет, то к абсолютному большинству водителей эта мрачная статистика не имеет отношения. Попасть в такое тяжелое происшествие можно главным образом из-за собственного невезения или, что еще реже, из-за недостаточной квалификации других.
А сколько раз водитель может оказаться в дорожно-транспортном происшествии при каком-то определенном пробеге автомобиля? Один раз на 200 тыс. км без тяжелых последствий. Один раз через каждые 360–400 тыс. км среднестатистический водитель будет попадать в дорожно-транспортное происшествие, в котором кто-нибудь из участников будет ранен, а через каждые 13–15 млн км пробега — в дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом.
Приведенные цифры не означают, что каждого водителя ожидают неприятности в жизни. Многие водители наездили миллионы километров и ни разу не были участниками дорожно-транс-портного происшествия. А некоторые водители, редко и ненадолго выезжающие на автомобиле, не раз уже попадали в аварию. В целом около 25 % водителей никогда не попадают в ДТП.
Работоспособность водителя
Труд водителя, особенно в условиях интенсивного движения, один из самых тяжелых. Исследование утомляемости водителей показало, что такие параметры, как время реакции, внимательность и точность выполнения маневров значительно снижаются после 4 ч вождения.
Степень утомляемости водителя зависит от объема операций по управлению автомобилем, выполняемых в единицу времени. Чем больше объем операций, тем больше устает водитель.
Однако имеется так называемая фоновая усталость, которая выражает обычную физическую утомляемость в результате длительного нахождения в одном положении (за рулем автомобиля). Фоновая усталость может быть уменьшена активной деятельностью. Вообще различают два вида утомления: обычное, не оставляющее каких-либо существенных следов после отдыха, и куммулятивное, накапливающееся изо дня в день в результате несоответствия уровня профессиональной подготовки сложности выполняемой работы. Куммулятивное утомление наблюдается тогда, когда интенсивность выполняемых операций превышает психофизиологические возможности водителя, и это усугубляется вредными воздействиями — шумом, вибрацией, попаданием отработавших газов в кабину.
Многие считают, что дорожно-транспортные происшествия — случайность и предотвратить их нельзя. Это мнение ошибочно. Разбирая отдельные случаи, почти всегда можно привести неоспоримые доказательства того, что водителем была допущена ка-кая-то ошибка. Если бы он был внимательнее и учитывал все возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, т. е. помнил о предполагаемой опасности, то своевременно предпринятыми мерами опасность была бы предотвращена. Но пока, к сожалению, немного найдется водителей, которые могут самокритично оценивать свои возможности при управлении автомобилем.
Существует мнение, что опытные водители выполняют большинство операций по управлению автомобилем и выбору безопасного режима движения, не думая. Это неправильно! Просто опытные водители не думают над стандартными ситуациями, вернее, не задерживают внимания на элементарных моментах управления (затормозить или нет при появлении другого автомобиля, повернуть рулевое колесо или нет), а решают задачи более дальней стратегии. Это как в шахматах. Новичок думает только о данном ходе, а гроссмейстер видит партию на несколько ходов вперед…
Но мастерство водителей, к сожалению, еще не всегда может компенсировать те условия, которые создает все усложняющееся движение на дорогах. Степень сложности движения зачастую обгоняет рост мастерства, потому абсолютное число дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах растет, и если раньше различные виды дорожно-транспортных происшествий вызывались профессиональным неумением водителей, то сейчас они часто происходят из-за недисциплинированности.
Небрежность или невнимательность
Часто причиной дорожно-транспортных происшествий является невнимательность. Естественно, что каждому водителю необходимо знать, что означают невнимательность (рассеянность), небрежность (халатность) и недопустимая скорость.
Невнимательность — свойство человека, заключающееся в том, что он по своим психофизиологическим возможностям не может сосредоточиваться на чем-либо продолжительное время. Но это не главное. Главное, с чем связана невнимательность, — это отсутствие дисциплины, а для водителя — водительской дисциплины.
Небрежность — прежде всего, пренебрежение или неуважительное отношение и к Правилам дорожного движения, и к методам безопасного управления автомобилем, и к коллегам по профессии и пешеходам.
Как только водитель начал управлять автомобилем, он сразу должен исключить всякую небрежность и невнимательность. Рассеянное внимание (от рождения, из-за болезни, усталости) может быть у всех, но если вы при управлении автомобилем почувствуете, что не в состоянии сосредоточить свое внимание на управлении автомобилем, то откажитесь от профессии водителя, а если у вас это временное явление, то отдохните.
Можно ли отвлекаться при управлении автомобилем?
Не только можно, но и нужно. Но скорее не отвлекаться, а переключать свое внимание с одного объекта на другой.
Пример невнимательности. Водитель «Волги» только выехал на линию. Он хорошо отдохнул, чувствовал себя прекрасно и уверенно вел свой автомобиль вдоль осевой линии, разделяющей полосы движения многорядной проезжей части улицы. Впереди на его полосе спешили «Жигули». Подъезжая к очередному перекрестку, водитель «Волги» отметил, что в светофоре горит зеленый сигнал, а «Жигули» уже почти в зоне перекрестка, так что свободный проезд на этот же зеленый сигнал его «Волге» обеспечен. Тогда он посмотрел налево, затем направо. И вдруг толчок…
Тряхнув головой и стараясь понять, в чем же дело, он увидел, что впереди него, направляясь к левому тротуару, достаточно быстро движутся «Жигули», как будто неуправляемые. И это было действительно так. В то время как наш водитель смотрел по сторонам, «Жигули» притормозили, собираясь сделать левый поворот. А водитель «Волги» этого не запрогнозировал и думал, что его полоса на подходе к пересечению будет свободна. Тем временем водитель «Жигулей», притормозив, включил указатель левого поворота и, выехав на перекресток, остановился, повернув передние колеса автомобиля немного влево. Прикинув, что встречное движение будет продолжаться около 35–40 с, он полез в вещевой ящик за каким-то предметом.
И вдруг удар! Водитель «Жигулей» оказался лежащим на сиденье. Пытаясь понять, в чем дело, он увидел, что его автомобиль быстро движется на полосу встречного движения, направляясь к тротуару. Даже в таком лежащем положении он нажал на педаль тормоза. Автомобиль остановился, но немного поздно. Два ящика с рассыпавшимся виноградом лежали на капоте.
А что лее «Волга»? Проехав почти весь перекресток, она остановилась. Водитель ее заплатил за ремонт «Жигулей» и за виноград. Вот цена невнимательности на дороге. А только ли невнимательность это? На наш взгляд, это еще небрежность: он запрограммировал развитие ситуации движения, но не снизошел до того, чтобы проконтролировать всю свою «программу», считая, что уж он-то, с его опытом, никогда не ошибается в таких простых ситуациях.
Существуют и другие виды небрежности — несвоевременно и в спешке принимаемые решения, безграмотный подход к анализу ситуаций и вследствие этого выбор неправильных методов управления автомобилем по ходу и в плане.
Известно, что тормозной путь находится в такой зависимости от скорости: увеличилась скорость в 2 раза — тормозной путь возрос в 4 раза, увеличилась скорость в 4 раза, тормозной путь возрос в 16 раз. При увеличении тормозного пути в 16 раз время невнимательности должно сократиться в 64 раза. Почему? На этом необходимо остановиться несколько подробнее. Но сначала ответьте на вопрос: что быстрее всего на свете? Что? Правильно. Мысль. Мысль опережает все наши действия. А в данном случае мысль обеспечивает вашу безопасность.
Внимательность дает пищу для мысли. Чем выше внимательность, тем быстрее наш мозг выдает команды, которые при правильном их выполнении никогда не приведут вас к аварии.
Деятельность водителя в основном складывается из четырех элементов: восприятия информации; обработки ее, т. е. определения уровня опасности или безопасности, предвидения ситуации; выработки и принятия наиболее безопасного решения; исполнения на деле принятого решения.
Можно обладать способностью быстродействующей электронно-вычислительной машины, но попасть в простейшее дорожно-транспортное происшествие из-за медленного выполнения принятого решения, поскольку при этом, как показывают научные исследования, требуется не только обеспечить небольшой тормозной путь, но и небольшой остановочный путь. Тормозной путь — часть остановочного пути. И те четыре элемента, умноженные на 16, дают нам 64.
Интересное: Вот так стучат клапана ВАЗ, это поможет вам в дальнейшем понять неисправность автомобиля!.
Естественно, это символическое представление, но оно подтверждается практикой.Что значит ослабить внимание? Во всей научно-технической и популярной литературе опытному водителю приписывается постоянная собранность. Что такое собран или «разобран» — догадаться довольно трудно. Один «разобранный» часто делает все в 2 раза быстрее двух собранных.
У опытных водителей никогда не бывает чувства ослабленного внимания. Они всегда в форме. Но в некоторых условиях движения появляется «окно», которое позволяет водителю переключить свое внимание, оставляя в своей оперативной памяти весь план дальнейшего движения и управления автомобилем на ближайшие 2–3 с. Опытные водители иногда переключают внимание на 7—12 с, не поворачивая даже головы в сторону дороги. Это можно делать только при хорошем знании своего автомобиля, правильном действии рук, которые «по рулю» чувствуют, «уходит» с дороги автомобиль или нет.
Могут возразить: не может быть, чтобы 10 с автомобиль двигался без контроля водителя (как бы был неуправляем им). Не только 10, но и 20 и 30 с автомобиль может (казалось бы, при полном отсутствии внимания) двигаться безопасно. Только нужно запомнить, что невнимательность и неуправляемость не являются синонимами. Неуправляемость автомобиля совсем не означает, что водитель при этом невнимателен. Просто он запрограммировал этот отрезок пути в своем сознании и сейчас контролирует его, не глядя на дорогу (не зрением, а другими органами чувств).
Опытный водитель не совершает ДТП и не создает предпосылок к их возникновению. Когда водитель, совершивший ДТП, говорит: «Мне помешали», он расписывается в собственной транспортной безграмотности. Он должен был предвидеть опасную ситуацию. А если он видел, но не смог предотвратить, то скорость автомобиля была велика для этой ситуации.
У англичан есть пословица: «Плохой водитель ездит без ДТП до тех пор, пока ему не встретится такой же плохой водитель».
Для водителя наиболее опасно то, что менее всего предсказуемо. Наименее предсказуемым элементом в транспортной системе является пешеход. Ни один автомобиль не может мгновенно остановиться, развернуться и с прежней скоростью умчаться назад. А пешеход может! Человек, наделенный разумом и мощным инстинктом самосохранения, иногда проявляет поразительное легкомыслие на дороге.
Но поведение пешехода имеет закономерности:
1) пешеход терпеливо ждет перехода всего 30 с;
2) пешеход обязательно будет переходить улицу, если интервал между автомобилями более 4–5 с;
3) самые отчаянные пешеходы не будут переходить, если интервал меньше 2 с;
4) группа пешеходов намного «храбрей», чем пешеход — «одиночка».
Абсолютно непредсказуемыми являются дети. Увидев ребенка даже рядом с дорогой, надо обязательно снизить скорость и удесятерить внимание. Если ребенок на дороге — лучше всего остановиться.
Каждый водитель по-своему оценивает опасность развития ситуации. Те, кто привык часто выезжать на главные дороги с интенсивным движением, четко рассчитывают интервалы и время и очень быстро выезжают на главную дорогу. А для новичка интервал и в 15 с (вместо 3–6 с) мал. Он просто боится. И хорошо, что боится. Плохо, когда водитель теряет чувство опасности. А опасность тем выше, чем больше дефицит информации. Дефицит может возникнуть из-за высокой скорости, ограничения видимости, дорожных условий и просто усталости.
Немного о психологии
Бывают доли секунд, когда водитель осознает, что потерял власть над автомобилем, что автомобиль его не слушается, не останавливается, хотя колеса и заблокированы. Буфер впереди стоящего автомобиля неумолимо приближается, а вы никак не можете остановиться. Или другой случай. Автомобиль не выходит из закругления на прямолинейный участок, а боком, дергаясь, стремится к кромке проезжей части, за которой следует обрыв. В первом случае необходимо вопреки выработанному рефлексу растормозить колеса и постараться объехать препятствие. Во втором случае также надо побороть неумолимое желание нажать на педаль тормоза и повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Наоборот, необходимо повернуть рулевое колесо в сторону, противоположную заносу, и нажать на педаль управления подачей топлива до отказа.
«Со мною этого не случится», — думает большинство водителей, слушая рассказы о дорожно-транспортных происшествиях или видя разбитый автомобиль на обочине дороги. Это чувство здорового оптимизма позволяет им уверенно управлять автомобилем. Правда, некоторые, уверовав в быстроту своей реакции, в надежность нового автомобиля, наконец, просто в везение, теряют благоразумие, считая, что сумеют выйти с честью из любого не только сложного, но даже и опасного положения. Однако не надо забывать, что бывают ситуации, когда даже очень тренированные люди, обладающие прекрасной реакцией, не в силах справиться с обстановкой.
В критических ситуациях возникает своеобразный «двойной» счет времени. Каждая секунда обретает волшебную способность увеличиваться: так много успевает сделать человек в подобных положениях. Время как бы подгоняет его. И здесь особенно возрастает роль волевых усилий, благодаря которым человек принимает буквально молниеносные решения и мгновенно выполняет их.
Однако некоторые водители, ощущая нехватку времени, теряют хладнокровие, рассудительность и уверенность. Делать что-нибудь и как можно быстрее — первое желание такого водителя. В голове лавина разных мыслей, водитель пытается принять решение, а время летит, ситуация усложняется, появляется растерянность. Острое чувство, что что-то надо сделать, не покидает его, и он делает не то, что лучше, а то, что в данный момент успело прийти в голову. Потом оправдание — перебрал все варианты и ничего не смог выбрать лучшего, а когда вспомнил нужный вариант или нашел нужное решение, времени уже не хватило.
Действительно, ничего необычного в критической ситуации нет. Критическая ситуация — это обычные явления в необычных условиях или привычное в непривычной последовательности. А если знаешь, как с ней бороться, а тем более если умеешь это делать, то она для вас уже не критическая и, может быть, даже не сложная. Она просто трудней, чем обычная ситуация. Именно на этом принципе: «находить в непривычном привычные элементы» основано обучение водителей управлению в сложных и критических ситуациях. Если вы преодолеете психологический барьер боязни критических ситуаций, то наилучшим образом можете использовать заложенные в них возможности.
Испуг возникает у человека только тогда, когда не хватает времени и опыта, чтобы принять информацию, не хватает времени для обработки всего объема информации, не хватает времени для реализации принятого решения.
Мозг работает очень четко до определенного момента, пытаясь найти наивыгоднейший вариант из многих, приходящих на память. Внимание в этот момент сосредоточено только на критической ситуации. Но вот водитель почувствовал, что он морально сломлен, а это очень опасно. Это происходит, в общем, тогда, когда человек не подготовлен или не может что-то сделать или когда необходимо сделать что-то привычное, но в очень маленький, непривычный промежуток времени.
«Обычный» водитель в любой из критических ситуаций, безусловно, попытался бы остаться на дороге и инстинктивно нажал бы на педаль тормоза. Поступил бы он так не преднамеренно, а автоматически. И будет поступать всегда, хотя это абсолютно неправильно. Так быть не должно! Необходимо постоянно тренировать реакцию на критические ситуации, морально готовить себя к тому, чтобы при возникновении такой ситуации действовать и автоматически, и правильно.
Опытные водители постепенно накапливают навыки по управлению автомобилем и на определенном этапе их действия становятся как бы автоматическими. Они отбрасывают уже проверенные ненадежные методы анализа дорожных условий и заменяют их новыми, заранее внутренне подготавливаясь к тем сложным ситуациям, в которые могут попасть. Не критическая ситуация должна заставать врасплох водителя, а он должен уметь искать и находить безопасные условия движения. Обстоятельства не должны быть сильнее нас.
Берегите нервную систему. Проходит 10–15 лет, и у водителя появляются мастерство при выполнении любого маневра и зрелость в понимании любой ситуации на дороге. Однако это дается большинству водителей нелегко, особенно тем, кто хоть раз попадал в тяжелые дорожно-транспортные происшествия.
Многие опытные водители, проиграв в уме динамику развития ситуации и за себя и за других, выбирают самую безопасную траекторию и скорость движения. Но иногда встречаются ситуации, когда водитель не уверен полностью в безопасности или ситуации так меняются в последний момент, что от водителя уже мало что зависит. Каждый из нас наверняка вспомнит немало случаев, когда, благополучно выбравшись из опасной зоны, он с трудом переводил дыхание и вытирал холодный пот со лба.
Такое эмоциональное состояние (психический стресс) бывает чаще у опытных водителей (которые действительно многое знают), когда они выбирают режим движения через какое-нибудь недостаточно надежное место или в условиях опасной ситуации продолжают движение, не снижая скорости. Естественно, при этом повышается степень риска и водитель расплачивается за это своими нервами.
Затаив дыхание, весь настороже, он проскакивает это место, а затем с облегчением делает выдох. Если же при таком режиме кто-то помешал (даже намеком), то у водителя перехватывает дыхание, а менее опытные водители начинают ловить воздух ртом, делая безуспешные попытки вдохнуть.
Во-первых, не надо пугаться, если вы уже реализуете выбранный вами режим движения. Ведь можно внести кое-какую коррекцию. Во всяком случае, из-за каждого появления других автомобилей в зоне вашего движения нарушать ритм своего дыхания не стоит.
Во-вторых, вдыхать после такого стресса не следует. Намного лучше и полезнее сделать глубокий очистительных выдох и только после этого перейти к вдоху.
Ритм дыхания при этом установится значительно быстрее. Быстрее пройдет и некоторая «ватность» рук и ног, а может быть, и вообще не наступит, вы ее собьете своим ровным дыханием.
В-третьих, лучше выбирать режим движения так, чтобы ничего неожиданного для вас на дороге не было, чтобы у вас не было ни одного перехвата дыхания. Только при этом профессия водителя будет вам в радость.
Если же любая мало-мальски сложная ситуация вызывает у водителя спазм дыхательных путей, это значит, что ему надо или серьезно отдохнуть, или вообще бросить эту профессию.
У страха глаза велики. Предположим, что вы попали в критическую ситуацию. Возникает вопрос, в какой последовательности нужно пользоваться органами управления автомобилем?
Для некоторых людей «выехать» из критической ситуации — это нажать на педаль тормоза или повернуть рулевое колесо. Это подход непрофессионала. Иногда лучше мигнуть светом фар, чем нажать на педаль тормоза.
Например, вы видите, что водитель впереди стоящего автомобиля (у линии «Стоп») включил передачу заднего хода и упорно пытается наехать на ваш автомобиль (водитель попался настойчивый). Не пугайтесь! Хуже того, что может случиться, не будет. Поэтому надо вести себя достойно. Вместо того чтобы нажимать на кнопку звукового сигнала и встречать удар этими звуками, вы должны включить передачу заднего хода и, если сзади никого нет, отъехать от движущегося назад автомобиля. Если сзади стоит автомобиль и между ним и вашим есть расстояние, надо попытаться отъехать так, чтобы не повредить ни свой автомобиль, ни сзади стоящий. Если же места сзади нет и движущийся на вас автомобиль еще далеко (метра за три), то нужно «рвануться» вперед и тут же назад со скоростью, чуть меньшей скорости впереди движущегося автомобиля. В этом случае последствия удара будут минимальными. Если вы стоите в очереди перед перекрестком третьим или четвертым, то не дожидайтесь, когда группа автомобилей докатится до вас. Старайтесь предупредить водителей сзади стоящих автомобилей и вместе с ними передвинуться назад.
Интересное еще здесь: Обзор.
Неисправность ручного тормоза.