Продукция с маркой Сделано в #ГДР являлась для советских граждан синонимом качества и надежности. Это касалось не только изделий массового потребления, которые иногда появлялись на прилавках наших магазинов, но и грузовых автомобилей, поставлявшихся в #СССР.
После раздела Германии по итогам Второй мировой войны существенная часть машиностроительных предприятий оказалась на территории Восточной зоны, находившейся под управлением Советской военной администрации. В том числе заводы, выпускавшие до войны автомобили и другую технику в городах Цвиккау, Хемниц, Циттау, Вердау, Вальтерсхаузен и т.д. Благодаря такому богатому наследству #автопром Германской Демократической Республики не пришлось создавать на пустом месте.
Первые грузовики
Первый #грузовик , выпущенный на автозаводе Horch в Цвиккау, - полукапотный H3 грузоподъемностью 3 т с бензиновым двигателем мощностью 100 л.с. В серийном производстве #машина продержалась совсем недолго – с 1947 по 1949 год. Не известно, были ли выпущены на базе H3 какие-то варианты машин для строительства и дорожного хозяйства. Если и были, то, скорее всего, единичные экземпляры, так как всего завод выпустил 852 грузовика этой модели.
Грузовик H3 (фото из открытых источников)В 1950 году на смену H3 приходит усовершенствованная модель Н3А, ставшая одной из самых массовых послевоенных моделей грузовиков. Обозначение модели изменилось лишь на одну букву, но за этим крылись существенные изменения: капотная компоновка, увеличенная колесная база, 80-сильный дизельный двигатель, а также ряд других. С 1953 года грузоподъемность машины подняли до 3,5 т.
Грузовик H3А, выпущенный в количестве 30306 экземпляров, послужил основой для различных машин строительно-дорожного назначения. Наиболее распространенным стал самосвал с трехсторонней разгрузкой. Также выпускался тягач Z3 с бортовой платформой и укороченной с 3250 до 2500 мм колесной базой, способный буксировать прицеп или даже несколько прицепов общей массой 10 т и перевозить в собственном кузове еще 2 т. Таких тягачей было изготовлено 539 штук.
Грузовик H3АВ 1953 году предприятие Bleichert Transportanlagenfabrik Leipzig SAG приступило к изготовлению электрических кранов ADK 3 грузоподъемностью 3 т на шасси грузовиков H3А.
Кран ADK 3 на шасси H3АСерийное производство автокранов ADK 3 началось в Лейпциге гораздо раньше, в 1948 году, однако тогда базовыми для этого крана являлись советский грузовик ЗИС-5 и американский ленд-лизовский Studebaker. Позднее к ним добавились ЗИС-150, ЗИС-151 и ЗИЛ-164. Основная масса кранов направлялась в Советский Союз в счет репараций. Производство автокранов ADK 3 было завершено в 1958 году. Из 7099 кранов, выпущенных за 10-летний период, для собственных нужд Германской Демократической Республики было изготовлено всего 163 штуки.
ADK 3 (в СССР его называли Блейхерт) на шасси ЗИЛ-164С 1956 года #автозавод Horch выпускал модернизированную версию грузовика H3S грузоподъемностью 3,5 т. А в 1958 году началось производство автомобиля S 4000, представляющего собой дальнейшее развитие H3А. Грузоподъемность машины подняли до 4 т, выросла длина колесной базы и грузовой платформы. В том же году завод запускает в серию усовершенствованный вариант S 4000-1 с двигателем мощностью 90 л.с. В обозначении марки машины буква Н была заменена на S, поскольку в 1957 году #завод Horch переименовали в VEB Sachsenring Kraftfahrzeud und Motorenwerk. Непродолжительное время S 4000-1 собирали в Цвиккау, после чего производство перевели в город Вердау на завод VEB Kraftfahrzeugwerk Ernst Grube. S 4000-1 продержался в серийном производстве до 1967 года. За весь период производства автомобилей S 4000 и S 4000-1 на обоих предприятиях было изготовлено 24484 единицы, из них 19430 – в Вердау.
Трехсторонний самосвал на базе S 4000-1Для нужд строительной отрасли на шасси S 4000-1 фирмой Hunger из города Франкенберг выпускался трехсторонний самосвал грузоподъемностью 3,4 т. Потребности коммунальщиков обеспечивались машинами для зимнего и летнего содержания дорог, созданными на этом шасси.
Подметально-уборочная машина на базе S 4000-1Также на шасси S 4000-1 выпускался коленчатый подъемник.
Коленчатый подъемник на шасси S 4000-1Как и в серии H3А, нашлось место короткобазному тягачу S 4000-1Z. По сравнению с Z3 масса буксируемых прицепов увеличилась до 14,4 т. S 4000-1 послужил основой для создания на его базе 13-метрового коленчатого подъемника, выпускавшегося в Берлине предприятием VEB Spezialfahrzeugwerk.
Тягач S 4000-1Z с самосвальными прицепамиВ первой половине 50-х годов завод в Вердау освоил выпуск двух типов грузовиков, нашедших применение в строительной и дорожной отраслях, – это H6 грузоподъемностью 6,5 т и G5 грузоподъемностью 5,15 т.
Первый своей внешностью походил на S 4000-1, но имел 120-сильный дизель, большие габариты и шины увеличенной размерности. #Автомобиль H6 производился в 1952-1959 гг. и был выпущен в количестве 7365 штук. На его шасси изготовляли самосвалы с ковшовым кузовом и с трехсторонней разгрузкой. Для содержания дорог в зимнее время в самосвальный кузов H6 устанавливали бункер для песка с разбрасывающим устройством, а спереди – отвал для очистки снега.
Трехсторонний самосвал на шасси Н6 (фото Йорга Зигерта)Предприятие Bleichert Transportanlagenfabrik Leipzig SAG, выпускавшее в этот период #автокран ADK 3, приспособило его и на шасси H6. Однако 3-тонный #кран на базе H6, грузоподъемность которого почти вдвое превышала грузоподъемность Н3А, был малоэффективен, поэтому конструкторы на его основе создали 5-тонную модель ADK 5. С 1954 по 1957 гг. завод "Bleichert" изготовил 60 экземпляров ADK 5.
Автокран ADK 5 на шасси Н6 (фото Макса Чернявского)Для потребностей Национальной народной армии ГДР в 1954-1964 гг. в Вердау выпускался трехосный полноприводный грузовик G5 с двигателем 120 л.с., применявшимся на модели Н6. Из 10099 экземпляров, произведенных в указанный период, большинство получили прописку в вооруженных силах, но часть машин поступала и в народное хозяйство, в том числе и в строительно-дорожную отрасль.
На шасси G5 изготовляли самосвалы задней и трехсторонней разгрузки и даже автобетоносмесители, правда, последних было изготовлено всего два экземпляра.
Самосвал на базе G5Непродолжительное время, в 1953-1954 гг., на шасси G5 ставили небезызвестный электрический 3-тонный кран ADK 3, а в 1961-1963 гг. – электрогидравлический ADK III/3 такой же грузоподъемности. Изготовлением кранов ADK III/3 Puma на оригинальном шасси автомобильного типа занимался завод VEB Hebezeugwerk в городе Себниц. В версии на шасси G5 применялась только крановая надстройка от Puma. Кранов ADK III/3 на базе G5 было собрано 107 штук.
Автокран ADK 3 на базе G5 Автокран ADK III/3 на базе G5Автокраны на специальных шасси
Автокраностроение ГДР в начале 50-х годов пошло по пути создания кранов на специальных шасси, в которых использовались узлы и агрегаты серийно выпускаемых грузовиков. Наибольшее распространение получили краны серии Panther и их дальнейшие версии, которых было выпущено заводом VEB Hebezeugwerk Sebnitz с 1953 по 1972 гг. в разных модификациях 4435 экземпляров. Первая модель ADK I/5 грузоподъемностью 5 т появилась в 1953 году. В основу базового шасси легли мосты, КПП, рулевое управление, тормозная система и кабина от автомобиля Н6, а также дизель мощностью 60 л.с. В кабине одновременно размещалось рабочее место водителя и рабочее место крановщика. Первое было слева по ходу автомобиля, второе – справа, развернутое назад, при этом управление движением крана в пределах стройплощадки могло выполняться с места крановщика. Подъем крюка и поворот платформы осуществлялись электромоторами, а подъем стрелы – двумя гидроцилиндрами. В 1959-1962 гг. предприятие изготовило 249 таких кранов, а после некоторого промежутка в производстве, в 1965-1969 гг., еще 57 единиц для поставки в Венгрию и Нидерланды.
С 1962 года выпускалась усовершенствованная модель ADK V/5, в которой был внедрен ряд конструктивных усовершенствований, в частности более мощный 90-сильный мотор, позволивший поднять максимальную транспортную скорость с 29 до 42 км/ч. С 1965 года на смену ADK V/5 приходит модель ADK 6,3 (ADK 63) грузоподъемностью 6,3 т. Дальнейшим развитием становится кран ADK 63-2, серийный выпуск которого начался в 1969 году. Заметным отличием ADK 63-2 стала прямая стрела взамен изогнутой. Краны ADK 63, ADK 63-1 и ADK 63-2 также выпускались в Магдебурге предприятием VEB Schwermaschinenbau Georgi Dimitroff. В период с 1969 по 1975 гг. им было изготовлено 3109 кранов обеих модификаций.
Кран ADK 63 на спецшасси (фото Йорга Зигерта)С 1958 по 1963 гг. предприятие VEB Hebezeugwerk выпускало кран ADK III/3 Puma на самоходном шасси автомобильного типа. Мосты и тормозная система заимствовались от грузовика Н6, а 52-сильный двигатель и коробка передач – от малотоннажного грузовика Garant 32, бескапотная кабина была оригинальной.
Обратите внимание: 5 внедорожников, которые будут служить вам верой и правдой десятилетия.
Привод рабочих механизмов крана и размещение постов управления шасси и крановой установкой были выполнены по аналогии с кранами Panther и ADK 63. Кранов Puma на самоходном шасси была изготовлена 261 штука.В 1966 году Институтом подъемно-транспортного оборудования объединения VVB TAKRAF Leipzig началась разработка дизель-электрического крана с телескопической стрелой ADK 100 грузоподъемностью 10 т на специальном шасси. Как и на более ранних моделях кранов на специальных шасси автомобильного типа, рабочие места водителя и крановщика располагались в одной кабине. Опытные образцы машин были собраны заводами VEB Hebezeugwerk Sebnitz и VEB Schwermaschinenbau Georgi Dimitroff Magdeburg.
Кран ADK 125 на спецшасси (фото Макса Чернявского)Дальнейшим развитием этой модели стал 12,5-тонный кран ADK 125, выпускавшийся серийно заводами VEB Schwermaschinenbau Georgi Dimitroff Magdeburg и VEB Maschinenbau Karl Marx Babelsberg. Двухосное базовое шасси имело оригинальную раму, оснащалось двигателем и мостами венгерского предприятия RABA. С 1971 года кран начали выпускать в Магдебурге, а с 1975-го производство передали в Бабельсберг. В общей сложности до 1987 года изготовлено 5407 кранов ADK 125 разных модификаций, из них 645 – в Магдебурге.
Кран ADK 250 на спецшасси (фото из открытых источников)Параллельно с созданием кранов ADK 100 и ADK 125 велась разработка машин большей грузоподъемности. В 1967 году завод VEB Eisengieserei und Maschinenfabrik ZEMAG Zeitz изготовил 25-тонный кран с решетчатой стрелой ADK 250 на трехосном спецшасси. На аналогичном шасси в 1969 году также был создан гидравлический 20-тонник с телескопической стрелой ADK 200Т. Однако все ограничилось изготовлением единичных образцов.
Братья меньшие
Строители, дорожники и коммунальщики применяли в своей работе не только большие по меркам тех лет машины на шасси S 4000-1, H6 и G5, но и их "младших братьев".
На базе 2-тонного грузовика Phanomen Granit 30K/32 (Garant 30K/32), выпускавшегося в 1953-1961 гг. в городе Циттау, изготовлялись самосвалы и 12-метровые лестницы для коммунального хозяйства.
Phanomen GranitВ 1958 году на смену Garant’у пришел Robur. На протяжении серийного производства, которое продолжалось до 1991 года, грузовик неоднократно модернизировался, выпускался с бензиновым и дизельным двигателем, с приводом на задний мост, а также полноприводный. В Советском Союзе автомобили Robur использовались преимущественно для доставки товаров в торговую сеть, в ГДР на их шасси выпускали самосвалы с трехсторонней разгрузкой и лестницы.
Robur LD 2500Трехсторонний самосвал Robur LD 3000 Robur, оснащенный лестницейНаибольшее распространение в строительстве и коммунальном хозяйстве нашли миниатюрные грузовички Multicar, выпускавшиеся в городе Вальтерсхаузен предприятием Fahrzeugwerk. Первые модели самоходных транспортеров, изготовлявшихся в 50-х годах и начале 60-х, к категории полноценных автомобилей отнести нельзя: водитель стоял на открытой площадке, не имевшей традиционного рулевого колеса, все управление выполнялись рычагами.
Популярность Multicar’а как строительного и коммунального автомобиля стала расти начиная с модели Multicar 22, появившейся в 1964 году. Это уже был 100%-ный грузовик с одноместной закрытой кабиной, который, несмотря на свои миниатюрные размеры и дизель мощностью 14 л.с., мог перевозить 1,9 т груза. Он послужил основой для создания на его базе широкой гаммы спецмашин: самосвалов с задней и трехсторонней разгрузкой, платформы с грузоподъемным бортом, поливомоечной машины, 10-метровой лестницы, плужного снегоочистителя и даже бетоносмесителя. С 1964 по 1974 год, когда Multicar 22 был снят с производства, изготовили 42579 экземпляров. Он поставлялся не только для собственных нужд ГДР, но и экспортировался в страны соцлагеря.
Multicar 22Multicar 22 самосвал с задней разгрузкойMulticar 22 поливомоечныйMulticar 22 плужный снегоочистительMulticar 22 лестницаВ 1974 году на смену пришел Multicar 24. В отличие от прежней модели он имел 4-цилиндровый дизель мощностью 45 л.с. и обладал грузоподъемностью 2,5 т. Перечень строительно-коммунальных модификаций также существенно расширился. В серийном производстве Multicar 24 продержался сравнительно недолго, до 1978 года, за этот короткий период было изготовлено 25639 машин.
Multicar 24 поливомоечныйСамой массовой моделью за всю историю завода в Вальтерсхаузене стал Multicar 25, представлявший собой дальнейшую эволюцию Multicar 24. В отличие от предшественника он получил более удобную двухместную кабину. С 1978 по 1989 год было выпущено 91607 таких автомобилей. Именно с этой модели в начале 80-х годов начались массовые поставки Multicar’ов в СССР. Кстати сказать, предприятие в Вальтерсхаузене стало единственным из автозаводов бывшей ГДР, который продолжает здравствовать и выпускать традиционную продукцию – грузовички Multicar.
Multicar 25 самосвалMulticar 25 лестницаЛегендарная IFA W50L
Грузовик IFA W50L, выпускавшийся на протяжении 25 лет и изготовленный в количестве 571800 экземпляров, стал легендой гэдээровского автопрома. Эта машина получила широкое распространение не только в ГДР, но и во всех странах бывшего соцлагеря, а также в государствах Азии, Африки и Южной Америки. Одним из основных покупателей автомобилей этой модели являлся Советский Союз. Преимущественно в СССР поставлялись самосвалы. За период с 1966 по 1984 гг. в нашу страну поступило 50000 грузовиков этой модели.
Модель IFA W50L стала дальнейшим развитием конструкции S 4000-1. Первые опытные образцы S 4500 были капотной компоновки. В 1962 году появился прототип W45 с кабиной над двигателем, который и лег в основу серийных машин. Массовое производство IFA W50L началось в 1965 году на автомобильном заводе в Людвигсфельде. Автомобиль грузоподъемностью 5,3 т оснащался 4-цилиндровым дизелем мощностью 110 л.с. (впоследствии 125 л.с.) и развивал максимальную скорость 83 км/ч.
Самосвал IFA W50LНа базе дорожного IFA W50L (4х2) и полноприводного варианта IFA W50LА (4х4) выпускалось большое количество спецавтомобилей, нашедших применение в строительстве и дорожном хозяйстве. Самым распространенным стал самосвал с трехсторонней разгрузкой с колесной формулой 4х2 и 4х4. Существовали самосвалы с задней и с двухсторонней разгрузкой.
Самосвал IFA W50LAНа полноприводном шасси W50LА было изготовлено большое количество 7-тонных гидравлических автокранов ADK 70, поставлявшихся в Чехословакию, Венгрию, Польшу, Болгарию, Китай, Вьетнам, Кубу и еще 15 стран. Из более чем 6700 кранов этой модели, произведенных на предприятии VEB Maschinenbau Karl Marx Babelsberg с 1976 по 1991 гг., около 70% было отправлено на экспорт. Кроме этого, в период с 1985 по 1989 гг. завод в Бабельсберге изготовил 350 8-тонных автокранов ADK 80.
Автокран ADK 70 на шасси IFA W50LА (фото Олега Чалкова)Выпускались на шасси W50L и краны-манипуляторы LDK 1250. За 20-летний период, в 1966-1985 гг., предприятие VEB Spezialfahrzeugbau Lobau/Sachsen изготовило 5103 крана-манипулятора. Примерно 30% продукции поставлялось на экспорт, в том числе в СССР.
IFA W50L с краном-манипулятором LDK 1250Перечень строительных и дорожно-коммунальных машин на шасси IFA W50L будет неполным, если не упомянуть 13-метровые коленчатые подъемники, дорожные ремонтеры SUR 2-1, подметально-уборочные машины, пескоразбрасыватели со снежным отвалом, мобильные ремонтные летучки, грузовики с 10-местной кабиной для перевозки рабочих и т.д.
Коленчатый подъемник на базе IFA W50LПодметально-уборочная машина на шасси IFA W50LВ начале 80-х годов на базе W50L началось производство подметально-уборочной машины IFA КМ 2301 с оригинальной кабиной, имеющей отличную обзорность.
Подметально-уборочная машина IFA КМ 2301 с оригинальной кабинойВ 1986 году освоено производство усовершенствованной модели IFA L60. На ней нашел применение двигатель мощностью 180 л.с. Грузоподъемность машины увеличилась до 6 т.
Самосвал IFA L60 4х4IFA L60 с оборудованием для зимнего содержания дорог (фото Юрая Главача)Усиленное шасси IFA L60 позволило установить кран ADK 100 грузоподъемностью 10 т. В отличие от предыдущих моделей автокранов, на нем применили отдельную кабину крановщика. В 1990-1992 гг. завод в Бабельсберге сделал 30 таких кранов.
Кран ADK 100 на шасси IFA L60 (фото Макса Чернявского)На закате существования Германской Демократической Республики, в 1989-1990 гг., завод в Людвигсфельде создал 3-осную версию грузовика IFA L60, поставившую жирную точку в производстве легендарного автомобиля IFA W50L, выпускавшегося до 1990 года.
А вы встречали автомобили ГДР, уважаемые читатели? Может работали на них? Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СТАТЕЙ НА ТЕМУ СОЦАВТОПРОМА (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):
Сколько СССР закупал "Икарусов". Показываю помодельную статистику. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Чехословацкая "золотая ручка": история почти в полвека. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Легендарная чешская марка Аvia. 100 лет истории. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Шкода, которая не задалась. Вся правда о серии 400. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 1". ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 2. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Больше интересных статей здесь: Совет.
Источник статьи: Автомобили гдр для строителей и дорожников.