Многие наверное помнят притчу о Ходже Насреддине, падишахе и ишаке, но для тех, кто не помнит или не знает напомню:
«Ходжа Насреддин как-то раз зашел в чайхану и втащил за собой ишака, вместо того, чтобы поставить у коновязи.
Его встретили удивленным молчанием, но он ничуть не смутился, достал из переметной сумки Коран, и, раскрыв, положил перед ишаком.
Все это он проделал неторопливо и спокойно, без улыбки на лице, как будто, так и полагалось.
Люди в чайхане начали переглядываться. Ишак стукнул копытом в деревянный гулкий настил.
- Уже? — спросил Ходжа Насреддин и перевернул страницу. — Ты делаешь заметные успехи.
Тогда встал со своего поста пузатый, добродушный чайханщик и подошел к Ходже Насреддину.
- Послушай, добрый человек, разве здесь место для твоего ишака? И зачем ты положил перед ним священную книгу?
- Я учу этого ишака богословию, — невозмутимо ответил Ходжа Насреддин. — Мы уже заканчиваем Коран и скоро перейдем к шариату.
По чайхане прошел гул и шепот, многие встали, чтобы лучше видеть. Глаза чайханщика округлились, рот приоткрылся. Еще никогда в жизни ему не приходилось видеть такого чуда. В это время ишак снова стукнул копытом.
_ Хорошо, — похвалил Ходжа Насреддин, переворачивая страницу. — Очень хорошо! Еще немного усилий, и ты сможешь занять должность главного богослова в медресе Мир-Араб. Вот только страницы он не умеет перелистывать сам, приходится ему помогать… Аллах снабдил его острым умом и замечательной памятью, но позабыл снабдить его пальцами, — добавил Ходжа Насреддин, обратившись к чайханщику.
- Этот ишак — не простой ишак! — Объявил Ходжа Насреддин. — Он принадлежит самому эмиру. Однажды эмир позвал меня и спросил: «Можешь ли ты обучить моего любимого ишака богословию, чтобы он знал столько же, сколько я сам?» Мне показали ишака, я проверил его способности и ответил: «О пресветлый эмир! Этот замечательный ишак не уступает остротой своего ума ни одному из твоих министров, ни даже тебе самому, я берусь обучить его богословию, и он будет знать столько же, сколько знаешь ты, и даже больше, но для этого потребуется двадцать лет». Эмир велел выдать мне из казны пять тысяч таньга золотом и сказал: «Бери этого ишака и учи его, но клянусь Аллахом, если через двадцать лет он не будет знать богословия и читать наизусть Коран, я отрублю тебе голову!»
- Ну, значит, ты заранее можешь проститься со своей головой! — воскликнул чайханщик. — Да где же это видано, чтобы ишаки учились богословию и наизусть читали Коран!
- Таких ишаков немало и сейчас в Бухаре, — ответил Ходжа Насреддин. — Скажу еще, что получить пять тысяч таньга золотом и хорошего ишака в хозяйство — это человеку не каждый день удается. А голову мою не оплакивай, потому что за двадцать лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет — или я, или эмир, или этот ишак. А тогда поди разбирайся, кто из нас троих лучше знал богословие!»
Вот такая притча, а вспомнил я о ней вот по какому поводу:
У группы «Машина времени» есть песня под названием «20 лет». Песня достаточно старая. 1980 года. А текст там такой:
Обещаньям я не верил и не буду верить впредь,
Обещаньям верить смысла больше нет.
Но, сказать по правде, я хотел бы только посмотреть,
Посмотреть, что будет с нашим миром через 20 лет,
Что же будет с миром через 20 лет.
Может быть все люди будут жить в одной большой стране,
Над которой будет вечный солнца свет.
Через 20 лет уже никто не вспомнит о войне,
Если только с нами что-то будет через 20 лет,
Если что-то будет через 20 лет.
Двадцать лет - немалый срок и ты за 20 лет поймешь,
Что такое тьма и что такое свет.
Через 20 лет забудут люди, что такое ложь,
Если только с ними что-то будет через 20 лет,
Если что-то будет через 20 лет.
Я отдал бы все на свете и просил бы об одном,
Чтобы только с нами что-то было через 20 лет,
Чтобы что-то было через 20 лет.
Тот магнитоальбом 1980 года назывался «Москва-Ленинград» и был записан в мае на студии «Мелодия» в Ленинграде, в здании Академической капеллы. И вот таким составом:
А. Макаревич - вокал, гитары
А. Кутиков - вокал, бас
П. Подгородецкий - вокал, клавишные
В. Ефремов - ударные
(на заглавном фото все перечисленные, но хронологически фотография немного не соответствует, так как датируется 1982 годом)
Если Википедия не врёт , то автором песни «20 лет» является сам Андрей Макаревич
Ну и собственно сама песня:
А теперь давайте вспомним сколько лет было Андрею Макаревичу на момент записи этой песни. Если он родился 11 декабря 1953-го то в мае 80-го ему было ... 26 лет. В таком возрасте цифра 20 воспринимается совершенно иначе чем, скажем в 50 или 60. Кажется что 20 лет это ещё одна целая жизнь - может чуть меньше чем та,что уже прожита, но именно ЧУТЬ. Я например прекрасно помню свои 26:
«Мне 26, ещё или уже, по паспорту, а может и в душе...» Приблизительно так я написал в тот 26-й день рождения. Конечно я не фаталист и не считаю себя внушаемым человеком. Уверен что и Андрей Макаревич в этом отношении такой же и... И на этом сходство заканчивается.
Обратите внимание: Книга рекордов. Мегамашины.
Ну собственно так и должно быть. Каждый человек неповторим. Нет в мире двоих, мыслящих одинаково и воспринимающих мир одними глазами и ушами. Есть какие-то совпадения, но совпадения в общем, а никак не в нюансах.«...Но, сказать по правде, я хотел бы только посмотреть,
Посмотреть, что будет с нашим миром через 20 лет...». Порой говорят: Будьте осторожны с желаниями: иногда они сбываются. Вот и желание Андрея Вадимовича сбылось. Даже дважды. Сначала он посмотрел что же стало с миром через 20 лет, а потом что с ним произошло ещё через столько же. А мир увидел что стало через эти же временные промежутки с Макаревичем. И кто удивился больше - большой вопрос. Откровенно говоря писать на эту тему...сложно. Судить самого себя легко и имеешь на это полное право. А осуждать других ... Поэтому я всегда отделяю «мух от котлет». И Макаревичей в моём мире двое. Один, который остался в 70-х,80-х,90-х, а другой... Впрочем о другом и не хочется. Как говорится «...или хорошо, или ничего, кроме правды». Политика-это публичное самоубийство, но иногда в неё входят или вляпываются ради того, чтобы пробудить угасший интерес публики к своей персоне. Даже вот таким, скандальным образом. Кажется это «хайп» называется?
«...Может быть все люди будут жить в одной большой стране,
Над которой будет вечный солнца свет.
Через 20 лет уже никто не вспомнит о войне,
Если только с нами что-то будет через 20 лет...»
Конечно в момент написания этих строк Макаревич мог думать что через двадцать лет кто-нибудь уж обязательно умрет(как в притче о Насреддине) — или он сам, или тот , кто ещё помнит эту песню, либо весь этот мир покатится в Тар-та-ра-ры, и допускаю что такие мысли у него и правда были, но была и врождённая способность предусмотреть любую неожиданность. И в данном случае фраза «может быть» как раз и является страховкой от всяких неожиданностей. Ведь по сути она меняет утверждение на предположение, а ошибочное предположение это совсем не то же самое, что ошибочное утверждение. И поэтому в первом случае ты ничего не теряешь и сохраняешь «хорошую мину при плохой любой игре», а во втором случае ты определённо «теряешь лицо».
«...Может быть все люди будут жить в одной большой стране,
Над которой будет вечный солнца свет.
Через 20 лет уже никто не вспомнит о войне...»
И дальше:
«...Двадцать лет - немалый срок и ты за 20 лет поймёшь,
Что такое тьма и что такое свет.
Через 20 лет забудут люди, что такое ложь...»
И ведь НИЧЕГО из предполагаемого не сбылось. Нет ни «одной большой страны», ни «вечного Солнца света» (вон как леса опять горят, сквозь эту сизую дымку вообще ничего не видно), а войны вообще не кончаются. И что такое «ложь» не только не забыто, но и те, кто когда-то говорили правду теперь бессовестно лгут...
В 80-м году песня «20 лет» конечно создавалась и исполнялась с искренней верой в светлое завтра, но пророческой, увы, не стала.
А кто-нибудь помнит песни-сбывшиеся пророчества?
Ну а возвращаясь к тому, с чего я и начинал эту статью, то есть к притче, а вернее к её финальной части хочется сказать вот что: 20 лет это конечно немало, когда ты молод, а вот когда тебе 50-60-70 кажется что 20 лет это всего лишь мгновение. И не факт что притча о Насреддине сейчас актуальна: сейчас и «ишаки» живут дольше, и некоторые «эмиры» кажутся бессмертными. Да и Насреддины видимо стали долгожителями раз им пенсионный возраст отодвинули)))
Больше интересных статей здесь: Совет.
Источник статьи: «Нам не дано предугадать» ( «Нет пророков в своём Отечестве») Одна из песен "Машины времени".