Делиться надо: Москва запускает каршеринг частных машин

В качестве альтернативы классическому каршерингу в России запускают его «народный» вариант. В нём клиенты будут брать в аренду машины, принадлежащие другим частникам, которые хотят заработать. Как всё это будет на деле?

Кадры из видеоролика о новом сервисе

Новый сервис назвали «Рули». Сообщается, что его запустили в тестовую эксплуатацию перед праздниками в Москве и Санкт-Петербурге. В нём открыта регистрация для сотни первых участников, готовых делиться своими личными автомобилями. Каршеринг потому и прозвали «народным», что здесь задействован не корпоративный парк, специально закупленный для получения прибыли, а машины обычных людей. Но денежная сторона вопроса никуда не делась.

Курирует новинку столичный Дептранс, поэтому с комментариями по его работе выступал глава ведомства Максим Ликсутов. Он рассказал, что подавшие заявки автомобилисты сейчас проходят необходимые проверки. Поэтому пока сложно сказать, сколько участников окажется на первом этапе работы народного каршеринга. Но очень скоро он должен заработать в полную силу, открывшись для клиентов.

Для сервиса создано специальное приложение

Важная ремарка: пока владельцы машин будут защищены от передачи автомобилей неизвестно кому. Участник сможет выбирать, кому доверять управление. Для этого клиент должен быть в списке его контактов в смартфоне. Список потенциальных клиентов автовладелец составляет сам и вносит в мобильное приложение. Только люди из него смогут подавать заявку на прокат. Правда, не очень понятен посыл давать своё транспортное средство за деньги родственникам и друзьям. У нормальных людей такая услуга обычно оказывается бесплатно.

Народный каршеринг, как и обычный, станет работать через мобильное приложение. Для начала его скачивают арендодатели и подписывают договор. В нём, среди прочего, есть согласие на установку телеметрического оборудования и модуля, обеспечивающего дистанционный доступ. На первых порах комплект устанавливают бесплатно у партнёров сервиса. Как будет в дальнейшем — неизвестно. Но вряд ли обязанность ещё до начала получения прибыли выложить несколько тысяч (или даже десятков тысяч) рублей своих денег добавит сервису поклонников. Кроме того, из-за стороннего оборудования могут возникнуть проблемы с гарантией, а это потенциально очень большие деньги.

Условия для владельцев автомобилей

Владелец должен быть готов сдавать машину в аренду как минимум дважды в неделю.

Обратите внимание: Что делать при поломке стиральной машинки?.

Странное правило: жизненные обстоятельства меняются, и норму иногда соблюсти невозможно. Хотя нет и никаких гарантий, что на каждый факт выставления автомобиля на него найдётся клиент. Все условия обсуждаемы: где нужно забирать и оставлять машину, на ком мойки и заправки, сколько на ней можно проехать, какова будет стоимость услуги. Ключ должен всегда находиться в машине, или же владелец должен установить систему бесключевого доступа.

ОСАГО без ограничений тоже на пилотном этапе будет бесплатным для участников. Но, очевидно, не навсегда. Это вторая серьёзная трата после телеметрического оборудования. Однако ОСАГО не защитит в случае, когда в аварии окажется виноват арендатор. Поэтому для душевного спокойствия лучше купить полис каско. Цена вопроса — десятки тысяч рублей, а для дорогой премиальной модели — и не одна сотня тысяч. «Письма счастья» со штрафами, разумеется, пойдут владельцу машины. Он, зная, кто пользовался автомобилем в этот день и время, сможет отправить в ГИБДД заявление с данными реального нарушителя, и постановление перепишут.

Владелец сам выбирает, кому дать машину в аренду

«Задача «дружеского» каршеринга та же, что и у каршеринга классического: за счёт многократного использования автомобиля в течение дня уменьшить площадь, занимаемую стоящим транспортом. В идеале развитый и доступный по цене каршеринг призван уменьшить число личных машин в городах за счёт отказа от покупки собственных машин людьми, которые водят редко. Пока поездки на каршеринге занимают незначительную долю от общего числа поездок, поэтому о серьёзном транспортном эффекте говорить рано. Поможет ли в этом новый сервис, будет зависеть от его популярности; время покажет», — считает член общественного совета при Минтрансдоре Московской области Андрей Мухортиков.

Не все разделяют оптимизм по поводу нового проекта. Вряд ли найдётся достаточно желающих делиться собственным автомобилем, чтобы новый «каршер» сильно повлиял на транспортную ситуацию в городе. Слишком велики риски для арендодателей, и необходимы начальные вложения — в оборудование и страховку.

Обычный каршеринг пока выглядит более реалистично, но кто знает?

«Если речь идет именно о своей машине, а не купленной специально для сдачи в аренду, это человек, у которого общественное превалирует над личным. Одно из качеств такого человека — отсутствие чувства ревности. Но таких людей не более 10%. С эмоциональной стороны делиться своим личным авто человеку сложно. Мы часто воспринимаем автомобиль как часть себя. В том числе по этой причине люди бессознательно очень остро воспринимают повреждения своей машины. Поделиться тем, что считаешь частью себя, очень непросто даже с близкими людьми», — считает психолог Анна Нестюркина.

Аналогичные сервисы есть и в других странах. Если «Рули» окажется успешен, у него наверняка появятся конкуренты и в России.

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Делиться надо: Москва запускает каршеринг частных машин.