Ранние воспоминания
Иногда в памяти всплывают удивительно яркие картины из самого раннего детства, начиная с двух-трёх лет. Это кажется невероятным, но некоторые моменты запечатлеваются в сознании навсегда.
Начало 70-х годов. Я помню, как лежала в больнице с бронхитом. В палате было несколько девочек разного возраста. Старшая из них часто брала меня на руки, ставила на стол, и я пела песню «Умчи меня, олень! В свою страну оленью…». Остальные девочки подпевали и смеялись. Помню, как приходил отец и стучал в окно — палата была на первом этаже. Чтобы я могла его лучше видеть, старшая девочка сажала меня на подоконник. Я плакала и просила, чтобы папа забрал меня домой. До сих пор помню, в чём он был одет: в коричневую вельветовую куртку с кожаными вставками по бокам и заплатками на локтях.
Весна и картофельная гора
Ещё одно тёплое воспоминание — ранняя весна и подготовка к посадке картофеля. Родители перебирали клубни: откладывали крепкие, с хорошими ростками — на посадку, а испорченные — на выброс. Меня, маленькую, усаживали в детский стульчик и водружали на самую вершину этой огромной кучи картофеля. На мне был красный свитер, который застёгивался на плече. Я сидела там, счастливая, болтала без умолку, хлопала в ладоши, рассказывала стихи и пела песенки. Я была как маленькое живое радио, которое веселило всех вокруг.
Невероятное путешествие
Одно из самых ярких воспоминаний относится к возрасту шести или семи лет, ещё до школы. Мой отец работал водителем в муниципальном предприятии на спецавтомобиле. Он был передовиком производства, водителем первого класса, и ему доверили перегнать новый автомобиль из Киева в Донецк. До сих пор загадка, почему он решил взять меня с собой в эту командировку! Для меня это было невероятное приключение. Мама собрала нам чемодан со сменными вещами и гостинцами.
Поездка началась с аэропорта. Для девочки из посёлка это был настоящий шок. Я впервые видела такое огромное здание из стекла и бетона, взлетающие самолёты, стюардесс в красивой форме. От восторга я не могла усидеть на месте и случайно уронила чемодан. Из него, словно из рога изобилия, потекло смородиновое варенье, которое мама положила в подарок папиным друзьям в Киеве. За это я получила взбучку, но что поделать — банку выбросили, перепачканные вещи сложили обратно.
Киевские впечатления
Мы прилетели в Киев. По дороге в город меня ждало новое потрясение — метро! Для деревенской девочки это было сказочно. Эскалатор опускал нас в подземное царство, где от красоты станций и особого запаха «подземки» захватывало дух. Этот волшебный запах метро я люблю до сих пор — это запах из детства.
И, конечно, подарки! Мы поехали в ЦУМ. На витрине стоял огромный плюшевый медведь, и мне страшно хотелось, чтобы его купили мне. Папа был не против, но, увы, отдел оказался закрыт. Мне купили в утешение маленький металлический чайничек жёлтого цвета. Он был красивым, как настоящий, в него можно было наливать воду и греть на плите. Но это был не медведь! К слову, свою детскую мечту я осуществила уже будучи взрослой, купив такого же большого медведя своей дочке. Хотя, если честно, это была скорее моя нереализованная мечта.
Обратная дорога на мусоровозе
В Киеве мы пробыли три дня, и настало время возвращаться домой — на огромном автомобиле, который назывался мусоровоз. Папа был отличным водителем, и почти весь путь мы преодолели без происшествий. Я, как всегда, была тем самым «маленьким радио» — пела и болтала без умолку. Иногда папа просил меня помолчать, но ненадолго — меня просто распирало от эмоций.
Проблемы начались, когда мы въехали в Ростов-на-Дону. Пошёл сильный дождь. Я наконец устала, прилегла на сиденье, положив голову на чемодан, и задремала. Папа, наверное, вздохнул с облегчением от наступившей тишины. Но из-за ухудшившейся видимости ему пришлось резко затормозить, чтобы избежать аварии. Я, спавшая на соседнем сиденье, от резкого толчка улетела вниз. Отец успел схватить меня за шиворот и смягчил падение. Когда я выбралась из-под сиденья, то увидела его абсолютно белое лицо. Сам он попросил: «Доченька, поговори со мной! Спой! Или расскажи, что ты видишь за окном!». Ему нужно было отвлечься и успокоиться.
Пение от души
Признаюсь честно, пела я, скорее всего, ужасно. Я не певица от слова «совсем». Бедный папа, наверное, страдал, слушая моё пение. Но свою любовь к пению я пронесла через всю жизнь. Я и сейчас фальшивлю, но разве это главное? Главное — когда поёт душа! И я призываю вас: пойте! Хотя бы в душе. Или в душе? В общем, вы поняли!
Интересное: На улице снег, но уже пора задуматься о поездке летом, иначе будет поздно.
Интересное еще здесь: Совет.
Глава 4: Мои детские воспоминания о поездке из Киева в Донецк, на мусоровозе.