Представительские автомобили в советской пожарной охране: от ЗИС-101 до красной «Чайки»

Эта статья, первоначально написанная мной в 2019 году для сообщества в социальной сети «ВКонтакте», посвящена малоизвестной странице истории пожарного дела в СССР.

Служба автомобилей «Чайка» в пожарных подразделениях обросла множеством мифов. Самый распространённый гласит, что существовала всего одна такая машина, которая предназначалась для начальника Пожарной охраны Москвы. Более поздние версии утверждают, что их было две, изначально чёрного цвета, и лишь позднее их перекрасили в красный. Однако реальная история куда интереснее и масштабнее: «Чаек» в пожарной охране было значительно больше, и служили они не только в столице. Более того, они были не первыми представительскими автомобилями на службе у огнеборцев. Именно машинам, которые изначально создавались для партийной и государственной элиты, а затем нашли применение в оперативной работе пожарных, и посвящён этот материал.

В основу очерка легли главы из серии книг «Пожарный автомобиль в СССР» ветерана пожарной службы Александра Карпова, собравшего уникальные воспоминания коллег и архивные фотографии. Отдельная благодарность питерскому исследователю Владимиру Фиглеву за предоставленные исторические снимки. Позже автору также удалось пообщаться с ветеранами из Ростова-на-Дону, которые поделились дополнительными деталями.

Возникает закономерный вопрос: зачем пожарным были нужны такие роскошные по меркам СССР автомобили? Ответ кроется в сугубо практических нуждах. Штабная группа в крупных городах, например в Москве, состояла из пяти-шести человек. Разместить такое количество людей в полной экипировке в салоне обычной «Волги» было крайне тесно. Кроме того, требовалось перевозить специальное оборудование, средства связи и пожарно-техническое вооружение, для чего необходим был вместительный багажник. Немаловажным фактором была и высокая скорость, необходимая для оперативного реагирования. Сочетание всех этих требований и привело к использованию автомобилей представительского класса.

Предшественники «Чайки»

Первым советским серийным автомобилем высшего класса стал ЗИС-101, выпускавшийся с 1936 по 1941 год. Он использовался не только чиновниками, но и в такси и «скорой помощи». Точное время появления этих машин в пожарных частях неизвестно, но достоверно установлено, что с середины 1940-х до середины 1950-х годов они служили в гарнизонах Москвы и Ленинграда. Один из ленинградских ЗИС-101 был окрашен в красный цвет, имел сирену и надпись «пожарная охрана» на дверях. В те же годы ленинградские пожарные использовали и американский «Паккард» для аналогичных задач.

Московские ЗИС-101, фотографии которых, к сожалению, не сохранились, использовались начальником Управления пожарной охраны (УПО) и оперативным дежурным по городу. Стоит отметить, что в конце 1940-х годов на оперативные машины стали устанавливать радиостанции, и в их расчётах появилась новая должность — штатный радист.

Следующей вехой стал ЗИС-110Б — фаэтон с открытым кузовом. С 1956 года такой красный автомобиль с сигнальной фарой стал основной машиной оперативного дежурного по Москве и его штаба из шести человек. Помимо выездов на пожары, эта «Чайка» возглавляла колонны пожарной техники на парадах. В начале 1960-х автомобиль был передан в Свердловск.

Непосредственным предшественником «Чайки» стал ЗИМ (ГАЗ-12) — первый представительский автомобиль Горьковского автозавода. Во второй половине 1950-х красный ЗИМ с фарой на крыше поступил в распоряжение оперативной группы ленинградского УПО и прослужил там до середины 1960-х. Сведения о подобной машине в Москве менее точны.

«Чайки» первой волны (1960-е — 1970-е годы)

ГАЗ-13 «Чайка», выпускавшаяся с 1959 по 1981 год, была символом статуса высшей номенклатуры. Именно это обстоятельство впоследствии вызывало множество проблем, когда такие машины появлялись у тех, кого чиновники считали недостойными.

Точная дата появления первой пожарной «Чайки» неизвестна, но уже в декабре 1963 года в газете московского УПО критиковали сирену на оперативной машине. К середине 1960-х годов в Москве было две красные «Чайки» с фарами на бампере (позже заменёнными на «мигалки» на крыше). В это же время аналогичные машины появились в Ленинграде (с 1965 года) и Киеве.

Важно отметить, что все эти автомобили были оперативными машинами дежурного по городу и его штаба. Никаких свидетельств о том, что какая-либо из них была персональным автомобилем начальника управления (что вызвало бы скандал из-за статусности машины), не обнаружено.

Яркой страницей в истории московских «Чаек» стал пожар на Рязанском нефтеперерабатывающем заводе 10 июня 1971 года. Для быстрой доставки начальника Главного управления пожарной охраны СССР Фёдора Обухова и его помощника из Москвы в Рязань была задействована одна из красных «Чаек». Именно в пути, в салоне этого автомобиля, был произведён расчёт для первой в СССР масштабной пенной атаки, которая в итоге помогла ликвидировать сложный пожар.

К началу 1970-х машины первой волны начали выходить из строя из-за износа. Попытка заменить одну из московских «Чаек» новым немецким «Мерседес-Бенц», приобретённым на выставке, не увенчалась успехом — иномарка прослужила недолго и бесследно исчезла.

Судьба списанных «Чаек» была разной. Одна из московских машин в 1976 году с большими трудностями была доставлена в Минск, а затем передана в Витебск. Местные умельцы заменили неисправную автоматическую коробку передач на механическую. Однако наличие у пожарных такого автомобиля раздражало партийное руководство, и в итоге «Чайку» обменяли у директора химкомбината на новый автобус ПАЗ.

«Чайки» второй волны (1980-е годы)

К началу 1980-х годов, после прекращения выпуска, в пожарную охрану стали поступать «Чайки», прошедшие капитальный ремонт после службы у чиновников. На фотографиях 1982 года запечатлена московская «Чайка», окрашенная по новому ГОСТу — в красный цвет с белыми полосами, но без спецсигналов на крыше. Скорее всего, именно эта машина была позже передана начальнику УПО Ростова-на-Дону Виктору Салютину. Это был единственный случай, когда «Чайка» стала персональным автомобилем начальника управления, что вызвало недовольство вышестоящего руководства. В конце 1980-х ростовская «Чайка» встала на прикол, а в 2008 году была вывезена эвакуатором при разделе имущества.

В Москве же к середине 1980-х годов вновь появились две оперативные «Чайки» для штаба дежурного по городу. Одна сразу была красной с мигалками, а вторая долгое время выезжала на пожары в исходном чёрном цвете, без каких-либо опознавательных знаков, и лишь позже была перекрашена. Эти машины прослужили до начала 1990-х годов. Последнюю, уже не эксплуатировавшуюся, в 1994 году выкупил отставной полковник, перекрасил в чёрный цвет, и, по слухам, ещё в 2010-х годах её можно было заказать для свадебного кортежа.

Любопытная деталь: номера трёх из пяти московских «Чаек» заканчивались на «38», что может быть как случайностью, так и своеобразной традицией.

На этом известная история пожарных «Чаек» в СССР пока заканчивается. Возможно, со временем появятся новые документы, фотографии и воспоминания, которые дополнят эту уникальную главу в летописи отечественной пожарной охраны.

Интересное еще здесь: Совет.

Красная «Чайка» и её предшественники..