Красная «Чайка» и её предшественники.

Данная статья была написана мной в 2019 оду для одной из групп в "ВКонтакте".

Красная «Чайка» и её предшественники.

О службе этих машин в Пожарной охране ходит множество слухов. Самый известный, который распространяли даже некоторые СМИ, гласит, что «пожарная «Чайка» была одна, и возила она начальника Пожарной охраны Москвы!». А самая последняя версия с просторов интернета повествует что «... их было две, и они сначала были чёрные, одна из них принадлежала Министерству обороны ( совсем не понятно, при чём тут Миноборны? ), и только после какого то указа их перекрасили в красный. И возили они штаб города». Эта версия чуть-чуть ближе к истине, но...
Но на самом деле «Чаек» в Пожарной охране было куда больше чем две, и служили они не только в Москве. К тому же это были далеко не первые отечественные машины «представительского класса» на пожарной службе. Подчеркну – именно «представительского класса», которые в первую очередь предназначались для высшего чиновничьего аппарата партии и правительства СССР, и именно этой статусностью выделялись среди других оперативных легковушек.
Вот об этих машинах наш небольшой очерк. За его основу взяты главы из серии книг «Пожарный автомобиль в СССР» написанных ветераном Пожарной охраны Александром Карповым, за что ему большое спасибо! В этих книгах многое взято из рассказов ветеранов, которые Александру удалось записать при личных встречах. И автору этих строк посчастливилось присутствовать на одной из них, где речь, среди прочего, шла о «Чайках» Московского гарнизона. Также, для книг, было собрано множество архивного материала, в том числе и фотографий, среди которых уникальные исторические снимки, раздобытые нашим питерским товарищем Владимиром Фиглевым, за что ему отдельная благодарность!
И уже после выхода книги, мне посчастливилось пообщаться с пожарными старожилами Ростова-на Дону, узнав от них интересные подробности...
Но обо всём по порядку.
Сразу хочется ответить на вопрос – зачем такие автомобили были нужны пожарным?
Некоторые считают это непозволительной роскошью. Но ответ лежит на поверхности – в расчёт штабных автомобилей в больших городах, в частности в Москве, состоял из пяти, а некоторое время из шести человек. А впятером, да ещё в боевой одежде, даже в «Волге», мягко говоря, тесновато будет. Плюс к этому стоит добавить оборудование штаба и некоторое пожарно-техническое вооружение – всё это требовало большого по объёму багажника. И ещё немаловажное значение имела высокая скорость оперативной машины. А такое сочетание всех вышеперечисленных нюансов можно было найти только в автомобилях представительского класса.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Первым в СССР крупносерийным автомобилем «представительского класса» стал ЗИС-101 , выпускавшийся в 1936-1941 годах. Машина выпускалась достаточно крупной серией, и предназначалась для обслуживания не только высших должностных лиц «партии и правительства», но и для «простых» граждан, в качестве такси и «скорой помощи». Частным владельцам она не продавалась, но её можно было выиграть в лотерею или получить в качестве поощрения за государственные заслуги.

Красная «Чайка» и её предшественники.

Когда и где первые ЗИС-101 появились в Пожарной охране доподлинно не установлено. Но совершенно точно со второй половины 1940-х и до середины 1950-х такие машины были в Московском и Ленинградском гарнизонах Пожарной охраны. Один из ленинградских 101-х был окрашен в красный цвет, имел «спецсигнал» в виде треугольника на крыше, а на дверях была надпись «пожарная охрана». Второй был в «стандартном» чёрном цвете. Обе машины использовались как оперативные. Кстати, в эти же года на службе ленинградских пожарных был и американский "Паккард", который использовался для аналогичных целей.

Красная «Чайка» и её предшественники.

Фотографий московских ЗИС-101 пока обнаружить не удалось. Однако известно, что они обслуживали начальника УПО и оперативного дежурного по городу с его штабом.

Красная «Чайка» и её предшественники.

Тут, наверное, будет уместно вспомнить ещё вот о чём. В конце 1944 года на пожарные машины в Москве начинают устанавливать радиостанции. Но по началу, этот процесс не был быстрым – в конце 1946 года рациями были оснащены только 40 первых ходов гарнизона, в основном АЦ. В феврале 1948 года происходит примечательное событие – из расчёта этих АЦ выделяют одного человека для работы на радиостанции. Проще говоря - теперь на машинах был штатный радист. Когда в апреле 1949 года очередь радиофикации дошла до оперативных машин, радисты появились и на них. Автомобиль дежурного по городу, оснащённый радиостанцией А-7Б, заступил в расчёт 1 июня того же года, и имел позывной «Звезда».

ЗИС-110Б с открытым кузовом «фаэтон» оборудованным складным тентом, выпускался с 1949 по 1957 годы. Фаэтоны ЗИС-110Б, начиная с 1955 года, сменили лошадей, которыми пользовались командующие парадом и принимающие парад на Красной площади в Москве, на Дворцовой площади в Ленинграде, а также в административных центрах военных округов СССР. Помимо этого, фаэтоны ЗИС-110Б часто использовались для встреч лидеров социалистических стран и их проезда по улицам Москвы.

Красная «Чайка» и её предшественники.

Вот именно такой автомобиль в 1956 году стал основным транспортом оперативного дежурного по Москве и его штаба. Всего на автомобиле выезжало шесть человек – оперативный дежурный, два его помощника, связной, радист, и водитель. Автомобиль был окрашен в красный цвет, на переднем бампере располагалась сигнальная фара.
Кроме своей основной «оперативной» работы, автомобиль применялся и в качестве «парадного», возглавляя колонны пожарной техники на праздниках.
В начале 1960-х годов автомобиль был передан в Свердловск – есть информация, что уже в 1961 году на нём выезжала местная служба пожаротушения...

ЗИМ (ГАЗ-12) - первая представительская модель Горьковского автозавода. Предшественник «Чайки». В основном он использовался как персональный служебный автомобиль для советской, партийной и правительственной номенклатуры — на уровне заместителя министра, секретаря обкома, зам. председателя облисполкома, зам. председателя Совнархоза, но не первых лиц. Также использовался в такси и в качестве «скорой помощи». Продавался и в личное пользование, но был очень дорогим – его стоимость в 2 раза превышала стоимость ГАЗ-М20 «Победа».

Красная «Чайка» и её предшественники.

Во второй половине 1950-х годов оперативная группа ленинградского УПО получает в своё распоряжение красный ЗИМ с сигнальной фарой на крыше. Сохранилось несколько фотографий этой машины на службе ленинградских пожарных, но к сожалению, он там запечатлён не полностью, или с неудачного ракурса. В 1964 году он даже попал на страницы газеты ленинградского УПО «На страже Ленинграда», но и там видно только его верхнюю часть. Прослужил ленинградский ЗИМ до середины 1960-х.
По некоторым данным была такая машина и в Москве, но более точных подробностей пока найти не удалось…

«ЧАЙКИ» ПЕРВОЙ ВОЛНЫ.

Ну а теперь собственно о ГАЗ-13 «Чайка». Машина серийно выпускалась с 1959 по 1981 годы, и использовались в качестве персонального транспорта высшей государственной и партийной номенклатуры СССР (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов). Она выдавалась как составная часть положенного «пакета» привилегий.
Именно это обстоятельство заставляло привилегированных обладателей персональных «Чаек» очень ревностно относиться к появлению этих машин у тех, кого они считали рангом ниже себя.
Об этой проблеме мы ещё вспомним, и ни раз...

Красная «Чайка» и её предшественники.

Когда появилась первая пожарная «Чайка» точно не известно. Но в декабре 1963 года, в газете УПО Москвы «Боевой сигнал», появляется заметка описывающая процесс сбора и выезда по тревоге оперативного дежурного по городу. В ней критикуется сигнал-сирена, установленная на оперативной «Чайке» - по мнению автора заметки «им можно только пугать кур», и высказывается пожелание отделу техники УПО поскорее исправить ситуацию.
Ещё одно упоминание о «Чайке» мы находим в приказе начальника УПО Москвы №30 от 30 апреля 1965 года. В нём устанавливаются нормы расхода топлива – 25 литров на 100 км, что было в 2 раза больше чем у любого другого легкового автомобиля в управлении.
(Интересно, что нормы расхода топлива, приводимые в других источниках об эксплуатации «Чаек», указывают от 14 литров на трассе до 21 литра в городе).

Красная «Чайка» и её предшественники.

К этому времени в столице было уже две пожарные «Чайки». Как и положено, окрашены они были в красный цвет, и имели специальную сигнальную фару на бампере. Но уже в начале 1970-х, вместо этих фар, машины, одними из первых, получили «мигалку» на крышу...

Красная «Чайка» и её предшественники.

В это же время, в середине 1960-х, красные пожарные «Чайки» заступают в расчёт в Ленинграде и Киеве. Про последнюю машину, кроме одной фотографии, где она возглавляет строй пожарной техники на параде перед соревнованиями добровольцев в Киевской области, информации практически нет.

Красная «Чайка» и её предшественники.

Зато про «Чайку» Ленинградского УПО удалось найти некоторые сведения. Например, о том, что в оперативный гараж она была зачислена в июне 1965 года. Сохранились и несколько её фотографий с пожаров. Сейчас в музее Пожарной охраны Санкт-Петербурга демонстрируется подобная машина, но с большой долей вероятности это не та самая «боевая» «Чайка», а её имитация...

Красная «Чайка» и её предшественники.

Как видим, уже в середине 1960-х годов, в трёх самых больших городах СССР использовались четыре пожарные «Чайки». Ленинградская и две московских были оперативными машинами дежурного по городу и его штаба. О том, что какая-то из них была персональной машиной начальника Управления Пожарной охраны города информации ни в архивах, ни в рассказах ветеранов найти не удалось. Да и в то время такого быть не могло – как мы уже упоминали ранее, высокие партийные и государственные чины очень ревностно относились к тем, кто использовал «Чайку» не по своему статусу. И если бы «Чайка» стала персоналкой всего лишь начальника управления в звании полковника, был бы грандиозный скандал и разбирательства по «партийной линии». Забегая вперёд скажем, что подобная ситуация с пожарной «Чайкой» всё же возникнет, но это будет много позже, и уже не в Москве...

Рассказывая о пожарных «Чайках» нельзя пройти мимо книги Савельева П.С. «Пожары и катастрофы», а именно главы посвящённой крупному пожару на Рязанском НПЗ, случившегося 10 июня 1971 года. Тогда в Рязань из Москвы выехал лично начальник ГУПО МВД СССР Фёдор Васильевич Обухов. Для его быстрой доставки была задействована одна из красных «Чаек» Московского управления, обладавшая спецсигналами и высокой максимальной скоростью, чем не могла похвастать персональная «Волга» генерала.
Вот отрывок из этой главы:
«... И ещё одну запись внёс дежурный в журнал: «Начальник Главного управления Пожарной охраны генерал Ф.В. Обухов и начальник оперативного отдела полковник И.Ф. Кимстач в 12 часов 55 минут выехали на штабной машине «Чайка» в Рязань для участия в тушении пожара на нефтезаводе».
Сборы в дорогу, как и положено в Пожарной охране, были недолгими. Уже через несколько минут красная «Чайка» стремительно пересекла оживлённые улицы центра Москвы. Без задержки миновав огни светофоров, машина вырвалась на прокалённое июньским солнцем загородное шоссе. Узкая лента дороги на Рязань, как всегда в послеполуденное время, до отказа была забита транспортом. В медленно текущем потоке машин скорость «Чайки» резко падает. Выручила пожарная сирена. Её раздирающе-пронзительный вой ворвался в гул моторов, перекрыв многоголосый шум тяжело нагруженных машин. Волна тревоги прокатилась по шоссе. Легковые автомобили и самосвалы, грузовики и автокраны замедлили свой бег, потеснились к обочине, чтобы дать дорогу необычной красной машине. Только далеко за Москвой, когда иссяк поток машин, когда потянулись просторы полей и замелькали зелёные тенистые перелески, стрелка спидометра «Чайки» стала уверенно показывать более ста километров.
В отсеках кузова «Чайки» было всё, что может понадобиться людям, призванным бороться с огнём. Здесь имелись аккуратно уложенные комплекты боевой одежды, непромокаемые плащи, металлические каски, тяжёлые противогазы с набором кислородных баллонов, широкие ремни с пристёгнутыми карабинами и никелированными топорами, нагрудные электрические фонари, резиновые сапоги с толстыми подошвами, без которых ни один пожарный не может обойтись в боевой обстановке. И непременная принадлежность оперативной машины – радиостанция, с помощью которой можно установить надёжную двустороннюю связь с ближайшими подразделениями и гарнизонами Пожарной охраны» . ...
Этот пожар на Рязанском НПЗ знаменит первым массированным применением воздушно-механической пены в СССР.

Интересное: Почему в BMW используется янтарно-красная подсветка?.

А расчёт пенной атаки Игорь Фотиевич Кимстач, советуясь с Фёдором Васильевичем Обуховым, произвёл пока красная «Чайка» мчалась из Москвы в Рязань. Это позволило по прибытии к месту в кратчайшие сроки ликвидировать пожар, бушевавший более суток.

К 1972 году у московских «Чаек» начинаются проблемы технического характера – из-за серьёзной неисправности выходит из строя первая из них. От её ремонта отказываются все, даже специализированные автобазы столицы. Но как было принято в СССР, идя навстречу очередной юбилейной дате, в этот раз 50-летию образования СССР, отряд техслужбы УПО принимает на себя обязательство отремонтировать автомобиль собственными силами. В приказе от 8 февраля 1973 года, о поощрении работников техотряда, было сказано: «...проявив высокий трудовой энтузиазм и находчивость, и не считаясь с личным временем, рабочие выполнили взятые обязательства и автомобиль в хорошем состоянии был передан в эксплуатацию».
Но всё-таки возраст и интенсивная эксплуатация берёт своё. Машины всё чаще встают для ремонта, и от их эксплуатации постепенно отказываются...

Красная «Чайка» и её предшественники.

А в это время в Москве проходит вставка «Пожарная техника 75», на которой были представлены новинки зарубежной пожарной техники тех лет. Подавляющие большинство экспонатов были сразу с выставки закуплены для Советской Пожарной охраны. И среди них «Мерседес-Бенц 350SE» в варианте оперативного автомобиля, который был призван заменить одну из московских «Чаек». Подобные машины уже эксплуатировались в столичном ГАИ, и появление «Мерседеса» у пожарных не должно было вызвать каких то вопросов. Но что-то пошло не так, и по непонятным причинам отличная иномарка прослужила в Московском УПО совсем не долго. Машина по тем временам была шикарно укомплектована – громкоговоритель с выходной мощностью 20 Вт, и дальностью действия до 1500 метров; ручной прожектор «Соляр» приводимый в действие либо от двигателя автомобиля, либо сети напряжением 220 В, с дальностью действия до 1,5 км, с возможностью выбора «сплошного» и «рассеянного» луча, с глубиной погружения в воду до 80 метров, плюс в комплекте к прожектору шёл трёхопорный телескопический штатив выдвигавшийся на 5 метров; ещё один, ручной, прожектор имел три цветных светофильтра – красный, оранжевый, зелёный, и возможность работать в мигающем режиме. Также имелось два дыхательных аппарата, две каски, два теплоотражающих костюма, спасательный инструмент первой технической помощи, аптечка для первой помощи пострадавшим. Всё это оборудование было снято с машины и передано штабу города, а сам «Мерседес» исчез в неизвестном направлении...

Красная «Чайка» и её предшественники.

А что же «Чайки»? Ленинградская машина последний раз замечена на фотографиях датированных 1973 годом. Дальнейшая судьба её неизвестна, и в Ленинградском УПО таких машин больше не было. Также канула в лету одна из московских машин. А вот сведения о второй неожиданно всплыли в Белоруссии, в рассказах ветеранов Минского и Витебского гарнизонов. По воспоминанию Бориса Леонидовича Кулаковского, ныне кандидата технических наук, профессора кафедры «Пожарных автомобилей и спасательной техники» Командно-Инженерного Института МЧС Республики Беларусь, а в 1970-е года сотрудника техслужбы Минского гарнизона, в 1976 году он был командирован в УПО Москвы, где должен был получить для своего гарнизона красную пожарную «Чайку». Осмотрев автомобиль, послушав двигатель, он остался недоволен – была очевидна серьёзная неисправность. Доложив своему руководству о сомнениях, он получил ответ: «Брать автомобиль в любом состоянии, пока другие не опередили! А на месте разберёмся...». Приказ есть приказ. Предстояло преодолеть более 700 км на неисправном автомобиле, из которых самостоятельно «Чайка» смогла проехать ровно до поста ГАИ на пересечении Минского шоссе и МКАД. Тут содействие оказали сотрудники ГАИ, остановив попутный транспорт, подходящий для буксировки. Вот так, на мягкой сцепке, от поста до поста, сменяя попутные тягачи, с неработающим в мороз обогревателем, «Чайка» добиралась до Минска.
По прибытии, проблемный двигатель был отдан на Минский авторемонтный завод, где с большим трудом был отремонтирован. Обкатку после ремонта Кулаковский проводил лично, удивляя минских прохожих большой красной машиной. Но не имея достаточного опыта управления «Чайкой», он в условиях плохой освещённости салона просто перепутал на ощупь кнопки переключения передач АКПП, включив «задний ход» при движении вперёд. В коробке что-то загремело, хрустнуло, и машина встала... Отремонтировали её в гараже Совета Министров Белорусской ССР, но при этом никакой гарантии не дали, сказав, что неисправность серьёзная, возможен рецидив. Машина уже потрепала немало нервов минской техслужбе, а перспектива вырисовывалась нехорошая... Тогда руководство республиканской Пожарной охраны решает передать «Чайку» из Минска в соседний Витебск. Там её взяли охотно – в случае чего скоростной автомобиль был очень нужен для быстрой доставки штаба пожаротушения из областного центра в «столицу химической промышленности БССР» город Новополоцк, расположенный в 120 км от Витебска. Местные механики, недолго думая, заменили проблемную коробку-автомат на обычную, механическую, применив специальный переходник. Правда при этом и так небольшой дорожный просвет уменьшился до 15 см. Кроме ремонта трансмиссии, машину покрасили, восстановили хромирование, поставили новые мигалки на решётку радиатора и крышу. В таком обновлённом виде радовала публику на парадах и показах пожарной техники не только в Витебске, но и в Минске. В качестве оперативной машины она проработала несколько лет. А потом... По рассказам ветеранов, партийную верхушку сильно раздражало наличие у пожарных такого автомобиля, и в конце концов было велено избавиться от него. На выручку пришёл директор Новополоцкого химкомбината, забравший «Чайку» себе, а взамен отдавший пожарным новенький автобус ПАЗ, который переоборудовали, и стали использовать в качестве штабного. Дальнейшая судьба белорусской «Чайки» неизвестна...
Таков рассказ о первой «волне» пожарных «Чаек», выпущенных в начале 1960-х. Некоторые из которых прослужили 10 лет, а некоторые и больше... Но остался ещё один невыясненный вопрос – эти машины попали в Пожарную охрану новыми, или они уже успели послужить персональными авто чиновников? Дело в том, что «Чайки», после выработки определённого ресурса, списывались из «чиновничьих персоналок», проходили капремонт, а поскольку продавать частным лицам такие машины было нельзя, их передавали в некоторые организации, например в «Интурист», где они занимались обслуживанием иностранных гостей, и там же их могли заказать на свадьбу обычные граждане. В свете того, как ревностно относились чиновники к «не статусным» обладателям таких машин, сложно представить, что такие машины новыми, прямо с завода, попали не «по прямому назначению» сразу в к пожарным. Но с другой стороны - если машины были не новые, а как мы помним, серийный выпуск начался в 1959 году, а первое упоминание о пожарной «Чайке» датировано декабрём 1963, то получается что к моменту списания машины из «персоналок» в «пожарные» ей было максимум четыре года, а то и меньше... С одной стороны, такое конечно возможно, но... В общем, этот вопрос пока остаётся открытым...


«ЧАЙКИ» ВТОРОЙ ВОЛНЫ.

На фотографиях со смотра техники во дворе московского УПО, датированных 1982 годом, появляется «Чайка» окрашенная по новому ГОСТ – красная, с белыми полосами на бортах и капоте, и новыми белыми номерами серии «МКМ». Судя по наружному зеркалу на водительской двери, эта машина была выпущена после 1972 года. Когда она появилась в УПО Москвы достоверно не известно, но ранее 1982 года её фотографий обнаружить не удалось. Поэтому будем считать начало 1980-х примерной датой её поступления. Скорее всего эта машина была бывшей чиновничьей «персоналкой» после капремонта.

Красная «Чайка» и её предшественники.

Отличительной особенностью этой машины было отсутствие каких-либо спецсигналов на крыше или бампере, только «пожарный» окрас. Судя по всему, эта машина прослужила в Москве не долго, и скорее всего именно она, как гласит легенда, была «подарена» Иваном Леонтьевичем Антоновым, начальником УПО Москвы, лично легендарному пожарному Виктору Афанасьевичу Салютину, ставшему в начале 1980-х начальником УПО Ростова-на-Дону.

Красная «Чайка» и её предшественники.

Вот это был единственный случай, когда пожарная «Чайка» стала персональной машиной начальника управления. Но, как и следовало ожидать, несмотря на витавшие в воздухе зачатки «перестройки и гласности», некоторым это не понравилось. И на этот раз даже не партийному или областному руководству, а непосредственно начальству Ростовского ГУВД, в чьё ведение тогда входила Пожарная охрана. «Что это такое?! Начальник всего ГУВД, генерал, на «Волге» ездит, а начальник управления, полковник, на «Чайке»!». Так долго продолжаться не могло, и поэтому уже в конце 1980-х, ростовская «Чайка» встала на прикол в гараже одной из ПЧ. Поначалу она ещё выезжала на парады, однако вскоре стала совсем не выездной, хотя ещё долгое время её можно было видеть в гараже пожарной части. Но потом, в один «прекрасный» день, в конце 2008 года, когда местное пожарное имущество делили между «федералами» и «регионалами», в ПЧ приехал эвакуатор и увёз её в неизвестном направлении...

Но вернёмся в Москву. Ближе к середине 1980-х появляются ещё две «Чайки». Они, как и все предыдущие аналогичные машины, были оперативным автомобилями дежурного по городу и его штаба.
Тут стоит уточнить - по воспоминанию одного из солдат-срочников, проходивших службу в Московской Пожарной охране, к ним в часть на красной "Чайке" один раз приезжал генерал-майор Антонов Иван Леонтьевич, бывший в ту пору как раз начальником УПО Москвы. Но это было только один раз. Ни до, ни после этого случая, генерала на красной "Чайке" ему видеть не приходилось. Её использовал только оперативный штаб города. А генерал пользовался чёрной "Волгой". Возможно, в тот самый раз, генеральская "Волга"была в ремонте, и он воспользовался резервной машиной штаба.
К этому времени серийный выпуск «Чаек» был уже прекращён, поэтому машины явно были не новые, а после капремонта.

Красная «Чайка» и её предшественники.

К 1985 году одна из них уже была окрашена согласно ГОСТ - в красный цвет с белыми полосками и спецсигналами на крыше. А вот вторая долгое время выезжала на пожары в своём оригинальном, «чёрном», цвете, без мигалок и других опознавательных знаков. Но в конце концов и она была приведена в соответствующий пожарным автомобилям вид. Фотографий этих двух машин сохранилось достаточно много, и периодически появляются новые, в основном из дембельских альбомов служивших «срочную» в Пожарной охране Москвы.

Красная «Чайка» и её предшественники.
Красная «Чайка» и её предшественники.

Машины прослужили до начала 1990-х. Известно, что с последней, уже стоявшей на приколе во дворе Управления на Пречистенке, мигалки и рацию сняли в 1994 году. После этого её выкупил один полковник из управления, перекрасил в первозданный чёрный цвет, и по слухам, ещё в начале 2010-х эту машину можно было заказать на свадьбу...

Красная «Чайка» и её предшественники.

А в завершении хочется обратить внимание на преемственность номерных знаков на московских «Чайках» - у трёх из пяти номер заканчивался на «38». Самая первая имела чёрный номер «43-38 мок», машина начала 1980-х была с белым номером «8838 МКМ», а одна из последних с номером «8238 ММЗ». Случайность, или традиция? Этот вопрос пока остался без ответа...

Красная «Чайка» и её предшественники.

На данный момент это всё, что известно о пожарных «Чайках» в СССР.
Возможно, со временем, появятся какие-то дополнения и уточнения, новые фотографии и документы. А пока так...

Красная «Чайка» и её предшественники.

Интересное еще здесь: Совет.

Красная «Чайка» и её предшественники..