Автомобили Lamborghini нельзя назвать дешевыми по определению. На протяжении почти 60-летней своей истории итальянская компания выпускала мощные, быстрые и дорогие автомобили. Впрочем, начиная с 70-х годов развивали линейку более компактных и доступных спортивных моделей. В нынешнем году ей исполняется полвека.
Феруччо Ламборгини планировал Urraco, как более доступную альтернативу Miura и Countach
Идея создать небольшое и не слишком дорогое купе родилось у Феруччо Ламборгини в конце 60-х. На то время итальянская марка успела уже громко заявить о себе среднемоторной моделью Miura, а также туристическими Espada и Islero. Но необходима была более массовая модель для конкуренции с Ferrari Dino и Porsche 911.
Отвергнутые концепт-кары Lamborghini Urraco 1970 года
Разработку нового Lamborghini поручили группе инженеров во главе с Паоло Стацани, а дизайном занялся автор Miura – Марчелло Гандини из Bertone. Впрочем, первые прототипы не пришлись по душе Феруччо Ламборгини и лишь с третьей попытки внешний вид утвердили. Клиновидное купе с выдвижными фарами назвали в традициях марки в честь быков, ведь Феруччо Ламборгини увлекался корридой. Urraco в переводе с итальянского означает «бычок».
Серийный Lamborghini Urraco 1972 года
Новая модель была среднемоторной, как Miura и с поперечным расположением мотора, но при этом ее сделали четырехместной. Салон декорировали дорогой кожей. Компактный 2,5-литровый V8 мощностью 220 л. с. работал в паре с 5-ступенчатой механической трансмиссией и разгонял купе до 240 км/ч и позволял стартовать до 100 км/ч за 6,9 с.
Среднемоторное купе сделали четырехместным
Премьера Lamborghini Urraco состоялась на Туринском автосалоне 1970 года, однако в продажу он поступил лишь два года спустя. Стоил автомобиль 22 500 долларов (140 тыс. по современному курсу), то есть был вдвое дешевле знаменитого Countach.
Салон Urraco обшит кожей
Изначально планировалось выпускать по 1000 купе в год, однако этим планам не суждено было сбыться. Как известно, основным бизнесом Феруччо Ламборгини было производство тракторов. В начале 70-х у него сорвались сразу два крупных контракта на поставку техники в ЮАР и Боливию, что привело к банкротству Lamborghini Trattori. Это заставило Ламборгини продать свой бизнес по частям и уйти на заслуженный отдых. До самой смерти в 1993 году он занимался виноделием.
Двигатель V8 расположили поперечно
Усугубил ситуацию топливный кризис 1973 года, резко снизивший спрос на мощные спортивные модели. Особенно пострадал ключевой для Lamborghini рынок США – там удалось продать всего 21 Urraco.
Всего выпустили только 54 Lamborghini Silhouette
Не спасло и расширение линейки моделей – представили экономичную 2,0-литровую версию мощностью 182 л. с. и флагманский 3,0-литровый вариант мощностью 260 л. с. Последний разгонялся до 100 км/ч за 5,6 с и развивал 260 км/ч – для своего времени это были отличные показатели. Однако продажи были невысокими: до 1979 года собрали всего 791 авто.
Lamborghini Jalpa 1981 года
Купившие Lamborghini в 1974 году Жорж-Анри Розетти и Рене Лемье взялись за разработку собрата Urraco с кузовом тарга (со съемной жесткой крышей). Под названием Silhouette модель показали два года спустя. Дизайн снова создавали в Bertone, но уже без Гандини. Внешний вид стал более выразительным, а салон сделали двухместным. Комплектовали Silhouette только 3,0-литровым мотором.
Lamborghini Jalpa 1988 года с опционным антикрылом
Однако новая модель вообще не пользовалась спросом – за три года собрали всего 54 машины. Усугубило ситуацию банкротство Lamborghini в 1978 году. Спасти компанию решили швейцарские бизнесмены братья Мимран.
Концепт-кар Lamborghini P140 1989 года
Под руководством новых владельцев началась разработка Lamborghini Jalpa – усовершенствованный Silhouette. Назвали модель в честь породы бойцовских быков. Автомобиль получил новые бамперы и обвес, а за доплату ему предлагали большое антикрыло, как у старшего Countach. Салон обтянули белой кожей, сделали просторнее и существенно улучшили обзорность. Появились кондиционер и электростеклоподъемники. Объем V8 увеличили до 3,5 л, но мощность составила 255 л. с. из-за новых строгих эко-норм.
Lamborghini Cala — одно из лучших творений Джорджетто Джуджаро
Разгон до 100 км/ч занимал 6 с, а максимальная скорость составила 250 км/ч. Управлялась Jalpa лучше, чем главный конкурент Ferrari 328, однако продавалась гораздо хуже. До 1988 года выпустили только 412 автомобилей и новые владельцы из Chrysler решили прекратить их производство.
Lamborghini Gallardo 2003 года
Под крылом Chrysler в Lamborghini взялись за разработку преемника Jalpa с кодовым обозначением P140. Дизайн снова поручили Марчелло Гандини и он создал очень яркое граненое купе с кузовом из карбона. Для него создали новый 4,0-литровый V10 мощностью 375 л. с. и автомобиль обещал быть очень быстрым – 5 с до 100 км/ч и максимальные 300 км/ч.
Lamborghini Gallardo Spider LP560-4 2008 года
Однако разработка Lamborghini Diablo заставила на время отложить проект Р140. А затем компания снова сменила владельца –перешла под контроль компании MegaTech. Новые хозяева решили полностью переработать Р140 и в результате появилось элегантное купе Lamborghini Cala. Его изящный обтекаемый кузов создал маэстро Джорджетто Джуджаро, а мощность V10 выросла до 400 л. с. Cala совершила фурор на Женевском автошоу 1995 года, однако в серию так и не пошла. У MegaTech не хватило финансов на Lamborghini и компанию снова продали.
Lamborghini Gallardo Superleggera 2010 года
Хождение Lamborghini по рукам закончилось в 1999 году, когда она стала частью концерна Volkswagen. И практически сразу стартовала разработка новых моделей – флагманского Murcielago и не столь дорогого Gallardo – улучшенного варианта Cala. Премьера Lamborghini Gallardo состоялась в 2003 году и он стал очень успешным. За 10 лет выпущено 14 тыс. купе и кабриолетов, что стало рекордом за всю историю марки. Еще более массовым стал собрат Gallardo – Audi R8, использующий его платформу и двигатели.
Audi R8 — немецкий брат Lamborghini Gallardo
Lamborghini Gallardo оснастили 5,0-литровым 500-сильным V10, позволявшим стартовать до 100 км/ч за 4 с и развивать 300 км/ч. Полный привод обеспечил отличное сцепление с дорогой, а роботизированная трансмиссия облегчила езду в городе. Постепенно мощность выросла до 560 л. с. в стандартной версии и 570 – в облегченном варианте Superleggera.
Lamborghini Huracan 2014 года
Сейчас в производстве находится преемник Gallardo – Lamborghini Huracan. Он стал элегантнее на вид и получил новшества вроде цифровой панели приборов и трансмиссии с двумя сцеплениями. Мощность 5,2-литрового V10 изначально составила 610 л. с., а на модели 2020 года ее подняли до 640 л. с. Разгон до 100 км/ч занимает всего 2,9 с, а максимальная скорость достигла 325 км/ч. Huracan очень успешно продается и в конце 2019 года обошел Gallardo по количеству выпущенных авто. Модель достойно продолжает родословную, начатую Urraco 50 лет назад.