Одни очень хотят знать, как автомобиль устроен, прежде чем ездить на нем, другие – не особо-то и хотят. К сожалению последних намного больше. Спросите любого водителя со стажем более 30 лет, насколько важно разбираться а технической части авто. «Очень важно!» – скорее всего вам ответят так. А теперь возьмем среднестатистического водителя со стажем 5 или даже 10 лет. Тут уже каждый второй пожмет плечами и не ответит так однозначно.
В советское время к вождению и к автомобилям в целом относились гораздо серьезнее. Машин было не так много, а управлять ими было не так просто. Не было АКПП, электронных помощников, даже гидроусилителей, которые сейчас позволяют с легкостью крутить руль даже на огромных грузовиках. Автомобиль считался сложным механизмом, которым нужно было по-настоящему учиться управлять, понимая, как он работает. Вот в советских автошколах и уделяли такое пристальное внимание устройству авто.
Были отдельные лекции с разбором технической части в теории. Стенды и макеты, а еще – настоящие силовые агрегаты, устройства и части машин в классах, где можно было рассмотреть все механизмы, как работают те или иные системы. Потом на практических занятиях инструктор показывал уже на учебной машине, что к чему: подробно изучалось подкапотное пространство, рассказывалось о тормозной системе, рулевом управлении, подвеске. Потом «экскурсия» переносилась в салон, а затем уже на ходу инструктор продолжал знакомство ученика с машиной.
Фото: http://pu27.com/wp-content/uploads/2014/01/6c565d9591f39a5445abfbb41b767658.jpgДа, прогресс не стоит на месте и появляется куча полезных технологий, облегчающих жизнь человеку. Сюда, несомненно, относятся и автоматическая трансмиссия, и электронные помощники, и другие системы, с которыми управление авто стало намного проще, чем на машинах 80х годов (и старее).
Но, почему частью прогресса становятся все более поверхностные знания? (например, в автошколах)
Теоретический курс по устройству автомобиля убрали из программы, а инструкторы на занятиях… единицы посвящают хотя бы 2 часа на то, чтобы рассказать и показать, как выглядят и работают основные системы и агрегаты в авто.
Я слышала однажды примерно такую версию на этот счет: «Современные автомобили очень сложно устроены. Куча электроники, под капотом все агрегаты скрыты пластиком. Нужно иметь глубокое техническое образование, причем классического может и не хватить, чтобы объяснить новичку, как устроена машина. Человеку проще просто довериться современной технике. Конечно надо почитать инструкцию к машине или на сайтах каких-то посмотреть, какими системами и датчиками машина оснащена, что они делают, как работают. Но и этим не все занимаются. Есть же автосервисы и профессионалы, а водитель не обязан все знать и уметь ремонтировать».
Как по мне, в этом высказывании все в кучу намешано… и толком никаких объяснений.
Устройство автомобилей в основных моментах одинаковое.
Обратите внимание: Что нужно сделать с машиной каждому автомобилисту при наступлении весны.
Понятно, что электродвигатель, например, существенно отличается двигателя внутреннего сгорания. Или устройство и работа роботизированной коробки передач сильно уж не похожи на МКПП. А у Теслы в салоне вообще сильно непривычно после салона Лады. Есть автомобили, которые сильно отличаются от уже привычных всем нам.Но, многие ли после автошколы сразу сядут на Теслу/электромобиль или же в Ламборгини? Все равно большинство из них будет хотя бы первое время управлять «обычными» авто.
Речь, ведь именно об основах, а не об углубленном изучении работы любого из типов двигателя, трансмиссии или подвески.
А это способны усвоить абсолютно все люди, вне зависимости от пола и уровня интеллекта ↙︎
- Где под капотом основные агрегаты, какую функцию выполняют (кратко, простыми словами).
- Куда заливать масло, куда антифриз и омывающую жидкость. Не лишним будет и запомнить, куда лить тормозную и рулевую. А также, по каким признакам понимать, что необходимо подлить ту или иную техническую жидкость (индикаторы на приборной панели, поведение машины).
- Об индикаторах в принципе стоит рассказывать. Есть основные и общие на многих авто. Есть те, которые выглядят немного по-разному. На одних машинах есть такие, которых нет на других. Да и датчики на приборной панели могут разниться в зависимости от марки и модели авто. Водитель обязан (!) быть в курсе значений индикаторов и о том, какие и в каких случаях должны или не должны появляться на приборной панели.
- Как проверять давление в шинах, зачем это делать и как обращаться с компрессором, если спустит колесо.
- Почему нужно плавно работать рулем, почему не нужно резко, с силой и стуком поворачивать его до упора. Можно и коротко рассказать о рулевой рейке: зачем она нужна, как работает, как продлить ей жизнь и что ее убивает и тд.
- Почему нужно плавно отпускать сцепление и не нажимать газ в пол при трогании с места, как устроена механическая трансмиссия (снова кратко и просто).
- Как устроена подвеска, почему нельзя залетать в ямы на нажатом тормозе, как правильно проезжать искусственные неровности…
… и тп.
При легкой подаче, с примерами и демонстрациями на автомобиле, совершенно любой человек сможет понять и запомнить эти основы ↑ что-то можно рассказать в теории, ну а что-то лучше показывать в живую.
Но так как официально в программе обучения для кандидатов в водители сейчас нет теоретического курса по устройству автомобиля, получается, это работа инструктора – хотя бы очень коротко познакомить ученика с автомобилем с технической стороны.
✪ По моему мнению, это обязательно. Человек должен понимать, чем он собирается управлять, как оно работает. Не нужно становиться квалифицированным механиком, но нужно понимать машину, знать, на что она способна, уметь слышать и чувствовать ее, замечать проблемы со «здоровьем» и где эти проблемы образовались. А это невозможно, без базовых знаний об устройстве авто! Зная, как выглядят и как работают основные агрегаты и системы, какие действия водителя могут вывести их из строя и каковы первые признаки неисправностей, водитель сможет действительно безопасно управлять автомобилем. А также сможет довольно долго содержать машину в достойном техническом состоянии!
А то загорится на приборной панели неизвестный доселе датчик, и что делать будет водитель? Паниковать или просто не будет обращать внимания? ;)Далеко не каждый начинающих водитель интересуется тем, как устроен автомобиль. И инструкторов это часто устраивает. Не хочешь – не надо. А потом мы удивляемся, что на дорогах так много «наездников» и «водятлов», которые и машиной толком управлять не умеют, и в двигатель растительное масло заливают.
Если каждый инструктор каждому ученику будет в обязательном порядке рассказывать об устройстве автомобиля, даже если ученику не особо интересно, – что-то обязательно запомнится. Хочет он того или нет ;) и это будет исключительно во благо!
А вы как считаете? С устройством автомобиля, хотя бы кратко, стоил ли знакомить всех учеников в автошколах?
#автомобили #водитель #автошкола
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Нужно ли в автошколе рассказывать об устройстве автомобиля?.