"Получать тебе нечего – тонна пережога". Дальнобойщик рассказал про мошенничество работодателей

Профессия, которая затягивает

...Хочу вас сразу предупредить: соскочить с этой профессии будет трудно. Эта работа затягивает. Я сам почти каждый день говорю себе, что брошу дальнобой и найду работу рядом с домом, но потом опять сажусь за руль. Поверьте: много лет назад бывалые водители также отговаривали меня не лезть в этот блудняк. Но к сожалению (или к радости) я их не послушал: это была моя мечта, и мне очень хотелось поработать дальнобойщиком.

Итак, вы всё же решили стать дальнобойщиком. Если нет опыта – устраивайтесь туда, где берут без опыта. Как правило, это крупные федеральные компании. Вас там постаржируют и отправят в рейс набираться опыта.

Зачастую новичков отправляют на стажировку к водителю, который сам недавно прошел стажировку и пришел без опыта по категории Е – или, хуже того, сразу после автошколы. Я слышал о таких случаях.

После этого вас начнут без жалости и оглядки на неопытность эксплуатировать по полной программе – подкидывать вам трудные, опасные рейсы. Могут отправить на север, где гололед и бушуют метели. Я часто курсирую по северам. Там осень и весна – самые опасные периоды. Когда снег начинает подтаивать, северные трассы превращаются в ледяные катки со смертельными ловушками для фур. Часто фуры лидирующих транспортных компаний оказываются в кюветах. И всё это из-за неопытности водителя.

Конечно, в кювет попадают не только неопытные водители. И я могу легко залететь. Поэтому я не расслабляюсь и по гололёду всегда иду осторожно.

Перед тем как устраиваться на работу, вы должны узнать о компании всё. И лучше поговорить не только с начальством, но ещё и с водителями, которые могут рассказать, как всё устроено на самом деле. Говорить лучше не с одним человеком, а с несколькими, потому что мнение у всех разное. После этого можно сравнить то, что рассказали вам водители и то, что пообещало начальство.

О чём спросить работодателя?

Первый вопрос должен быть не про оплату труда, а про то, кто и как будет ремонтировать машину. Если вам скажут, что мелкий ремонт водители делают сами, то нужно уточнить: какой именно ремонт? В этом нет ничего зазорного. Когда-то давно считалось, что если ты не умеешь ремонтировать грузовик, то ты плохой водитель. Сейчас этого нет: ты должен безопасно и своевременно доставлять груз.

Второй важный вопрос – о норме расхода топлива. Если не обговорить его, вы можете отработать месяц и… остаться без зарплаты. Многие крупные транспортные компании обманывают водителей. Придумывают норму (например, 30 литров на 100 километров), которую нужно соблюдать вне зависимости от дорожных условий и груза. Работодатель может сказать, что за экономию топлива будет доплачивать деньги, а за перерасход – высчитывать.

Следует понимать, что по-настоящему экономить топливо можно только на ровной трассе, с попутным ветром и легким грузом, двигаясь накатом. Но когда вы начнёте работать, вашим логистам не будет до этого никакого дела: вы будете ездить по горам с полной загрузкой, и к моменту получения зарплаты можете остаться с пустым карманом.

У вас таким образом могут откусить половину, а то и большую часть зарплаты. Такое нагибалово присутствует во всех российских транспортных компаниях. Вы не воруете топливо, вы работаете честно - и всё равно вас нагибают.

Третий вопрос должен касаться манеры езды. Конечно, это не касается вашего стиля вождения – речь идёт о том, работаете вы по РТО или же компания забивает на режим и работает, платя взятки инспекторам. Если вы устраиваетесь к частнику, то вы должны узнать, за чей счёт будут платиться взятки.

Я заметил, что частники сегодня стараются соблюдают РТО. Взятки дают в основном крупные компании, где логисты гоняют водителей и дают им суточные нормы 800-900 километров.

Спросите, привязан ли тягач на скорость – и если да, то на какую. На тягаче с ограничением 80 км/ч вам ежедневно придётся работать дольше, чем вашему коллеге машине с ограничением 95 км/ч.

Обговаривайте, кто платит за стоянки, питание, платные дороги. Бывает, что частник, владелец 2-3 фур не платит за платные дороги. Многие частники заставляют водителей глушить «Платон», включая бортовые устройства только у рамок.

Если вы пришли устраиваться к частнику, не надейтесь, что получите хороший беспроблемный тягач. Если вам предложат «Америку» (а вам её вряд ли предложат, т.к. для таких тягачей нужен определенный опыт), не спешите радоваться просторной кабине. Вы запаритесь разворачиваться. Часто на загрузках водители таких тягачей плюются и матерятся из-за большого радиуса поворота и увеличенной длины. Поверьте: на европейских автомобилях намного легче маневрировать. Американские тягачи у нас постепенно отходят: новые не завозятся, а старые в удрученном состоянии.

О братстве дальнобойщиков. Если вы слышали про сообщество дальнобойщиков, то можете на него не надеяться. Этого братства уже практически нет. Редкий водитель поможет вам с поломкой.

Обратите внимание: И смех и грех... Каких ,,дальнобойщиков,, мне ,,посчастливилось,, стажировать.

В основном это камазисты и мазисты на старых машинах – я знаю много случаев, когда «арбузтранс» останавливается и помогает. У них всегда есть с собой инструмент. А машины крупных компаний, как правило, проходят мимо.

На стоянках все сидят по своим кабинкам, зашторив окна: редко найдётся нормальный собеседник. Молодежь неохотно идёт на контакт.

Если прицеп – «мешок» (весь на ремешках, перетянут тросом, крыша не сдвижная), то имейте в виду: вы замучаетесь постоянно расчехлять и зачехлять его на загрузках и выгрузках. Особенно если до вас какой-нибудь умник смажет ролики крыши солидолом – это аллес. Настанет момент, когда вы будете крышу стягивать не крюком специальным, а молотком и божьей матерью. Смазывать ролики солидолом нельзя, потому что набьется много грязи, пыли, песка - и они перестанут ездить. А вэдэшкой побрызгать можно.

Предположим, ответы работодателя вас устроили, вы согласны с его условиями. Теперь задайте вопрос по оплате. Например, босс называет вам ставку за рейс или фиксированный месячный оклад. Конечно, лучше, когда платят два раза в месяц и аванс. Суточные вам всё равно должны платить постоянно – каждую неделю, перед выездом в рейс. Без денег вы уезжать далеко не должны.

Работать вы должны до тех пор, пока вам нормально платят. Как только вы почувствуете, что босс забуксовал с выплатой, сразу же нужно насторожиться. Поверьте: это основано на личном опыте. 20 тысяч отдать легче чем 50 или 80. Иногда некоторых работодателей начинает душить жаба и они начинают платить частями, лишь бы вы не ныли и не сдохли с голода.

Не советую сразу же отдавать частнику трудовую книжку. Вы же не знаете, как потом расстанетесь – по-хорошему или по-плохому, и как потом придётся забирать заработанные деньги. Угрозами в таком случае ничего не добьёшься – нужно сразу же действовать.

Презерватив в топливном баке

Однажды в такой ситуации оказался и я. Устроился на работу на тягач с самосвальным полуприцепом, возить металл из Екатеринбурга в Москву. Меня отправили в рейс, сразу выплатили командировочные. В Москве у меня было пять точек выгрузки, и куда бы я ни приезжал, все смотрели на мою машину и говорили: о, опять новый водитель! Я спрашивал у грузчиков и кладовщиков в чём дело, а они пожимали плечами: мол, не знаем, поработаешь – сам узнаешь.

Когда подошло время зарплаты, работодатель сказал: получать тебе нечего, у тебя тонна пережога! При этом расход топлива был нормальным, 35-36 литров на 100 километров.

— Почему сразу не сказал?
— Вы топливо крадёте, чего с вами разговаривать.
— Но в машине ведь стоят датчики, как я могу что-то украсть?
— Знаю я вас: вы презервативы надуваете в баке и к соломинке привязываете, чтобы объем уменьшался и датчик слива не показывал…

Такой фигни мне наговорил, какой я в жизни не слышал. Я написал заявление на расчёт и не отдал ему ни ключи, ни документы. Когда вам звонят по телефону, разговор может записываться, поэтому я всегда говорил, что и ключи, и документы потерял. «Верни зарплату, я найду, я знаю, где они примерно лежат». Работодатель не унимался, угрожал судом, а потом сказал:

— Я оформлю новые документы, а ключ у меня есть запасной.
— Ну хорошо. У кого-то он тоже будет. А если машину вскроют? Надо бы замки выпиливать. Во сколько тебе это обойдется, в 50 тысяч или больше?

В итоге зарплату мне выплатили. Представляете: каждого водителя до меня он так швырял! Месяц-два платил командировочные, а потом не давал зарплату из-за «пережога»…

*  *  *

В большинстве случаев наша страна живёт обманом. Не удивляйтесь, если возьмёте груз в Питере, привезёте в Екатеринбург и окажется, что он в Екатеринбурге и был изготовлен – на заводе по соседству от места выгрузки. Это цирк! Однажды в такой ситуации оказался и я.

В целом водителю сегодня безразлично, какой груз и куда везти. Но иногда диву даёшься от мудрости наших бизнесменов и торговцев. Фарцовка идёт не хуже, чем в 80-е годы.

И еще. Вам не надо работать дальнобойщиком, если у вас есть жена. Какое-то время она потерпит, а потом начнёт выносить вам мозг. Возможно, поэтому молодёжь очень редко встречается за рулём фур. В основном водителям 35, 40 или даже 50 лет. Недавно на одной базе встретил седого мужичка 67 лет. Он говорит: надоело сидеть на пенсии!

Но, конечно, плюсы тут тоже есть. Эта работа лучше, чем вонючий и потный офис с одними и теми же рожами, где сидишь и думаешь, что жизнь проходит мимо.

Фото: orenpolit.ru

источник

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: "Получать тебе нечего – тонна пережога". Дальнобойщик рассказал про мошенничество работодателей.