Эксперементальный автомобиль амфибия ссср ваз-2122 «Река»

ВАЗ-2122 «Река» — автомобиль-амфибия, созданный на Волжском автомобильном заводе на базе агрегатов автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». Предназначался для перевозки личного состава, грузов, монтажа вооружения и военной техники. Серийно не производился.

Разработка автомобиля

Возможность разработки армейского джипа на АвтоВАЗе заинтерестовала военных сразу после начала работы завода. Предварительный зондаж Министерства обороны вызвал отрицательную реакцию генерального директора ВАЗа В. Полякова, однако главный конструктор завода В. Соловьёв в конце 1970 года поручил Центру стиля и бюро перспективного проектирования изучить рынок армейских джипов и опыт их применения в военных конфликтах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Детальному изучению подверглись американские Ford M151, International Scout а также серийные и перспективные модели УАЗа.

Начальные работы по проекту шли инициативой завода, руководителем проекта был Петр Прусов. Первоначально планировался утилитарный армейский джип, однако вскоре военные потребовали возможность преодоления водных преград на плаву. Первая детальная прорисовка амфибии была выполненная дизайнером Юрием Даниловым в марте 1971 года. С 1972 г. ведущим дизайнером проекта стал А. Еремеев, разработанный им полноразмерный макет первого варианта амфибии был утвержден худсоветом в 1974 году, автомобиль имел достаточно самобытный внешний вид и внешне не производил впечатление плавающего.

В июне 1972 г. Минобороны и Минавтопромом в согласовании с ЦВМУ утвердили ТТЗ на автомобиль. Вскоре была выработана концепция на максимальную унификацию с ВАЗ-2121 «Нива». Эскизный проект был рассмотрен на пленуме Научно-технического комитета Минобороны в декабре 1974 года, детализированный технический проект - в июне 1976 года. Работы активизировались после решения Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) №168 от 29 июня 1977 г., этому способствовало также окончание заводских ОКР над ВАЗ-2121.

При создании машины удалось отойти от громоздкой вертикальной системы управления процессом, чему способствовала занятость всего УГК ВАЗа проектом «Самара» ведущемося по контракту с «Порше», который был важнейшим для завода. По ВАЗ-2122 всё делалось по остаточному принципу, в то же время заниматься плавающим

автомобилем никто не отказывался, это позволило ядру группы разработчиков активно использовать горизонтальные связи минуя бюрократическую надстройку и в ходе работ были проверены практически все возникшие у конструкторов и испытателей идеи.

Всего по проекту «Река», экспериментальным цехом Управления главного конструктора Волжского автозавода в 1976-1987 годы было построено 6 серий общим количеством 27 автомобилей.

#автоваз #амфибия #машины #машиныссср #машины90-х

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Эксперементальный автомобиль амфибия ссср ваз-2122 «Река».