Tatra родом из Китая

То, что автомобильная промышленность Китая была создана при технической помощи Советского Союза – факт вполне известный. Мы научили наших китайских друзей делать ЗИС-150 и ЗИЛ-157, ГАЗ-51А и ГАЗ-63, 21-ю "Волгу" и ГАЗ-69, а также Урал-375, БелАЗ и другую технику...

Это китайская Волга (листайте галерею)

Однако СССР был не единственный, кто помогал КНР строить собственный автопром. Некоторые страны социалистического содружества также преуспели в этом деле. Заметный вклад внесла Чехословакия, предоставившая лицензии на выпуск грузовиков Skoda и Tatra.

Эволюция китайского клона Tatra началась с модели Т 111. Производство этих грузовиков осуществлялось на Чанчжэнском автозаводе, расположенном в провинции Хэбэй. Первенец получил обозначение Changzheng XD 250. Автомобиль имел классическую татровскую хребтовую раму-трубу с качающимися полуосями и приводом на все шесть колес. Машина грузоподъемностью 10 т оснащалась 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем 12V110F объемом 14,8 л мощностью 170 л.с. В отличие от чехословацкого прототипа Changzheng XD 250 комплектовался кабиной собственной конструкции.

Также Чанчжэнский автозавод выпускал балластный тягач Changzheng XD 980, представлявший копию Tatra 141. Кабина этой модели также не повторяла исходную версию, выпускавшуюся в чешском Копрживнице.

Смена модельного ряда на головном заводе Tatra отразилась на линейке грузовиков Changzheng. Tatra 138 по-китайски именовалась Changzheng XD 160 и характеризовалась грузоподъемностью 12 т. На ней устанавливался дизель XD8V120 – V-образный, объемом 11,7 л, мощностью 180 л.с. Кабина этой модели также имела китайский колорит – с оригинальной облицовкой, капотом и крыльями.

А вот на китайской копии Tatra 148 – Changzheng CZ 160 – кабина уже была полностью оригинальной. Характерные округлые формы уступили место угловатым, получился этакий молоток на колесах. Хотя, на мой взгляд, даже в этом случае стиль 148-й кабины удалось сохранить.

(листайте галерею)

На модели Changzheng CZ 161 китайцы также отставили от исходной Tatra 148 только хребтовую раму с качающимися полуосями. Кабина была своей, правда, уже не такой топорной, как у Changzheng CZ 160. Вместо двигателя Tatra устанавливался V-образный 8-цилиндровый дизель Deutz.

Выпуск китайской Татры был невелик. Из открытых источников известно, что в период с 1973 и 1985 год было произведено всего 1318 автомобилей, то есть ежегодно выпускалось порядка 100 машин – капля в море для огромного Китая.

Новый этап сотрудничества с ЧССР пришелся на 1985 год, когда Changzheng и Tatra заключили соглашение о передаче технологии для производства грузовиков Tatra 815. В рамках этого соглашения чешские специалисты участвовали в налаживании производства машин в Китае, а китайцы обучались на заводе Tatra в Копрживнице.

Всего в 1985 году удалось собрать 187 автомобилей старого и нового модельного ряда – CZ 160 и T 815. С 1985 и 1987 год на заводе Changzheng из машинокомплектов было собрано 1000 грузовиков Tatra 815. С 1988 по 1990 год китайцы закупили 1100 готовых грузовиков Tatra 815, а также 996 машинокомплектов. В 1991 году было продано 500 машин, а в 1992 году – 800.

Примерно с середины 1990-х годов завод Changzheng выпускал свою версию Татры. С копрживницким исходным вариантом китайский клон роднило только шасси – неизменная рама-труба с качающимися полусями и полным приводом. На этом шасси использовались китайские кабины и двигатели. Причем кабины ставили всякие разные. Отмечу, что в КНР производство кабин существует как отдельная подотрасль машиностроения, когда специализированное на изготовлении кабин предприятие поставляет разным автозаводам кабины всех мастей. Лично сам наблюдал в Китае, как грузовики разных марок имеют абсолютно одинаковые кабины.

Так, китайская Tatra – Changzheng CZ1260 – выпускалась с кабиной Steyr. Этой же кабиной комплектовались, например, грузовики Shaanxi и Sinotruk.

Били на китайских Татрах и другие варианты кабин, как например, эта, установленная на Changzheng CZ3251SU315.

Или эта – на Changzheng CZ1250SU375.

Или эта – Changzheng CZ1240SU455.

Или эта – Changzheng CZ3250.

В 2017 году, в рамках лицензионного соглашения с Tatra Trucks a.s., дебютировала очередная реинкарнация Татры. На ней также применено традиционное шасси с хребтовой рабой и качающимися полуосями, импортируемое из Чехии с завода Tatra. А вот кабина китайская – производства завода кабин Hubei Qixing (кстати, кабины этого производителя нашли применение на грузовиках БАЗ, КРАЗ и МЗКТ).

Бортовой вариант 6х6 – модель Changzheng CZ2250SU56 – имеет китайский дизельный двигатель: 9,5-литровый Weichai WP10H350E62 мощностью 350 л.с. и 12-ступенчатую механическую коробку передач Kuai 12JSD160TA.

4-осный самосвал Changzheng CZ2310SU76 (8х8) получил двигатель Weichai WP10H400E62 мощностью 400 л.с. и 12-ступенчатую КПП Kuai 12JSD200TA-B.

ТАКЖЕ ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ ПАРУ ПУБЛИКАЦИЙ О ТАТРАХ (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ)

Как я побывал на заводе "Татра", когда выпускались настоящие "Татры"

"Татры" долгожительницы

Поделитесь своим мнением.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

#автопром #Tatra #грузовик #автомобиль #машина #автозавод #Китай #СССР #Чехословакия #техника

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Tatra родом из Китая.