В течение первых пяти лет существования Ford Motor Company выпускала восемь различных моделей, а к 1908 году ее выпуск составлял 100 автомобилей в день. Акционеры были в восторге; Форд же был недоволен и рассчитывал получать 1000 долларов в день. Акционеры всерьез подумывали о судебном иске, чтобы помешать ему использовать прибыль для расширения бизнеса. В 1909 году Форд, которому принадлежало 58 процентов акций, объявил, что в будущем он собирается производить только один автомобиль, модель T.
Единственное, что миноритарные акционеры могли сделать, чтобы защитить свои дивиденды от его всепоглощающего воображения, это подать на него в суд, что Гораций и сделал. Джон Додж сделал это в 1916 году.
Братья Додж, которые раньше поставляли шасси для Ford, но теперь производили свой собственный автомобиль, все еще держа акции Ford, подали в суд на Ford за то, что они утверждали, что это была его безрассудная экспансия и за снижение цен на продукцию компании, тем самым отвлекая деньги от дивидендов акционеров. Судебные слушания дали Форду возможность изложить свои взгляды на бизнес. В декабре 1917 года суд вынес решение в пользу Доджей; Форд, как и в случае с Селденом, подал апелляцию, но на этот раз проиграл. В 1919 году суд заявил, что, в то время как настроения Форда о его сотрудниках и клиентах было приятно, что бизнес идет на пользу своим акционерам. Форд, разгневанный тем, что суд и несколько акционеров, которых он уподоблял паразитам, могли вмешаться в управление его компанией, решил выкупить всех акционеров. Он ушел в отставку с поста президента в декабре 1918 года в пользу своего сына Эдсела, а в марте 1919 года объявил о намерении организовать новую компанию по производству автомобилей дешевле, чем модель T. Когда его спросили, что станет с Ford Motor Company, он сказал: “Я точно не знаю, что будет с этой компанией; та его часть, которая не принадлежит мне, не может быть продана мне, это я знаю." Доджи, несколько непоследовательно, только что доставив его в суд за плохое управление, поклялись, что ему не позволят уехать. Форд сказал, что если бы он не был хозяином своей собственной компании, то основал бы другую. Уловка сработала: к июлю 1919 года Форд выкупил все семь миноритарных акционеров. (Семерым не на что было жаловаться: помимо того, что им заплатили почти 106 000 000 долларов за их акции, они получили по решению суда дивиденды в размере 19 275 385 долларов плюс 1 536 749 долларов в виде процентов.) Ford Motor Company была реорганизована в соответствии с Уставом штата Делавэр в 1920 году со всеми акциями, принадлежащими Форду и другим членам семьи. Никогда еще ни один человек так полно не контролировал столь гигантское предприятие. Одной из специфических причин появления "Доджа" было строительство огромного нового завода в Ривер-Руже, штат Мичиган. То, о чем мечтал Форд, было не просто увеличением мощности, а полной самодостаточностью. Первая мировая война, с ее дефицитом и ростом цен, продемонстрировала ему необходимость контролировать сырье; медлительные поставщики убедили его, что он должен делать свои собственные части. Колеса, шины, обивка и различные аксессуары были приобретены у других компаний по всему Детройту. Поскольку производство Ford росло, эти небольшие операции должны были ускорить их выпуск; большинство из них должны были установить свои собственные сборочные линии. Стало невозможно скоординировать производство и отгрузку так, чтобы каждый продукт прибыл в нужное место и в нужное время. Сначала он пытался накапливать большие запасы, чтобы предотвратить задержки или остановки сборочной линии но вскоре он понял, что накапливает впустую растраченный капитал. Вместо этого он подхватил идею распространения движения на товарно-материальные запасы, а также на производство. Он понимал, что его издержки в производстве начинаются с момента отделения сырья от земли и продолжаются до тех пор, пока готовый продукт не будет доставлен потребителю. Завод, который он построил в Ривер-Руже, воплотил его идею интегрированной работы, включающей производство, сборку и транспортировку. Для завершения вертикальной интеграции из своей империи он приобрел железную дорогу, приобрел контроль над 16 угольными шахтами и около 700 000 (285 000 гектаров) акров лесных угодий, построил лесопилку, приобрел флот грузовых судов Великих озер, чтобы доставлять руду из своих шахт Верхнего озера, и даже купил стекольный завод.
Переезд из Хайленд-Парка на достроенный завод в Ривер-Руже был осуществлен в 1927 году. В 8 часов утра на грузовом судне "Форд" из шахт "Форд" в Мичигане и Миннесоте поступало ровно столько руды, сколько требовалось на день, и конвейер доставлял ее в доменные печи и превращал в сталь с помощью тепла, подаваемого углем из шахт "Форд" в Кентукки. Он будет продолжаться через литейные формы и штамповочные заводы и ровно через 28 часов после прибытия руды появится в виде готового автомобиля. Подобные системы обрабатывали для производства пиломатериалов для половиц, резину для шин и так далее. На пике своего успеха владения компании простирались от железных рудников Северного Мичигана до джунглей Бразилии, и она действовала в 33 странах по всему миру. Самое удивительное, что ни один цент не был взят взаймы, чтобы заплатить за все это. Все это было построено на прибыли от модели Т.
Последующие Годы
Беспрецедентный масштаб этого успеха, а также личный успех Форда в достижении абсолютного контроля над фирмой и изгнании подчиненных с противоположными взглядами, создали почву для упадка. Доверяя тому, что он считал безошибочным инстинктом рынка, Форд отказался следовать за другими производителями автомобилей, предлагая такие инновационные функции, как обычные переключения передач (он придерживался своей собственной планетарной трансмиссии), гидравлические тормоза (а не механические), шестицилиндровые и восьмицилиндровые двигатели (модель Т было четыре), и выбор цвета (с 1914 года каждая модель Т была окрашена в черный цвет). Когда он окончательно убедился, что рынок изменился и требует больше, чем просто утилитарный автомобиль, он закрыл свои заводы на пять месяцев, чтобы переоснастить их. В декабре 1927 года он представил модель А. Новая модель пользовалась солидным, но не впечатляющим успехом. Упрямство Форда стоило ему лидерских позиций в отрасли; модель А была продана "Шевроле" General Motors и "Плимутом" Chrysler и была прекращена в 1931 году. Несмотря на появление Ford V-8 в 1932 году, к 1936 году Ford Motor Company занимала третье место по продажам в отрасли.
Аналогичная картина авторитарного контроля и упрямства отмечала отношение Форда к своим рабочим. 5 долларов в день, которые привлекли к нему столько внимания в 1914 году, принесли с собой для рабочих цену часто чрезмерного патернализма. Кроме того, это не было гарантией на будущее; в 1929 году Форд ввел 7-долларовый день, но в 1932 году, как часть финансовой строгости, навязанной падением продаж и Великой депрессией, который был сокращен до 4 долларов, что ниже преобладающей заработной платы в промышленности. Форд свободно использовал полицию компании, шпионов лейбористов и насилие в длительной попытке предотвратить объединение профсоюзов и продолжал делать это даже после того, как General Motors и Chrysler пришли к соглашению с Объединенными автомобильными рабочими. Когда в 1941 году UAW наконец-то удалось организовать работников Ford, он подумывал о закрытии, прежде чем его убедили подписать профсоюзный контракт. В 1920-е годы, под номинальным президентством Эдсела Форда, компания диверсифицировалась, приобретя в 1922 году автомобильную компанию Lincoln Motor и начав заниматься авиацией. После смерти Эдсела в 1943 году Генри Форд вновь занял пост президента и, несмотря на возраст и немощь, занимал его до 1945 года, когда он ушел в отставку в пользу своего внука, Генри Форда II.
Аналогичная картина авторитарного контроля и упрямства отмечала отношение Форда к своим рабочим. 5 долларов в день, которые привлекли к нему столько внимания в 1914 году, принесли с собой для рабочих цену часто чрезмерного патернализма. Кроме того, это не было гарантией на будущее; в 1929 году Форд ввел 7-долларовый день, но в 1932 году, как часть финансовой строгости, навязанной падением продаж и Великой депрессией, который был сокращен до 4 долларов, что ниже преобладающей заработной платы в промышленности. Форд свободно использовал полицию компании, шпионов лейбористов и насилие в длительной попытке предотвратить объединение профсоюзов и продолжал делать это даже после того, как General Motors и Chrysler пришли к соглашению с Объединенными автомобильными рабочими. Когда в 1941 году UAW(Объединённый профсоюз рабочих) наконец-то удалось организовать работников Ford, он подумывал о закрытии, прежде чем его убедили подписать профсоюзный контракт. В 1920-е годы, под номинальным президентством Эдсела Форда, компания диверсифицировалась, приобретя в 1922 году автомобильную компанию Lincoln Motor и начав заниматься авиацией. После смерти Эдсела в 1943 году Генри Форд вновь занял пост президента и, несмотря на возраст и немощь, занимал его до 1945 года, когда он ушел в отставку в пользу своего внука, Генри Форда II.
Генри Форд был сложной личностью. Вдали от производства он проявлял разнообразные предубеждения, а время от времени и поразительное невежество. Его изречение, что “история-это чушь собачья” было широко разрекламировано, как и его недостатки в этой области, выявленные в ходе перекрестного допроса в миллион долларов иск за клевету против "Чикаго Трибьюн" в 1919 году; в Трибьюн редакция назвал его “невежественным идеалистом” из-за его несогласия с американским участием в военных действиях. Первой мировой войне и хотя жюри присяжных осудило Форда, оно присудило ему всего шесть центов. Одним из наиболее громких деяний Форда было зафрахтование им океанского лайнера для отправки себя и партии пацифистов в Европу в ноябре 1915 года в попытке положить конец войне посредством “постоянного посредничества".- Так называемый эпизод с кораблем мира был широко осмеян. В 1918 году при поддержке президента Вудро Вильсон, Форд баллотировался в Сенат США от штата Мичиган. Он едва не потерпел поражение после кампании личных атак своего противника.
В 1918 году Форд купил газету "Dearborn Independent“и опубликовал в ней серию непристойных нападок на” международного еврея", мифическую фигуру, которую он обвинял в финансировании войны; в 1927 году он официально отказался от своих нападок и продал газету. Он давал старомодные танцы, на которых капиталисты, европейские королевские семьи и руководители компаний танцевали польку, сэру Роджеру де Каверли, мазурке, виргинской катушке и кадриль; он основал небольшой фабричный поселок; он строил однокомнатные школы, в которых подчеркивалось профессиональное образование; он экспериментировал с соевыми бобами для питания и товарами длительного пользования; он организовал еженедельное радио-час, он построил Гринфилд Виладж, в отреставрированном сельском городке; и он построил то, что позже назвали Музеем Генри Форда и наполнил его американскими артефактами и антиквариатом времен его юности, когда американское общество было почти полностью аграрным. Короче говоря, он был человеком, который ставил в тупик даже тех, кто имел возможность наблюдать его вблизи, всех, кроме Джеймса Кузенса, бизнес-менеджера Форда с момента основания компании до его отставки в 1915 году, который всегда говорил: “Вы не можете анализировать гениальность, а Форд-гений.”
Форд умер дома в 1947 году, ровно через 100 лет после того, как его отец уехал из Ирландии в Мичиган. Его акции перешли к Фонду Форда, который был создан в 1936 году как средство сохранения семейного контроля над фирмой и который впоследствии стал самым богатым частным фондом в мире.