Безопасная дистанция и боковой интервал: неопределенные понятия

Сложно найти в Правилах дорожного движения что-то более размытое. Все мы слышали о том, что нужно держать безопасную дистанцию до автомобиля впереди нас, но какой именно должна быть эта дистанция – в #ПДД не указано. И самое абсурдное здесь то, что можно получить штраф или быть признанным виновным в аварии из-за несоблюдения безопасной дистанции. Размер которой нигде не указан. Как так? Давайте разберёмся!

Пункт 9.10. Правил: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Все. Никаких конкретных цифр и расчетов. Поэтому подключаются эксперты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которые проводят различные эксперименты и находят наиболее подходящие (безопасные) решения.

Первый способ определить безопасную дистанцию – это разделить скорость на два. Двигаетесь со скоростью 100 км/ч, тогда дистанция должна быть 50 метров. Едем 60 км/ч – держим дистанцию в 30 метров. И так далее.

Второй способ – так называемое «правило 2 секунд». Выбираем впереди какой-то объект/предмет (припаркованный автомобиль, светофор, рекламный баннер и пр.), смотрим, когда машина перед вами проезжает мимо этого объекта и отсчитываем 2 секунды. Если вы оказались возле этого объекта раньше – дистанцию нужно увеличить. Если позже – можно дистанцию сократить. В идеале ровно через 2 секунды после движущегося впереди автомобиля, вы должны проехать мимо этого же объекта.

Это правило напрямую связано с временем реакции водителя. В Правилах указано, что в среднем оно равно 1 секунде. Время реакции – это время с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по избежанию этой опасности. У кого-то время реакции меньше, у кого-то больше, но если брать в расчет именно 1 секунду, тогда и получается: 1 секунду мы реагируем, вторую – тормозим, уводим машину в сторону и так далее. То есть пытаемся не попасть в ДТП.

К сожалению, оба способа имеют изъяны и погрешности. В случае со скоростью, возникает трудность в том, что не все способны точно определить расстояние в метрах. То, что одним покажется 50 метрами, другие сочтут за 30 и т.п. В случае с секундами – нужно постоянно отвлекаться на поиск объекта, попытки следить за движение машины впереди и на отсчет секунд. Ну и самая главная проблема с обоими способами – они работают исключительно на сухом покрытии, в светлое время суток и при хорошей видимости. Если на улице темно/туман, если дороги мокрые/скользкие/снежные и прочее – дистанцию точно нужно увеличить, а на сколько – никто точно вам не скажет.

Поэтому любые варианты и способы измерения дистанции являются субъективными и примерными. Хотя некоторые водители придумывают что-то свое или же перевирают Правила. К примеру, я нашла вот такие высказывания:

Автор утверждает, что конкретные цифры (метры) есть в ПДД.

С боковым интервалом все еще более непонятно. Хотя в интернете или от знакомых тоже можно услышать много советов.

Обратите внимание: Обратившись к нам, вы сможете в сжатые сроки восстановить утраченные водительские документы.

Например, что боковой интервал должен составлять примерно половину ширины машины. Или полтора метра. Или два. Все зависит от скорости движения и прочих аспектов. Единственный более-менее здравый совет (на мой взгляд) – это двигаться в середине полосы. Тогда, в случае аварии (с мотоциклистом, например) вас не признают виновным из-за несоблюдения безопасного бокового интервала, вы, ведь, ехали в своей полосе.

Примечательно, что и правда можно получить штраф за слишком небезопасный боковой интервал или дистанцию. Если вы, объезжая яму, зацепили боковым зеркалом рядом стоящий/едущий автомобиль, то формулировка в протоколе будет взята отсюда: «КоАП 12.15 часть 1: Нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части, несоблюдение боковой дистанции, движение по обочине, на встречном разъезде, пересечение пешеходной либо транспортной колонны влечет за собой административный штраф размером в 1500 рублей».

На экзаменах в ГИБДД тоже карают за маленький боковой интервал. Но, взгляды инспекторов о точном расстоянии разнятся. Однако все сходятся во мнениях в том случае, если видят, что боковое зеркало учебного авто проходит в каких-то сантиметрах от машин сбоку. В таком случае либо делается предупреждение, либо незамедлительно ставятся штрафные баллы. Вы не представляете, сколько раз экзамен не сдавали по причине мелкой аварии с «ухом» учебного авто и припаркованного автомобиля. Либо потому что инструктор вынужден был нажать на тормоз/повернуть руль за ученика, чтобы избежать подобной аварии.

В плотном транспортном потоке/в узких проездах, при должном внимании водителя, вполне допускается боковой интервал и в полметра, главное, чтобы при этом тот, кто за рулем, как можно чаще смотрел по зеркалам и обеспечивал непрерывный контроль за безопасностью. Но, конечно же, чем больше – тем лучше! С особой осторожностью стоит объезжать прохожих, в частности детей, стариков, людей в явно нетрезвом состоянии, а также животных. Крайне важно снизить скорость, отъехать на приличное расстояние и постоянно следить за объектом сбоку (на экзаменах лучше всего в такой ситуации еще и левый поворотники включить, чтобы показать инспектору, что вы видите и объезжаете «объект»).

В завершение статьи было бы логично раскрыть свои способы и варианты определения безопасной дистанции и бокового интервала. Но их нет 🤷🏼‍♀️ и причина тому – очень разные дорожные условия и ситуации, при которых и величина дистанции, в том числе и боковой, будет разной! Поэтому единственное, на что ориентируюсь лично я – это свои собственные ощущения и опыт. А также постоянный, непрерывный контроль всего и всех вокруг. Глазомер у меня не особо точный, определить ровно 5 метров, например, мне довольно сложно, 50 – тем более. Поэтому приходится пользоваться другими «измерительными приборами». Мозгами, например!

Но все же, вот несколько советов для обеспечения безопасной дистанции и бокового интервала:

  • При движении за другим автомобилем, не подъезжать к нему так близко, что его задний бампер скрывается из виду (исключение – пробки)
  • Тормозить сразу, как движущийся впереди #автомобиль начал тормозить. Особенно это касается движения на маленькой скорости, на большой – как минимум убирать ногу с педали газа, когда впереди едущий начал тормозить.
  • Можно подключить фантазию и при движении с разной скоростью, представлять, что тот, кто впереди, резко остановился. Достаточно ли останется места, чтобы и вам успеть затормозить? А уйти в другой ряд?
  • Первое время можно часто пробовать «правило 2 секунд». Через какое-то время эта безопасная дистанция печатается в память и вы уже почти всегда будете автоматически ее соблюдать.
  • ЕДИНСТВЕННЫЙ способ научиться контролировать и соблюдать адекватный боковой интервал – это приучить себя как можно чаще смотреть по зеркалам.
  • Когда едете вдоль припаркованных машин, представляйте, что между вашим авто и припаркованным идет человек или едет мотоциклист/велосипедист. Если вам кажется, что там достаточно места для кого-то из них, значит боковой интервал достаточный.

Ну и самый универсальный совет – это всегда думать наперед, причем не только за себя, но и за других. Это не суперспособность, доступная лишь экстрасенсам, а вполне тренируемый навык для любого водителя! Люди бывают очень непредсказуемы, но если не брать в расчет глупые, резкие и необдуманные действия, то перестроения, торможения перед ямой/пешеходом или голубем, а также многие другие распространенные маневры, которые совершает каждый второй #водитель – часто одинаковы и их можно распознать. Если быть максимально внимательным за рулем!

Правда же? ;)

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Безопасная дистанция и боковой интервал: неопределенные понятия.