Продолжение статьи о встрече, которая решила судьбу автопрома

А якорями, Лена, в НЛП называются сигналы, вызывающие и стабилизирующие определенные состояния нашей нервной системы. Вот Максим, я думаю, уже про это знает.

– Да, я читал, что в НЛП есть такие заповеди:

1. Весь опыт закодирован в нервной системе.

2. Весь субъективный опыт состоит из зрительных образов, звуков, чувств.

А якоря – это один из элементов НЛП. Только как они работают, некогда было подробно разбираться. Получу права – будет больше времени.

– Кратко я вам сейчас объясню. Хотел на третьем занятии, но раз уж мы затронули эту тему… Лена, вы на море отдыхали когда-нибудь?

– Ну, вы и вопросики задаете! Думаю, здесь не найдется ни одного человека, который хотя бы раз не отдыхал на море.

– И я так думаю. Сувениры какие-нибудь домой привозили?

– Каждый раз привозила. И ракушки, и камни с дырками, и крабов сушеных, покрытых лаком, на картонках… В основном, что детям понравится. Сначала они с этими сувенирами носятся, показывают друзьям, а потом забрасывают. Я собираю, складываю в коробку и – в шкаф на антресоли. В ящике стола большая ракушка валяется, подворачивается под руку, когда ищу что-нибудь или порядок навожу.

– И вот вы видите этот сувенир (визуальная система), берете его в руку, ощущаете тяжесть, шероховатость и прохладу (кинестетика), подносите к уху, слышите шум (аудиальная система)… Что с вами происходит?

– Ну, что… вспоминаю, как мы отдыхали втроем, я, муж и старшенький, младший только в проекте был. И хорошо становится, спокойствие и безмятежность чувствую, как тогда, и немножко тоскливо оттого, что это время в прошлом.

– Вот мы с вами и объяснили механизм того, как работают якоря. Дикари перед сражением с врагом танцевали вокруг тотема, наносили на тело татуировку с его изображением, чтобы внушить себе веру в то, что он поможет победить. Всякие амулеты, талисманы, счастливые и плохие приметы – все это примеры якорей, запрограммированных в нашей нервной системе. Чаще всего они действуют напрямую на наше подсознание. Талисман открывает нам доступ к ресурсам, помогающим справиться с проблемой. Даже когда мы считаем, что эта помощь послана нам «свыше», на самом деле все ресурсы уже закодированы в нашей нервной системе, как нам сегодня уже Максим говорил. Одним из таких ресурсов является ВЕРА В СЕБЯ, в свои силы и возможности. Ну и еще в своего ангела-хранителя.

Чем больше у человека опыт преодоления трудностей, тем больше у него ресурсных якорей, которые можно сознательно использовать для решения текущих проблем, даже если он сам об этом и не подозревает. В НЛП есть техника «Якоря стопкой». Я часто использую ее в индивидуальной работе. Там ресурсы из нескольких ситуаций, в которых клиент был доволен собой и результатом своих действий, суммируются и используются для решения одной проблемы.

– А как нам это использовать?

– Например, если у вас есть предмет, который вы считаете счастливым для себя, берите его с собой, когда не уверены в своих силах. Даже если уверены, просто на всякий случай, в качестве дополнительного ресурса. На практические занятия по вождению, на сдачу экзамена в ГАИ-ГИБДД…

– А что еще можно…

– Подождите, давайте с музыкой закончим. Музыка является одним из сильнейших якорей! Помните, мы говорили про формирование в нервной системе программ в состоянии стресса? Так вот, в состоянии «кайфа», простите за жаргонизм, тоже формируются программы. И у каждой программы есть свои якоря, один или несколько. Слушая любимую музыку, просматривая любимые фильмы, разглядывая картины, и так далее, мы вызываем в себе то состояние, которое испытывали тогда, когда соприкоснулись с этим впервые.

Потому и нет «товарища», что у каждого это сугубо индивидуально. Если влюбленные ровесники много времени проводят вместе, посещают одни концерты, смотрят одни фильмы – у них и якоря будут схожими. Сколько бы лет с тех пор ни прошло, соприкасаясь с таким якорем, они будут вспоминать свою первую любовь. Если разница в возрасте у людей большая, значит, росли они в разной культурной среде, и вкусы у них будут разными. Этим можно объяснить и несовместимость характеров, и сексуальную несовместимость. Только классика на то и классика, что, не являясь якорем, у людей разных поколений, разного пола, возраста, рода занятий и социального положения вызывает одинаковые чувства. Кто читал рассказ «Фараон и хорал» О. Генри? Герой этого рассказа, асоциальный тип, слушая духовную музыку, впервые в жизни испытывает светлые чувства.

– А как это использовать водителю?

– Начинающему водителю лучше вообще музыкой не злоупотреблять. Все-таки часть информации об окружающем нас пространстве мы получаем через органы слуха. Музыка может помешать услышать сигналы спецтранспорта и других автомобилей, водители которых таким образом попытаются предупредить нас об опасности. Если вы все же без музыки не можете, к ее выбору следует отнестись серьезно. Если водитель чрезмерно возбужден, ему нужно включить спокойную музыку. Если чересчур заторможен и утомлен – мелодии должны быть мажорными, бодрыми (но не слишком быстрыми и агрессивными). Если клонит в сон, но остановиться и отдохнуть нет возможности – подпевайте магнитоле или пойте сами! Каждый водитель должен проанализировать, как влияет та или иная музыка на его психическое состояние, какие вызывает эмоции, и руководствоваться своим личным опытом в процессе вождения автомобиля. Запишите несколько дисков с разной музыкой, и ставьте тот, который нужен именно в данный момент. Либо сделайте сборку, в которой быстрые и медленные композиции чередуются.

– А что еще влияет?

– Запахи. Тоже якорь. И так же, как музыка, используются в немедикаментозном лечении. Слышали про ароматерапию? Кому интересно – ищите в интернете. Я расскажу только о влиянии некоторых запахов на водителя. Лена, Максим, пустите по рядам эти картонки. Сначала сами понюхайте, потом передавайте дальше. Я на них капаю из флакончиков с разными ароматическими маслами. Марина, какие ароматы до вас уже дошли?

– Я узнала апельсин, жасмин, лимон и что-то хвойное. Ель?

– Можжевельник. Еще чайное дерево где-то плавает по рядам. Я несколько таких флакончиков вожу с собой постоянно в машине, и, в зависимости от состояния, выбираю, какое из масел использовать. Запахи лаванды, ромашки и жасмина расслабляют, притупляют реакцию, ими лучше не пользоваться. Разве что, когда вы слишком уж возбуждены. Запахи кофе, лимона и апельсина бодрят, помогают сконцентрироваться. Я с этой целью использую еще масла ели или можжевельника. Встречал информацию, что запахи гамбургеров и свежего хлеба делают водителя раздражительным и агрессивным. Может, это оттого, что они стимулируют аппетит? Вот сидит кто-то рядом с водителем и жует, а ему не дает… Запах новой машины повышает концентрацию внимания и делает водителя более осторожным.

– А это потому, что новую машину особенно жалко разбить.

– Наверное, вы правы, Максим.

– Тренер, а как Вы используете ароматические масла?

– Я капаю несколько капель на решетку обдува салона и включаю печку. Пара секунд – и аромат на весь салон. Раньше я пользовался этим методом довольно часто. Было время – проводил за рулем по 10-12 часов подряд, работа такая была. И в течение дня таким образом несколько раз себя взбадривал. Но однажды выхожу из машины – и вдруг меня как начнет «колбасить»! Самое подходящее для описания моего состояния слово. Меня трясло почти полчаса, никак не мог этот «колотун» унять. Это я маслами перевозбудил свою нервную систему. С тех пор стараюсь ими не злоупотреблять. Кстати, есть мнение, что в сезон простуд эфирные масла помогают бороться с вирусами. Есть даже специально подобранная смесь, продается в аптеках. Кстати, с запахами связано и одно из отличий женского автомобиля от мужского.

– Какое?

– В салоне женского автомобиля ароматизатором служит сам водитель, а в мужском – открытая пачка презервативов или сигарет.

Хахахахаха!

– Следующая тема. Лена, Максим, пустите листочки по рядам.

– Так это же таблица Шульте-Платонова! Мы этот тест уже делали!

– Будем еще раз делать. Помните свои результаты по первой таблице?

– Вы сказали записать. Да там и записывать было нечего, почти никто не справился. Сейчас, после упражнений, результат должен быть лучше.

– Вот сейчас и посмотрим. Все готовы? Хорошо. Теперь возьмите свои мобильники, приложите к уху. По команде «Начали» одновременно с поиском чисел начинаете бормотать в трубку свою фамилию, имя и номер телефона. «На старт, внимание…Начали»!

– Ну, и почему не делаем? Чего улыбаетесь, Максим?

– А это развод, я сразу понял.

– Марина, вы что скажете?

– А меня на шестерке заклинило. Всю таблицу два раза глазами обежала… а, вот она где! И номер телефона перепутала. Все равно невозможно показать тот же результат, что в прошлый раз, даже после упражнений.

– Кто уже понял, о чем будем говорить?

– О влиянии мобильников?

– Правильно. Если бы я просто рассказал вам, что разговоры по мобильнику во время управления автомобилем опасны – у вас в одно ухо влетело бы, в другое вылетело. Путем манипуляции с тестом я ввел вас в состояние разрыва шаблонов (замешательства), и вы сами поняли, что переключение и распределение внимания во время разговора по мобильнику и без телефона – это две большие разницы. Теперь небольшая лекция.

Не хочется загружать вас техническими подробностями, тем более, что я и сам в них не специалист. Основной причиной негативного влияния мобильника на человеческий организм, по некоторым данным, считается то, что частота информационных модуляций сотового телефона совпадает с биоэлектрическими ритмами человеческого мозга. Возникающий при этом резонанс приводит к функциональным расстройствам организма. Повторюсь, я не знаю, насколько это соответствует действительности, возможно, информация, которую я в свое время отыскал, устарела, либо я даю ее не совсем правильно. Когда в средствах массовой информации я натыкался на результаты изучения воздействия мобильника на человека, я брал их на заметку, и вот что у меня накопилось:

Австралийские ученые установили: 40-минутное непрерывное воздействие излучения мобильника на мозг приводит к развитию у человека синдрома замедленной реакции.

Итальянцы пришли к выводу, что разговоры по мобильному телефону больше часа в день вызывают нервные расстройства.

Японцы обнаружили, что излучение мобильников повреждает нервные клетки – нейроны.

Шведские ученые утверждают, что участившиеся случаи глиомы, или глиобластомы – самого распространенного вида раковой опухоли мозга – во многом обусловлены длительными (более часа в день в общей сложности) разговорами по мобильному телефону. Всем вам известны случаи таких заболеваний с трагичным исходом. Я не считаю этичным называть фамилии, тем более что истинная причина возникновения опухоли не может быть установлена с абсолютной достоверностью. Имеются данные, что воздействие, аналогичное, облучению мобильным телефоном, оказывает блютуз.

Вот цитата из СМИ десятилетней давности:

«Для водителей, которые пользуются сотовым телефоном в автомобиле, эти негативные последствия во много раз увеличиваются. Металлическая крыша салона почти полностью перекрывает сигнал, поступающий в аппарат от ближайшей базовой передающей антенны. Для того, чтобы восстановить с ней нормальную связь, мобильный телефон в автоматическом режиме постоянно дает запросы на антенну, получает от нее корректировку и в зависимости от приказа в 2-5 раз повышает мощность своего мини-передатчика, далеко выходя за пределы безопасного с точки зрения медицины уровня электромагнитного излучения. И это в нескольких сантиметрах от головного мозга и органов зрения. Если мозг хотя бы в состоянии отвести от себя вредное тепло, которое образуется при прохождении радиоволн через его ткани, благодаря многочисленным кровеносным сосудам, то вот хрусталик глаза не имеет даже капилляров. В итоге интенсивного использования сотовой трубки возможно его помутнение».

– Кстати, я не исключаю, что у меня значительное ухудшение зрения на левом глазу связано с разговорами по сотовому телефону. Держу его всегда левой рукой. Бывало, поговоришь долго, убираешь телефон – вся левая сторона головы горячая.

– А сейчас вы за рулем разговариваете?

– Последние лет пять практически не разговариваю. Только очень коротко отвечаю, если мне звонят, и я один в салоне. С пассажирами не рискую. Кстати, один из двух штрафов за семнадцать лет вождения я заработал в 2009 году за разговор по мобильнику. Тогда у меня была такая работа, что приходилось все время быть на связи.

Интересное: Положение рук на руле может рассказать о характере человека. Каждый узнает себя.

Возил с собой четыре телефона – два рабочих и два личных. Бывало, едешь, говоришь по телефону, а тут второй звонит. Хоть ты руль бросай!

– А системы «hands free» не использовали?

– Пробовал. Но здесь тоже есть нюансы. Замучался я с проводной гарнитурой. Садишься в машину и подключаешь два провода. От одного рабочего телефона – в левое ухо, от другого – в правое. Удобно. В ухе зазвенит – кнопку под подбородком нажал и говоришь. Зато когда припаркуешься и выходишь из машины, постоянно забываешь проводочки отсоединить. А они цепляются или за ручник, или за рычаг переключения передач, или еще за какую-нибудь «хрень». Штук пять порвал и отказался. И тут второй раз за неделю во время разговора по мобильнику на нерегулируемом перекрестке чуть не вылетел на главную дорогу. Чудом успел затормозить. Это был «последний звоночек». Уволился с работы, хоть и зарплата устраивала. Решил, что больше судьбу искушать нельзя.

– «Бомбили»?

– Нет, извозом никогда не занимался. Но ездить приходилось много. Вот еще цитата. К тому времени, как до меня дошло, что это и меня касается, я ее уже раз двадцать на группах зачитывал. Источник – iz.ru, 2004 год.

«Проведенные университетом штата Юта (США) исследования показали, что водители, вне зависимости от того, держали ли они сотовый телефон в руках, или пользовались системой «hands free», увидев красный сигнал светофора, с опозданием на треть нажимали на педаль тормоза, либо вообще не успевали это сделать. Их время реакции даже превышало показатели тех водителей, кто менял кассеты в автомагнитолах, настраивал приемник или прикуривал сигарету. Данные, полученные американскими учеными, показывают, что даже само наличие телефона в автомобиле повышает риск попасть в аварию в два раза, а непосредственное использование – сразу в 9 (!) раз. При этом следствием бесед по телефону за рулем чаще всего бывает рассеивание внимания, которое приводит к превышению скорости и смещению автомобиля от центра занимаемой полосы чаще всего влево».

– И еще один любопытный факт. Американские ученые установили, что у мужчин, разговаривающих по телефону более часа в день, в два раза снижается количество сперматозоидов в эякуляте, а из тех, что остались, жизнеспособны не более трети. То есть, практически в шесть раз у мужчины снижается фертильность. Да, Марина?

– У моего племянника три мобильника, и он с ними не расстается ни днем, ни ночью. Работает в интернет-магазине и говорит практически постоянно. А у него два сына, отличные пацаны.

– Сколько им лет?

– Старшему пятнадцать, младшему двенадцать.

– Так мы же говорим про зачатие! Возможно, в то время он так телефоны не «юзал». Самое начало двухтысячных – какие интернет-магазины? К тому же нельзя исключить ситуацию, описанную в одной притче.

– Расскажите!

– Ммм… ну, ладно. Приходит к английскому священнику пожилой прихожанин и говорит:

– Святой отец, моя молодая жена забеременела. Я хочу возблагодарить Господа за оказанную мне милость. Я уже и не думал, что способен на такое, это просто чудо!

– Да, сын мой, это действительно милость Божья. Или чудо наподобие того, что случилось однажды со мной. В молодости, я был миссионером, странствовал по Индии, обращал индусов в истинную веру. Вот иду я по джунглям от одной деревни к другой – и вдруг передо мной оказался тигр. Он присел, зарычал, приготовился к прыжку. Я взмолился: «Господи, помоги!», приложил посох к плечу, крикнул «Бах!» – и тигр упал замертво!

Прихожанин в восторге:

– Да, это истинное чудо! Никак иначе это и не объяснишь!

– Все очень просто, сын мой. Дело в том, что позади меня оказался охотник с настоящим ружьем.

Хахахахаха!

– Пойдем дальше. Практическая рекомендация для тех, кто… Да, Максим?

– А я не понял, в чем здесь чудо? В том, что охотник попал не в священника, а в тигра?

Хахахахахахаха!

Лена – Максиму (шепотом): «Я тебе потом все объясню».

– Так вот. Практическая рекомендация для тех, кто не может отказаться от разговоров по сотовому телефону во время движения: сделайте свой телефон недоступным с места водителя, чтобы при всем желании вы не смогли дотянуться до него, не остановив автомобиль и не выйдя из машины. Отключите звуковой сигнал телефона на время поездки, чтобы он вас не отвлекал. Я понимаю, что отказаться от разговоров по мобильнику трудно, но знать о том, чем это грозит, вы должны.

– А что вы можете рассказать об агрессивном вождении?

– А вы разве не рассматриваете этот вопрос с преподавателем «Основ…»?

– Нас интересует мнение психолога!

– Определение агрессивному вождению я дал еще лет двенадцать назад. И тогда считал, и с тех пор мое мнение не изменилось, что законодательно должно быть закреплено именно понятие «агрессивное вождение», а не «опасное вождение» или «создание аварийной обстановки». И определение должно быть кратким, емким и точным одновременно, а не «действия, характеризующиеся…» с перечислением массы разных обстоятельств. Неудачными мне представляются и определения, включающие слова «многократные», «усложняющие» и так далее.

Я определяю агрессивное вождение так:

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГРУБОЙ ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ФОРМЕ.

Слово «систематическое» подразумевает, что такое вождение для конкретного водителя является характерным, то есть, по сути, его стилем вождения, и устанавливается это по базам нарушений ПДД. «Грубая и вызывающая форма» говорит о том, что совершенное нарушение создало реальную опасность для других субъектов вождения. Остановили водителя за конкретное серьезное нарушение – проверьте по базе, штрафовали его за такое раньше, или нет. Если нет – возможно, это случайный разовый проступок. Если да – штрафуйте уже за «агрессивное вождение».

– А почему вообще люди ведут себя на дороге агрессивно? Я имею в виду не превышение скорости, а пренебрежительное, хамское поведение по отношению к другим участникам дорожного движения.

– Причина такого поведения – низкая самооценка. Так ведут себя люди, которые чувствуют себя ущемленными, нереализованными в других сферах жизни. Вот они и реализуются за рулем. Думаю, фильм «Брат-2» все смотрели. Помните таксиста, у которого «были люди, как люди, и вдруг все стали уроды»? Характерный типаж. Не зря его «двойника» потом и в Америке показали. Такой обычно смел только на словах и только в машине. Сделать гадость кому-нибудь из знакомых, соседей, сослуживцев боится – может «огрести». А напакостит на дороге – его надо еще вычислить, задержать, доказать…Чем больше он пакостит – тем больше радуется. Только проблема в том, что радость эта недолгая и требует постоянной «подпитки». Это как купить новейший айфон одним из первых. Ходишь, и демонстрируешь всем, какой ты крутой – ни у кого нет, а у тебя есть! Продолжается это, пока айфон не появится в кармане у каждого пятого. И опять надо искать, чем еще «выпендриться». Ну, с айфоном хоть никому вреда не наносишь, если только не ограбишь кого-нибудь, чтобы денег на него раздобыть. Агрессивность на дороге – другое дело. Там инциденты нередко заканчиваются трагически. А главное – самооценку таким поведением «агрессор» не повысит. И рано или поздно все равно плохо кончит.

– Нарвется на «дорожного Робин Гуда»?

– Нарвется на другого автохама, для которого опасная выходка, грубые слова в его адрес или просто показанный ему «фак» окажутся «последней каплей в чаше терпения». И решит он померяться, у кого «железо» крепче, бита длиннее или кулаки больше. А «дорожные Робин Гуды» – это те же хулиганы, только свой беспредел они оправдывают благородными мотивами. Якобы наводят порядок на дороге, воспитывают тех, кто «неправильно» себя ведет. Робин Гуд из английских баллад грабил богатых и раздавал бедным. А что раздает «дорожный Робин Гуд», кроме… Да, Максим?

– Я слышал, был еще «сексуальный Робин Гуд». Он подглядывал за богатыми и рассказывал бедным.

Хахахахаха!

– Смешно. Спасибо, Максим, я это где-нибудь использую.

Главное, что вам надо запомнить: пока вас никто не уполномочил наводить порядок на дороге, воспитывать других – не ваше дело! Чем лучше вам удается избегать конфликтов или гасить их, если не удалось избежать – тем больше у вас повода уважать себя. При желании способы избегания конфликтов можете найти в интернете, про это целые книги написаны.

– Тренер, а вас какие действия водителей раздражают больше всего?

– Меня не раздражают, а скорее…ммм…печалят ситуации, в которых водитель не думает о том, что своими действиями он создает проблемы таким же водителям. Огорчаюсь, когда вижу, что на парковке одна машина занимает два места. Когда на перекрестке нужно по левой полосе проехать прямо (направление движения по полосам это позволяет), загорается зеленый – и у машины, стоящей передо мной, вдруг включается левый поворотник. Если бы он мигал, когда я подъезжал к перекрестку, я бы перестроился правее, а теперь полоса занята и приходится ждать, когда появится такая возможность. Или проезжать перекресток после того, как проедут все встречные машины и автомобиль перед тобой повернет-таки налево. И еще несколько ситуаций могут на минуту-другую испортить настроение. Надеюсь, ваши инструктора вам про это рассказывают более подробно. Я как психолог скажу: раздражаться и злиться на дороге непродуктивно и даже опасно. В таких случаях нужно воспользоваться приемами психологической саморегуляции, а невежливого, некультурного водителя просто пожалеть.

– Виктор, а как влияют на поведение водителя типы темперамента?

– Сильно влияют. Скоро для каждого типа темперамента будут отдельные дорожные знаки. Каждому из типов разрешат нарушать некоторые правила. Например, холерикам можно будет превышать скорость на 50 километров в час, а флегматикам – проезжать на красный.

– Хахахахаха! Гоните!

– Как вы догадались?

– Такого просто быть не может!

– Ну, так и нет смысла говорить о том, что не имеет практического значения. Спросите еще, стоит ли читать гороскопы для водителя на каждый день. Ну, знаете вы свой тип темперамента – и что? Это поможет лучше выучить ПДД или наработать нужные навыки? Или оправдает ваше лихачество?

Кстати, когда у вас появятся элементы агрессивности в вождении, не ждите, пока из-за этого с вами случится неприятность, а найдите меня, или обратитесь к другому психологу и попросите поработать с вами, чтобы эту агрессивность убрать. Грамотный НЛПер эту проблему решит за час-полтора. Обещаете? Не слышу! Хором: ОБЕЩАЮ!

– О-БЕ-ЩА-Ю!!!

– А как определить, что эти элементы появились?

– Прикинете, часто ли вам приходится заканчивать проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора. Обратите внимание, успеваете вы начать маневр на мигающий зеленый, или это происходит, когда уже горит желтый. Кстати, сколько раз мигает зеленый?

– Четыре!

– Пять!

– Нет, три!

– Для каждого перекрестка по-разному!

– Не удивляюсь такой разбежке в ваших ответах. Однажды я на мастер-классе для преподавателей и инструкторов задал этот вопрос. И там ответы были от трех до пяти. А одного преподавателя со стажем вождения лет тридцать и стажем преподавания почти таким же в перерыве между занятиями выводил на улицу посмотреть на светофор. И он был очень удивлен, увидев, что зеленый мигает не четыре раза, как он всегда учил, а ТРИ! Эта цифра прописана в регламенте, и не зависит от ширины перекрестка. И никому из учащихся не пришло в голову это проверить! А то, что воспринимает каждый по-разному… здесь шутки шутит наша нервная система. Сейчас я нарисую, как меняются сигналы светофора. Смотрите сюда (рис. 2.1.)

Интересное еще здесь: Обзор.

Продолжение статьи о встрече, которая решила судьбу автопрома.