Электроэнцефалография – чувствительный неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга. По результатам проведенного ЭЭГ-обследования можно оценить функциональное состояние структур головного мозга, определить источники патологической электрической активности.
Так зачем же необходимо прохождение ЭЭГ-обследования водителям на медицинской комиссии?
На этот вопрос я постараюсь ответить в этой статье.
Метод ЭЭГ в первую очередь позволяет подтвердить или опровергнуть такой страшный диагноз, как эпилепсия. Во время эпилептического приступа человек, как правило, теряет сознание, бьется в конвульсиях.
Если вам не доводилось воочию наблюдать эпилептический приступ, вы можете просмотреть следующее видео, но предупреждаю, что это зрелище не из приятных.
Более подробно о типах эпилептических приступов рассказывает врач-невролог Артем Шарков в своем видео:
Эпилепсия является одним из самых распространенных неврологических заболеваний в мире. Ее распространенность в популяции в настоящее время составляет от 0.4 до 1%. При этом по данным Интернациональной лиги против эпилепсии (ILAE), до 10% населения хотя бы раз в жизни имели припадок.
А теперь давайте представим, что может произойти, если подобный эпилептические приступ случиться у водителя грузовика, мчащегося на высокой скорости по трассе? Трагедии не избежать!
Именно поэтому в 2015 году Министерство здравоохранения Российской федерации выпустило приказ "О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ)".
В соответствии с этим приказом во время прохождения медицинской комиссии необходимо обязательное прохождения ЭЭГ-обследования в кабинете невролога для водителей категорий "С", "D", "СЕ", "DE", "Тm", "Тb" и подкатегорий "С1", "D1", "С1Е", "D1E", то есть для водителей большегрузов, автобусов, автомобилей с прицепами.
Справедливости ради стоит отметить, что рутинное ЭЭГ-обследование (а именно такой тип обследования регламентируется приказом) не гарантирует на 100%, что эпилепсия будет диагностирована у человека, имеющего предпосылки к припадкам, но все-таки, это хоть какая-то страховка от того, что такому человеку выдадут водительское удостоверение. Вместо этого, кандидатов с подозрениями или отклонениями направляют на дополнительное более детальное и глубокое исследование.
В развитых странах, например, кроме рутинных ЭЭГ-обследований, для всех профессий, связанных с повышенным риском, обязательно периодическое прохождение таких видов обследований, как ЭЭГ-видеомониторинг и полисомнография. Длительные ЭЭГ-обследования с видеомониторингом позволяют с большей достоверностью диагностировать эпилепсию и определить ее тип. А полисомнографические обследования позволяют выявить проблемы со сном. Согласитесь, если водитель автобуса заснет за рулем из-за проблем со сном прошлой ночью, то это неминуемо обернется трагедией, о общество должно предпринимать меры по снижению подобных рисков.