Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?

Ищем следы автомобилей главного космонавта в истории — и заодно развенчиваем пару мифов

Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?

К 60-летию первого полета человека в космос можно только вспомнить огромную любовь Гагарина не только к полетам, но и к вождению. Об автомобилях Юрия Алексеевича уже не раз рассказывали, но мы решили копнуть глубже и проследить их судьбу: живы ли они, в каком состоянии и где они находятся.

Лаз-695Б

Тот же автобус, что доставил Гагарина на Восток-1, после полета продолжал работать на Байконуре и возить космонавтов. Ведь он был единственным в своем роде: со специально оборудованным салоном, в котором была техника для обслуживания скафандров, радиостанции для специальной связи, кондиционеры и многое другое. Однако после смерти Владимира Комарова 24 апреля 1967 года машину посчитали невезучей и обстреляли.

Автобус долго стоял в дальнем углу «Байконура», затем исчез из поля зрения и только в середине восьмидесятых его нашли на заднем дворе московского НИИ в очень плачевном состоянии. Уникальный экземпляр был отправлен на реставрацию в родной Львов, а оттуда уже в 1989 году в мемориальный музей города Гагарина, причем почему-то самостоятельно. По дороге автобус сломался, на буксире прибыл в музей - и снова был заперт в ангаре на много лет.

Всего несколько лет назад стараниями петербургских реставраторов он был приведен в надлежащее состояние, и теперь машина исправно работает. Он находится на территории музея, живет в гараже и иногда ходит на торжества, хотя не является частью постоянной экспозиции. Так что, если вам посчастливилось увидеть ее живой и даже войти, мы искренне ей завидуем.

ГАЗ-21 «78-78 МОД»

Намного проще увидеть Черную Волгу с номерами 78-78 МОД, которую Юрий Алексеевич получил в подарок от Совета Министров СССР после полета. Автомобиль выставлен в витрине музея Гагарина и является одним из главных экспонатов. Внутрь, конечно, нельзя, но даже сквозь стекло видно особую синюю отделку салона - хотя в остальном это была совершенно обычная «Волга».


Это она, которую Гагарин использовал в большинстве своих путешествий, и одна из многих легенд, связанных с ней. Говорят, машина постоянно ломалась, и когда узнали об этом на ГАЗе, отвезли на завод и почти за ночь раскачивали всю технику. Юрий Алексеевич жест оценил, но на всякий случай купит еще одну «Волгу» и поставит эту в гараж. Новая машина должна была иметь бежевый цвет и «красивые» номера ЯГ 12-04 - дату полета и инициалы космонавта. Но это чистая выдумка, не подкрепленная никакими доказательствами. До самой смерти он водил именно тот черный седан, который находится в музее.

ЗИЛ-111В

Интересная история сложилась вокруг кабриолета ЗИЛ-111В, на котором Гагарин поехал из Внуково в Кремль на встречу с Хрущевым. Из 12 представленных экземпляров три были выполнены в этой версии - небесно-голубой и с бежевым тентом. Сегодня статус этой машины приписывают двум из них!

Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?

Первый был продан год назад аукционным домом «Литературный фонд» по ориентировочной цене почти в три миллиона долларов, но так и не нашел покупателя.

Интересное: Новая Skoda Octavia теперь доступна с базовым и топовым моторами. Цены на популярный лифтбек серьёзно выросли.

По словам продавца, в 1964 году этот ЗИЛ был передан в Армению, где его встретил иранский шах Пехлеви. Затем, судя по всему, до 2007 года хранился в ереванском ГОНе, после чего был куплен бизнесменом Андреем Ковалевым. Автомобиль находится в исходном состоянии и с оригинальным лакокрасочным покрытием - если интерьер не был изменен.

Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?

Зато есть второй точно такой же экземпляр - отреставрированный и выставленный в Техническом музее Вадима Задорожного. Официальные лица выставки заявляют, что именно на этой машине ездил Гагарин, но отмечают, что в архивах не хранилось никакой конкретной информации: ни номера рамы, ни каких-либо других подсказок, кроме модели и цвета. Возможно, когда-нибудь этот спор будет надежно урегулирован, а пока предположим, что два кабриолета Гагарина намного лучше, чем ничего.

Matra Bonnet Djet V

Наконец, самая известная машина первого космонавта, не говоря уже о 12 апреля. Фактически, Matra Djet был разработан пилотом и конструктором Рене Бонне. Его компания Automobiles René Bonnet будет куплена Matra в 1964 году, и с этого момента начнется интересная история с побед в Формуле 1 и Ле-Мане, а также революционных дорожных автомобилей, таких как Matra Rancho и Renault Espace. Но мы отвлеклись.

Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?

В 1965 году Гагарин участвует в авиасалоне в Ле Бурже и надолго застрял рядом с элегантным приземистым среднемоторным купе. Намекнул ли он как-то на желание владеть такой машиной, или на то, что инициативу взяли на себя французы, история умалчивает - но через месяц, 26 июля, из Парижа в Москву отправляется личный экземпляр Юрия Алексеевича. И под его управлением - под управлением механика «Матра» и с грузом запчастей на борту!

Но самое интересное здесь даже не в этом. Согласитесь, вы абсолютно уверены, что машина Гагарина была небесно-голубой, как этот ЗИЛ или салон Волги? Это очень красиво и романтично ... неправда! Фактически, купе с номером кузова 10.146 было бежево-серым, в соответствии с заводской номенклатурой, gris platine irisé. И не только было, но и есть!

После смерти Юрия Алексеевича в Москву приехал Кестусис Индзиулас, выдающийся автолюбитель Литовской ССР, президент местной ассоциации любителей ретро-автомобилей RIEDUVA. Он уговорил Валентину Гагарин продать любимое купе мужа, которое до сих пор находится в коллекции Инзуласа в Каунасе. На фотографиях та же машина и тот же Кестусис в ангаре на улице Кестуче, из которого давно хотели сделать музей, но денег не хватало. Судя по всему, наш Музей космонавтики много лет просит коллекционера продать уникальную Матру, но переговоры пока не завершились успешно.

Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?

Ваши мысли?

Интересное еще здесь: Новости.

Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?.