«Дайте нам клетки советских машин, и мы клонируем весь автопром». Уникальный музей «Легенды СССР» на М-4. Подборка фотографий

Одна из визитных карточек Каменска-Шахтинского и прилегающего к нему участка трассы М-4 - музей вещей соцбыта «Легенды СССР». Это заведение, проливающее бальзам на душу советских граждан и вызывающее любопытство у постсоветских, видят все, кто проезжает по М-4, и его принадлежность к череде придорожных достопримечательностей делает «Легенды» популярным местом отдыха без всякой рекламы. Можно с уверенностью сказать, что подобные музеи в России считаются по пальцам одной руки. Итак…

«Дайте нам клетки советских машин, и мы клонируем весь автопром». Уникальный музей «Легенды СССР» на М-4. Подборка фотографий
ГАЗ-А – первый советский автомобиль массовой конвейерной сборки, лицензия на который была куплена в США у компании «Форд» в 1929 г.

Более половины соотечественников хотели бы возродить СССР - таковы статистические данные опросов ВЦИОМ ряда последних лет. Но в истории, как известно, нет сослагательного наклонения: если эпоха уходит, она уходит навсегда. И нет ей, истории этой, дела до желаний ныне здравствующих, коих миллионы, воссоздать на одной шестой части суши страну счастливого детства. Нет ей дела до красных флагов, пионерских значков, пятилеток и соцсоревнований. Чихать на граненые стаканы, «ушастые запорожцы» и автоматы газированной воды. Ее дело – менять, как в калейдоскопе, государства и идеологии, а возвращение к тому, что было, пусть даже ради желания миллионов, – значит неизбежное противостояние с другими миллионами. И это - новая эпоха. Такова жизнь.

Но как быть с этим самым неуемным желанием вернуться в страну Советов? Побыть в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать в руках фотоаппарат «ФЭД», погладить руль знаменитой машины «Победа»?

«Дайте нам клетки советских машин, и мы клонируем весь автопром». Уникальный музей «Легенды СССР» на М-4. Подборка фотографий
Было и такое – советская мультисистема: телевизор, радио и проигрыватель.

Это желание в некоторой степени теперь удовлетворяется просто: достаточно посетить музей «Легенды СССР», под крышей которого собраны тысячи предметов из недавнего прошлого страны и которые буквально вчера являлись объектами гордости большинства советских семей. Идея и воплощение музея принадлежат местному предпринимателю Владимиру Бесчетному, создавшему не одну каменскую достопримечательность.

Сотни телевизоров и магнитофонов, фотоаппараты, проигрыватели грампластинок, предметы обихода и кухни, самовары, часы и многое другое из всего обширного бытового арсенала жителя СССР... Без преувеличения – столько предметов нет ни в одном из ныне действующих музеев, посвященных советскому быту. Некоторые коллекции в музее, например, те же телевизоры, по количеству экспонатов дадут фору даже специализированным теле-музеям.

«Дайте нам клетки советских машин, и мы клонируем весь автопром». Уникальный музей «Легенды СССР» на М-4. Подборка фотографий
По сути в музее сразу несколько музеев, один из них – телевизионный.

Конечно, гвоздь коллекции – автомобили. В Советском Союзе их любили, выпускали много и со вкусом. А поскольку вкусы и возможности были разные, то и выходили из стен советского автопрома самые разнообразные модели – от пресловутого «ушастого запорожца» до правительственных машин экстра-класса. Историю эсэсэсэровского автомобилестроения представляют в музее 30 авто.

«Дайте нам клетки советских машин, и мы клонируем весь автопром». Уникальный музей «Легенды СССР» на М-4. Подборка фотографий
Когда в конце 1950-х встал вопрос о массовом выпуске компактного и доступного авто, в СССР появился «Запорожец» - ЗАЗ-965 (на фото - слева).

У каждой из них – своя особенная история. В музее рассказывают:

-- Редкая машина доехала до музея сама, в основном их привезли наши работники, которые для этих целей специально отправились на поиски по всей стране: в Краснодарский край, в Воронежскую и Волгоградскую области, в Подмосковье. Здесь, в Каменске, на территории «Каменскгаза» машины приходилось разбирать, полировать каждый винтик, снова соединять, красить, реставрировать салоны. Хромировать отвозили в Волгоград. В итоге получалась машинка на загляденье, причем на ходу.

Это, кстати, существенное отличие данного музея: машины в нем – не только экспонаты, но и вполне рабочие механизмы, на некоторых установлены номера, при желании можно выехать на улицу и прокатиться с ветерком.

«Дайте нам клетки советских машин, и мы клонируем весь автопром». Уникальный музей «Легенды СССР» на М-4. Подборка фотографий
ГАЗ-М1, «эмка» – автомобиль, ставший символом своей эпохи, производился с 1936 по 1943 гг. Главный советский таксомотор.
«Дайте нам клетки советских машин, и мы клонируем весь автопром». Уникальный музей «Легенды СССР» на М-4. Подборка фотографий
Во время войны «полуторка» (справа) - ГАЗ-АА – была везде и всюду, на ней держался военный тыл. Вид к началу войну был слегка устаревший, но пользы не отнять. Слева - ГАЗ-67 – знаменитый военный «козлик», который активно использовался не только в армии, но и МГБ, МВД, лесном и сельском хозяйстве
«Дайте нам клетки советских машин, и мы клонируем весь автопром». Уникальный музей «Легенды СССР» на М-4. Подборка фотографий
ГАЗ-21 – машина, которая заменила постаревшую по мерками мировой моды знаменитую М-20 «Победу».

Основа машинного собрания – автомобили, которые еще помнят люди старшего поколения: ГАЗ-21, "Москвич-403", ЗАЗ-365 и др. Есть конкретные раритеты: ГАЗ-А, ГАЗ-М1, "Москвич-400". Есть и такие экземпляры, узнав про историю которых, можно слегка присвистнуть. Например, в коллекции имеется 115-й ЗИЛ (так называемая «бронекапсула»), в котором колесила по Москве жена первого и последнего президента СССР М. Горбачева – Раиса Максимовна. Авто было приобретено в знаменитом ГОНе – Гараже особого назначения, и сей многозначительный факт подтверждает справка, выданная в Кремле.

«Дайте нам клетки советских машин, и мы клонируем весь автопром». Уникальный музей «Легенды СССР» на М-4. Подборка фотографий
ЗИЛ4104(115) – «бронекапсула», машина генсеков СССР. Выкуплен музеем в Гараже особого назначения. Свое прозвище авто получило из-за конструкционной «фишки» - оно собрано вокруг бронированной капсулы.

В коллекции есть отдел, посвященный Великой Отечественной войне.

Всю войну прошли легендарные грузовики – ЗИС-5в и ГАЗ-АА, а также легковое авто – ГАЗ-67. Дизайн последнего, кстати, ГАЗ-67, или, как его ласково называли на войне, «козлика», настолько универсален, что не потерял своей актуальности и в наши дни.

«Дайте нам клетки советских машин, и мы клонируем весь автопром». Уникальный музей «Легенды СССР» на М-4. Подборка фотографий
Музей расположен в гостиничном комплексе «Легенды СССР» на 932 км трассы М-4 «Дон».

Организаторы уверяют – в музее есть на что посмотреть и о чем вспомнить. Его рабочий план расписан на месяцы вперед: турфирмы вносят «Легенды» в график своих посещений, школы просят об экскурсиях, а проезжающие по трассе М-4 тарабанят в двери, дабы воочию увидеть автомобильные, телевизионные и прочие уникумы СССР.

Музей «Легенды СССР» находится по адресу: Каменск-Шахтинский, ул. Героев Пионеров, 91в (932 км трассы М-4).

Если вам понравилась статья или вы узнали что-то новое, ставьте лайки, подписывайтесь на наш сайт и пишите комментарии!