Открытия на тему "чья мелодия появилась раньше" порой бывают совершенно неожиданными.
Недавно искусственный интеллект одного из музыкальных сервисов вдруг предложил мне послушать альбом одного старого американского рокера - Теда Ньюджента (Ted Nugent). Прежде я и не знал о его существовании, но его музыка из славных рокерских 70-х - как сейчас говорят - зашла с первого раза.
Каково же было моё удивление, когда в одной из его песенок 1975 года я услышал явный мотив песни "Проводница" группы "Машина времени", вышедшей в свет спустя 20 лет.
Вот та песня Теда Ньюджента:
Интересно, что название песни Free-For-All на русский язык переводится как "Бесплатно для всех" - похоже, что эта фраза была понята буквально. Вот для сравнения наша родная "Машина времени" и её "Проводница" от 1997 года из альбома "Отрываясь".
Понятно, что все музыканты используют одни и те же семь нот, но заимствуют-то друг у друга не сами ноты, а их последовательность и расстояние между ними.
И очередную такую последовательность нот, хорошо знакомую по творчеству группы "Чиж & Co", мне с удивлением удалось услышать в песне другой американской группы. Но в отличие от песни "Машины времени" здесь ровно наоборот: не русская, а американская группа на машине времени слетала на 20 лет назад и вернулась в свое время с творческой добычей.
Вспомним блюз "Перекресток" из одноименного альбома 1994 года группы "Чиж & Co"
Тема русской рокерской печали "Ты ушла рано утром..." спустя 20 лет нашла отклик в американской песне "Заходи..." (Come On In из альбома Butterflies & Snakes, 2015 г.) блюзовой группы Crooked Eye Tommy из Калифорнии.
Если послушать проигрыш соло-гитары этой песни, то невольно подумаешь, что на этот раз американские блюзмены вдохновлялись именно оригиналом - блюзом "Перекресток" Сергея Чигракова: местами - одна и та же последовательность нот.
Интересно, что следующая песня на этом же альбоме этой же калифорнийской группы называется по-честному - "Я украл блюз" (I Stole the Blues)...
Автор:
Андрей Холенко, бывший меломан