Здравствуйте, дорогие читатели!
Продолжаю какую-то общественную инициативу по модернизации системы автострахования, чтобы эта система работала нормально и законопослушные водители не ставились в невыгодное положение перед более хитрыми водителями, считающими, что законы не для них писаны.
Пока общественность с энтузиазмом обсуждает увеличение штрафов за отсутствие полиса ОСАГО как эффективного инструмента для наведения порядка в бардаке, порожденном последовательной ревизией МСК и дважды измененными лимитами базовых тарифов, что привело лишь к увеличению ценой политики, я скептически отношусь к этому решению и уже говорил об этом. А пока контроль политик с камерами не введен, предлагаю обратиться к идее, подаренной одним из читателей моего блога.
Предлагаемая реформа системы страхования
Читатель предлагает следующий план реформы, я цитирую дословно и сокращаю некоторые абзацы.
Первое предложение — создать полис ОСАГО по аналогии с полисом ОМС:
1. Создать полис ОСАГО по принципу полиса ОМС, то есть водитель инструктирует полис сразу после передачи прав без привязки к автомобилю. Сделать невозможным получение прав без полиса ОСАГО. Дальше по принципу идешь - платишь Первое предложение читателя по нику IMPRESSIO
Второе предложение – ввести абонентскую плату за полис:
2. Платите ежемесячно, а не раз в год. Заплатить 15-20 тысяч раз (я говорю о максимальном тарифе без учета нюансов) для многих проблематично, а вот 1500-2000 рублей в месяц вполне разумно. Конечно, сохранить КБМ и убрать региональные коэффициенты Второе предложение читателю по нику IMPRESSIO
Об уголовном режиме:
3. Ввести драконовские штрафы за езду без оплаченного полиса в размере не менее максимальной годовой стоимости ОСАГО с увеличением суммы штрафа за повторение в течение года. Здесь уже можно говорить об автоматизированной системе фиксации Третье предложение читателю по кличке IMPRESSIO
Плюсы данного предложения
На мой взгляд, в системе автострахования нужен принцип неизбежной необходимости страховать автомобиль и все последствия, связанные с его эксплуатацией. Сейчас эта система находится в кризисе. На фоне повышения стоимости полиса ОСАГО и неизменного на протяжении многих лет штрафа в размере 800 рублей за отсутствие неуклонно растет количество водителей, не застраховавших свою ответственность. Я бы даже сказал, что он растет в геометрической прогрессии.
Поэтому функция системы автострахования, аналогичная системе медицинского страхования, очень и очень перспективна. Но затем я проанализирую недостатки, которые можно выделить в каждом из трех предложений.
Минусы данного предложения
Итак, первый пункт предлагает создать полис ОСАГО по принципу полиса ОМС. Я считаю, что читатели моего блога хотя бы раз были в больнице по полису ОМС и вряд ли будут недовольны тем, что большинство манипуляций можно сделать совершенно бесплатно.
Но исключать компонент «автомобиль» из уравнения «водитель — страховая компания» — идея утопическая. И уж тем более связать получение прав с получением полиса ОСАГО. Сразу возникает такое исключение – молодой человек в 18 лет сдал экзамены на права категории В, но покупать машину в ближайшие 5 лет не планирует. Как поступить в таком случае? Ему совершенно не обязательно оформлять полис ОСАГО, ведь машины у него пока нет.
Второй момент связан с характеристиками автомобиля. Чисто гипотетически, 2,5-тонный кроссовер мог нанести гораздо больше повреждений при аварии, чем автомобиль А-класса. Поэтому должен быть определенный коэффициент стоимости полиса ОСАГО через характеристики автомобиля.
Принцип "приходишь - платишь" надо как-то контролировать. Если такого контроля нет, то этот принцип быстро видоизменяется на несколько иной «ездишь и не платишь".
Второй момент – абонентская плата по полису ОСАГО. Я полностью согласен с ним. Пока есть сдвиг. Например, есть молодая мама, которая ездит на машине из дома в детскую, а все остальное время стоит в гараже. И молодой человек, который неофициально работает в такси и проводит в машине по 12-14 часов. А вот по полису ОСАГО платят ровно столько же. Но опять же здесь возникает резонный вопрос – каковы методы контроля за обоснованностью списания абонентской платы? Формально говоря, если машина моя собственность, я могу ездить на ней сколько хочу. Поэтому на данный момент ежемесячная плата должна начать списываться с момента постановки автомобиля на учет в ГИБДД. И это очень легко реализовать.
Третий пункт – штрафы. Любой здравомыслящий человек понимает, что существующая система штрафов устарела. Но, повторюсь, пока не устранена основная проблема, контроль за соблюдением закона об обязательном страховании ответственности, все разговоры о штрафах не имеют смысла.
Возьмем, к примеру, систему штрафов за превышение скорости. Эта номенклатура нарушений ПДД уже достаточно уточнена, проблем с наличием систем контроля тоже нет. Но водители не соблюдали скоростной режим и не соблюдают. Почему? Одна из причин – отсутствие накопительного режима наказания. Превышать скорость на 39 км/ч можно хоть сто раз, но каждый раз штраф будет 250 рублей (при условии оплаты в течение льготного периода).
Очевидно, что эту проблему надо как-то решать. Мне очень понравилась идея с абонентской платой по полису ОСАГО, я честно говоря не думал о такой реализации, но в предложенном варианте считаю ее нецелесообразной. Пока камеры не натренированы фиксировать два момента — «привязку» водителя к машине и «привязку» полиса к машине.
С уважением, Юрий (kua1102)
Больше интересных статей здесь: Совет.
Источник статьи: Один из моих читателей подал следующую идею - сделать полис ОСАГО по аналогии с полисом ОМС через систему абонентской платы.