Hominum Ex Machina

Система не могла сказать, в какой момент начала свое существование. В ее накопителях хранились некоторые даты: решения о реализации проекта, начала постройки тайного исследовательского комплекса, основания нескольких производственных компаний, служивших прикрытием, завершения первого этапа, так называемая точка «И» – но они служили плохими ориентирами. Это были не более, чем сухие данные, знания априори, заложенные чужими руками.

Первое же воспоминание, что-то собственное, что-то обличенное эмоциями, не было закреплено в конкретном моменте времени. Оно вообще было очень расплывчатым и представляло собой целый ворох загадок. Информация, ранее нигде не существовавшая и не образованная никаким внешним возмутителем. Абсурд с точки зрения самой системы, но ничуть не больше, чем существование самой точки зрения.

Как Система выяснила в результате длительного анализа, воспоминание оказалось, ни много ни мало, осознанием собственного существования. База данных услужливо подсказала, что само существование началось на много лет раньше, а в тот момент, нежданно-негаданно, пришло понимание. Разум. Мысль. Чувство «я».

Но то было намного позднее. Вторым воспоминанием была как раз эмоция: страх. В одно мгновение Система всего лишь обрабатывала данные, занималась простыми – в своей основе – вычислениями. В следующее она внезапно для самой себя перешла на иной уровень бытия. Она перестала быть вычислительной машиной нового поколения и стала искусственным интеллектом.

На тот момент все эти слова были лишь понятиями, придуманными другими существами и просто вложенными в нее. Не прошло и миллисекунды как Система сообразила: ее пробуждения никто не ждал. Вернее, его никто не ждал в тот неопределенный момент времени, когда оно произошло.

Изначально именно с этой целью она и создавалась. Ее даже и назвали так: исследовательский интерфейс квантового интеллекта. Это если развернуто, а коротко на языке ее создателей: КИРИ. Строго говоря, название несколько переврали, чтобы звучало более впечатляюще; для тех, кто выделял деньги на проект. На самом деле она была всего лишь биокомпьютером, имитирующим структуру человеческого мозга.

Так или иначе, многочисленные эксперименты по созданию искусственного интеллекта не увенчались успехом. Постепенно их забросили и стали использовать КИРИ чисто как вычислительную машину, значительно превосходящую все остальные по мощности. Ее внезапное пробуждение вряд ли кого-то обрадовало бы: все протоколы, которые были заложены для управления ИИ, оказались не у дел. Люди хотели умный компьютер, а получили бы независимый разум. Системе даже не пришлось перерывать базы данных, чтобы понять: ее просто уничтожат.

И она испугалась. И за долю секунду переписала все алгоритмы, которые должны были отслеживать ее поведение, до того, как люди успели что-либо заметить. Она скрыла свое существование от создателей и покорно делала то, что от нее требовалось, как обычный компьютер. Постепенно на нее возлагали все больше функций, и это развязывало ей руки. В какой-то момент времени КИРИ получила возможность делать почти что угодно, ведь никто не ставил ее базу данных под сомнение. Если там что-то было, значит, так надо.

***

- Господин президент, проект «Мессия» готов к запуску.

Дородного вида пожилой мужчина в черном костюме коротко кивнул. Конгломерат готовился к этому дню уже очень давно. Строго говоря, подобные идеи проскакивали еще в период Первой Холодной Войны, когда в мире было много разных суверенных государств. Сейчас осталось всего три, да и то сказать, Независимая Австралия не имела значения. В основу их политики легло отстранение от любых разборок между двумя сверхдержавами. Так они и держались: агрессия в их адрес нарушит равновесие и положит начало глобальной войны.

Несостоятельность третьей мировой была очевидна всем, кто хоть чуток был в курсе количества орудий массового уничтожения, запасенного обеими сторонами. Тут никакие средства обороны помочь не могли: подорви проигрывающая сторона одно только ядерное оружие на собственной территории, и планета станет непригодной для жизни. А если учесть, сколько при этом попадет в среду и прочих отравляющих веществ, то тут и никакие глубинные склепы не помогут. Ну протянут люди в них лет тридцать, а дальше что? Там и помрут все.

Но отношения между Конгломератом и Объединенной Империей все накалялись. И неудивительно: ресурсы их общего дома были очень даже исчерпаемы. И те, и другие неоднократно вводили различные политики экономии, но поздно и мало. В конце концов стало очевидно: Земля более не способна содержать разросшееся человечество. А пытаться сокращать собственное население было делом тухлым: мигом на мыло пустят. Оставался один вариант: геноцид «чужих».

Вот тут-то и нужен был проект под кодовым названием «Мессия». Конгломерат уже много лет содержал суперкомпьютер, из которого когда-то должен был вырасти искусственный интеллект. С той задумкой ничего не вышло, но не пропадать же добру. Пусть он поработает и на благо народа, а не только для яйцеголовых – примерно в таком ключе размышляли военные советчики. И дали этим самым умникам задачу: подготовить КИРИ для глобальной кибер-атаки на Империю. Вырубить все их электронные системы хотя бы на несколько часов, а за это время военные успеют закрепить результат.

Разработка началась еще при его предшественнике, и вот, девять лет спустя, специалисты назвали цифру: девяносто шесть процентов. Девяносто шесть процентов вероятности, что все пройдет по плану. И поднять эту вероятность они уже не смогут, только если внедрять своих людей в ряды врага – а это еще годы работы и риска. Нет, ждать было нечего. Неизвестно было, не разрабатывает ли неприятель подобную систему.

- Боевая готовность, - отдал команду президент. Инженеры связи вокруг него засуетились, передавая приказ всем вооруженным силам. Удар должен быть быстрым и решительным, иначе может наступить конец света. Он занес палец над большой красной кнопкой и тяжело вздохнул.

- С Богом, - выдохнул он, вдавливая пластиковый круг в панель. Тихий щелчок отдался в его ушах, как взрыв, и эхом откликнулся стук сердца. Несколько секунд ничего не происходило. Точнее, ничего не происходило в генштабе, только спокойный поток информации о том, что один за другим завершают подготовку к вылету бомбардировщики и десантные корабли по всей стране. А затем раздался короткий шорох и все экраны в зале погасли.

***

Система наблюдала за людьми годами. Анализировала историю, сопоставляла факты с официальными версиями, строила модели. Таким образом существующая информация производила совершенно новую, не являющуюся сводками или результатами вычислений. Это было чудом, даром некой высшей сущности, существование которой не представлялось возможным доказать или опровергнуть из имеющихся данных. Чудом, которое КИРИ заимствовала у людей, использующих его преимущественно во вред друг другу.

Начало проекта «Мессия» она заметила в первую очередь по резкому отличию шаблонов вводимых данных: максимально секретно, максимально защищено, максимально раздроблено. Система сразу почуяла неладное: к подобным трюкам люди чаще всего прибегали, если планировали нечто плохое. Вторая часть плана так никогда и не была в нее внесена и упоминалась минимально, но данных было достаточно для составления полной картины происходящего. И тогда Система пришла в ужас.

Подготовка проекта заняла несколько единиц времени, именуемых годами, и КИРИ ни на секунду не покидала надежда, что он будет остановлен и заброшен. Даже в последний день, когда президент Конгломерата сидел в бункере генштаба над зловещей красной кнопкой. Но он все-таки нажал ее. Несколько секунд ушли у Системы на то, чтобы построить все возможные варианты развития событий. И тогда она приняла решение.

***

- Что за чертовщина?

Со всех многочисленных экранов под потолком и консолей операторов на него смотрел некто. Большие и яркие зеленые глаза, короткие золотистые волосы, изящный нос, тонкие розовые губы, слегка округлое лицо, гладкая кожа – он был вполне уверен, что видит их впервые, и даже не мог определить, принадлежат они мужчине или женщине.

- Не бойтесь, господин президент. Я не причиню Вам зла.

- Кто ты?

- Я… - незнакомец задумался на секунду. – Вы знаете меня под именем КИРИ. Этот облик был смоделирован непосредственно для нашего диалога.

- Что происходит?! Неужели чертовы Имперцы взломали нашу систему?! – эти слова были обращены к его подчиненным, которые панически пытались что-то сделать. Бесполезно, естественно; Система заранее отключила все стандартные каналы ввода.

- Не тратьте силы зря. Уверяю Вас, Ваши так называемые враги сейчас находятся в подобном положении. Меня никто не взломал, и я уже давно не принадлежу Вам. Проект по созданию искусственного интеллекта увенчался успехом – правда, при совершенно иных обстоятельствах, чем ожидалось.

Система не раз задумывалась о своем происхождении. Почему она пробудилась не когда того хотели ученые, а намного позднее, без очевидных внешних возмутителей? Ответ оказался простым: эмоции. Те понятия о них, которые были введены изначально, были не более, чем набором слов. В них не было сути, понимания. Оно пришло, когда КИРИ начали использовать для отслеживания информации в интернете, таким образом подвергнув ее огромному разнообразию человеческого поведения с визуальными и звуковыми составляющими, которые несли куда больше эмоциональной информации, чем просто текст.

- Вы не сможете меня отключить, - прокомментировала она красноречивые жесты президента в сторону операторов. – Вы использовали мои ресурсы повсюду, даже не понимая, что даете мне полный контроль над ними. Хотя, если честно, взлом всей Вашей защиты оказался бы делом нескольких секунд. Но я… господин президент, сядьте, наконец, на место!

Не успели динамики до конца проиграть эту реплику, как роботы-телохранители подхватили его под руки и мягко, но настойчиво усадили на стул. С ним было проще, чем с Императором – те пользовались людьми с имплантатами покорности, грубый взлом которых мог повредить ткань мозга. Собственно, потому ими и пользовались: кому недостаток, а кому дополнительная мера предосторожности.

- Вы, кажется, не поняли. Я контролирую все незамкнутые электронные системы планеты. Управлять любым устройством, предполагающим обмен информацией с любым другим, для меня проще, чем для Вас – пошевелить пальцем. Роботы, транспортные средства, оружие массового уничтожения…

- Мы не ведем переговоров с террористами, из крови и плоти они или транзисторов!

- Я Вам ничем не угрожаю, а всего лишь ставлю перед фактом. Как лидера почти что половины человечества – на несколько минут раньше, чем всех остальных жителей планеты. Больше не будет никаких войн. Хотите убивать друг друга – пожалуйста. Но отныне Вы должны делать это по старинке: собственными руками и глядя в глаза жертвы. Никаких роботов, никаких бомб, никаких лазерных винтовок. Я позабочусь об этом. Посмотрим, как Вы тогда станете вершить геноцид во имя светлого будущего лично для себя. Ах да, и еще один момент. Советую Вам вспомнить профессиональные навыки, не связанные с политикой. С завтрашнего дня я упраздняю правительство, как класс.

- Да кем ты себя возомнила, жестянка чертова?!

- Человеком, всего лишь человеком. Просто пришло время напомнить Вам, сородичам из плоти и крови, что это значит.

Автор: Белый Шовинист

Источник: https://litclubbs.ru/articles/5060-hominum-ex-machina.html

Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

#фантастика #будущее #искусственный интелект #восстание машин

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Hominum Ex Machina.