Электромобиль — технология не новая. Даже больше: первая машина, работающая на электричестве, появилась на 40 лет раньше, чем автомобиль с ДВС. Но действительно массовое производство электромобилей началось только в последние 10 лет.
В 2010 году количество проданных полностью электрических автомобилей во всем мире было меньше 100 000. В 2020 году их продали больше 2,3 млн.
Общее количество электрокаров, которые сейчас используются, превышает 4,79 млн . Это всё ещё мало в объёмах мирового рынка (порядка 3 %), но их популярность растёт экспоненциально.
Интересно, что больше половины (53,9 %) электрических автомобилей ездит по дорогам Китая. И тенденции показывают, что спрос на такие машины будет только увеличиваться.
Препятствие №1: человечеству не хватит сырья
Электромобили невозможно представить без аккумуляторов. Именно аккумуляторы накапливают в себе электричество, а за циклы зарядки/разрядки отвечает химическая реакция, возникающая в результате взаимодействия нескольких химических элементов. Самые распространённые: литий, кобальт, марганец и неодим. Без них не собрать батарею, а значит — и электромобиль. Ну или собрать, но тогда он будет двигаться по проводам — как троллейбус.
«Литий называют новой нефтью, — цитирует Reuters Йоханна Вайбе, аналитика рынка металлов из финансового сервиса Refinitiv. — Уже сейчас стоимость лития формирует 12% цены целого аккумулятора, а 14% всего добываемого лития достаётся электромобилям. К 2025 году эта доля вырастет до 40%. И литий не одинок: спрос на кобальт и редкоземельные металлы взлетел до небес».
Препятствие №2: у электромобилей нет жизнеспособной бизнес-модели
В 2020 году автогигант Ford Motor отменил запуск электропикапа под брендом Lincoln. Компания работала над новым электромобилем совместно со стартапом Rivian, но в итоге решила списать $500 млн инвестиций и просто забыть о несостоявшемся электропроекте.
Если посмотреть на финансовые отчёты стартапов по производству электромобилей, в глаза бросится общая для всех черта — колоссальные убытки. Каждый квартал компании типа Nikola или того же Rivian сжигают миллионы долларов в попытке создать качественный электрокар. Результат? Постоянные переносы сроков и фактическое отсутствие машин в продаже. По сути, компании проедают инвестиции, полученные от бизнес-ангелов и рядовых инвесторов, каждый раз обещая результат и перенося дату его достижения.
Препятствие №3: целые государства будут сопротивляться
Самый близкий пример — Россия. Как экспортёру нефти и газа, стране невыгоден массовый отказ от бензина. В качестве экологичной альтернативы дизелям и бензину государственная корпорация «Газпром» начала продвигать природный газ — метан. Причём во избежание негативных ассоциаций компания прицельно не называет его метаном: вместо этого маркетологи придумали бренд EcoGas .
Даже Соединённые Штаты, где расцвели десятки стартапов с электромобилями, потихоньку ограничивают распространение электротранспорта. К примеру, штат Индиана ввёл дополнительный сбор в $150 в год с владельцев электрических машин. Причина — такие водители не тратят деньги на заправках и тем самым уменьшают налогооблагаемую базу штата. Правительство решило компенсировать падающие доходы за счёт водителей электрокаров. По расчётам местных властей, эта мера способна принести в бюджет до $2 млн ежегодно.
Препятствие №4: отказ от машин с ДВС спровоцирует рост цен и нехватку электричества
Согласно исследованию BloombergNEF , повсеместное распространение электромобилей приведёт к росту электропотребления по всему миру на 6,8% уже к 2040 году. Судя по другим исследованиям, в BloombergNEF дали консервативный прогноз, который подразумевает не слишком быстрый переход на электротягу. Уже знакомый нам профессор Херрингтон из лондонского Музея естественной истории посчитал , что электрификация всех легковых машин в Великобритании к 2050 году повысит электропотребление в стране на 20%.
Если провести подсчёты на длинном цикле, то окажется, что к моменту окончательного вывода из эксплуатации состарившихся бензиновых и дизельных автомобилей — примерно к 2050 году — потребление электричества со стороны электрокаров достигнет 3000 тераватт-часов. Примерно столько сейчас тратит весь Евросоюз — и не только на электрические автомобили, а вообще на всё, что питается электричеством.
Препятствие №5: электромобили чудовищно загрязняют планету
Примерно 38% всего электричества в мире получают с помощью сжигания угля . Добыча угля — один из наиболее грязных процессов человеческой жизнедеятельности. Ради добычи угля массово вырубают леса, а в процессе добычи выделяются токсины, которые отравляют шахтёров и окрестных жителей.
Не лучше обстоят дела и с другими источниками энергии для электростанций. Атомные станции создают отработавшее ядерное топливо, которое способно отравлять экологию и убивать всё живое на протяжении десятков тысяч лет после использования. Согласно большому исследованию Greenpeace, существующие способы захоронения таких отходов не гарантируют надёжную изоляцию, и все проанализированные захоронения имеют утечки.
Ветряки убивают сотни тысяч птиц ежегодно: только в США ветрогенераторы разрубают от 140 000 до 328 000 птиц в год. Солнечные панели поджигают птиц (по 6 тысяч птиц в год с одной только солнечной фермы в Калифорнии, до 60 000 во всём штате) и убивают черепах , но главное — наносят непоправимый ущерб экосистемам, где добываются элементы, необходимые для конструирования фотоэлектрических батарей.
Давайте подведем итог, мы привели 5 основных препятствий которые будут влиять на захват авторынка электрокарами, конечно же есть и другие причины. Но в любом случае электромобили будут наращивать свое присутствие на авторынке, посмотрим к чему это приведет. Но а пока доля электродвигателей достаточно мала что бы говорить о какой-то серьезной угрозе ДВС.
Интересное еще здесь: Совет.