"Руссо-Балт": восставший из бетона

На данный момент в мире сохранилось всего две машины этой марки. Одна находится в Москве в Политехническом музее - легковой K12/20; вторая - вариант пожарной машины D24/40HP. Именно его я увидел при посещении музея в Риге, сфотографировал и он нем расскажу подробнее.

"Руссо-Балт" - марка российского автомобиля производимого на Русско-Балтийском вагонном заводе, автомобильное отделение на котором открыли в 1908г.

Несмотря на то, что в Лифляндии начала XX века количество автомобилей росло очень быстро, и уступало только Петербургу с Москвой, на "госслужбу" машины поступали редко- в основном для грузоперевозок и в качестве таксомоторов. Чего уж говорить о пожарной охране, там частенько не торопятся с нововведениями.

В 1910 году на вооружение 2-й колонны муниципальной пожарной охраны города Рига поступает первый самодвижущийся паровой насос английского производства, стоимостью 13825 рублей - сумасшедшие деньги! Затем начали появляться и другие модели разного образца, производства и стоимости.

Но наш герой D24/40HP был создан благодаря инициативе Петровского добровольного пожарного общества (спасибо ДПО?) в 1913 году. Именно эти люди предложили сделать на базе уже создаваемых машин Руссо-Балт, версию для пожарных.

Результат был превосходный, при нагрузке с пожарным оборудованием (три лестницы, носилки, багры, брезенты, мешки с опилками, швабры, топор, лопаты, черпаки, "кошки", кирки, вёдра, факела, дыхательный аппарат, ящик с запчастями и т.д.) и командой в 10 человек автомобиль развивал скорость до 40 вёрст в час!

В 1914 году Руссо-Балт был мобилизован для Первой мировой войны, его переоборудовали для перевозки раненых. Затем случилась Гражданская война, появилось государство Латвия, но автомобиль пережил и эти смутные годы. Ему восстановили пожарную надстройку, сняли всю атрибутику и символику Российской Империи и вернули в строй до середины 20-х, пока не списали как устаревшего.

Но через 50 лет ОН вернулся, возродился из пепла (причём буквально, из груды металла и обломков) В 1976 году его нашли в заброшенном гараже частично залитым в бетон и разобранным. Машину восстановили энтузиасты Латвийского клуба античных автомобилей.

Об этом экземпляре даже написана целая книга Льва Шукурова "Погоня за Руссо-Балтом", (https://knigogid.ru/books/306341-pogonya-za-russo-baltom) в которой описывается как был найден и восстановлен редчайщий пожарный автомобиль. И уже в 1978 году D24/40HP был показан публике в Рижском музее пожарной техники.

Спасибо за внимание!

P.S. Все авторские фотографии сделаны на экспозиции Рижского мотормузея.

#ретро автомобили #пожарные машины #руссо-балт #пожарная охрана #мотормузей #интересные факты #музеи #музейные экспонаты #история автомобилей #история пожарной охраны

Интересное еще здесь: Совет.

"Руссо-Балт": восставший из бетона.