Во франции построены поезда, которые способны превышать скорость 500 километров в час. Если от Москвы до Санкт-Петербурга по железной дороге 650 километров. То из столицы в "столицу" можно добраться почти за 1 час. Французы доказали всему миру, что колёсные машины способны мчатся со скоростью пули ( скорость пули АК -700 км/ч, немного осталось). Эти поезда и называют поездами-пулями. Сегодня скоростные поезда составляют конкуренцию авиалайнерам, а по комфортности превосходят их.
Без современных поездов и железной дороги не возможно развитие экономики ни в одной стране.
Откуда же взялись эти железные дороги?
1 Родина железных дорог
В XVIII - XIX веках во многих западных странах полностью было ликвидировано крепостное право. Свободные крестьяне в поисках лучшей жизни стали уходить в города. В городах появились свободные руки. С развитием промышленного производства и увеличением добычи полезных ископаемых требовались приспособления, которые бы выполняли тяжёлую работу. Такими приспособлениями стали паровые машины, приводившие в работу станки на мануфактурах, откачивающие воду из рудников и прочее.
Поэтому не случайно паровая машина была выбрана двигателем для транспортного средства передвижения. А произошло это, конечно же, в самой развитой в те времена стране, имя которой Англия.
2 Аттракцион
Итак, идея использовать паровую машину в качестве двигателя транспортного средства, витала в воздухе. Эту идею и уловил англичанин, инженер. сын шахтёра Ричард Тревитик.
В 1801 году Ричард установил небольшой котёл на повозку, которую заставил двигаться. На этом можно было заработать деньги. Прокатиться на самодвижущей повозке желающих нашлось достаточно. Получился интересный аттракцион.
Такое самодвижущееся "чудо" смело можно назвать паровым автомобилем.
3 Паровой локомотив
Первый автомобиль Тревитика проработал не долго. Плохие дороги приводили к тряске механизма и детали машины рассыпались. Популярность аттракциона заставила Ричарда построить второй автомобиль. Но, ему пришлось серьёзно задуматься, как убрать тряску. Решение было принято следующее. По кругу были уложены чугунные пластины, на которые и был установлен "автомобиль". Так появились первые рельсы, а автомобиль превратился в локомотив.
Теперь можно было заняться усовершенствованием машины. А что, если паровоз будет не возить на себе груз, а тянуть!?
В 1804 году состоялось первое испытание паровоза. К нему прицепили пять фургонов, на которые загрузили 10 т железа, на фургоны сели 70 пассажиров, и паровоз со скоростью 5-8 км/ч протянул состав 10 миль.
4 И снова аттракцион
Паровоз был очень тяжёлым, весил 5т. Чугунные рельсы не выдерживали такой нагрузки, часто ломались под ним. Паровоз работал исправно, но использовать его по назначению было нельзя. Его сняли с рельс и в дальнейшем в нём грели воду.
На первом своём изобретении Ричард Тревитик не остановился. Изобретатель работал дальше. Но необходимо было найти средства для постройки своих машин. Спонсоры больше финансов не выделяли. Этими спонсорами являлись компании, заинтересованные в создании подобных средств передвижения. И выход был найден в создании ещё одного аттракциона.
Тревитик на площади Лондона устроил аттракцион "Поймай меня кто может". За забором по кругу были проложены чугунные рельсы, по которым и катал всех желающих Ричард Тревитик. Однако в скором времени рельс под паровозом лопнул, машина опрокинулась. Обошлось без жертв. Средств для поднятия паровоза не нашлось. Аттракцион был закрыт.
Этот аттракцион и стал первой железной дорогой!
А что же стало с изобретателем?
5 Судьба изобретателя
Как это бывает, интерес к изобретениям Тревитика со стороны производителей угас. Выход с чугунными рельсами найден не был.
Интересный факт. Тревитик и другие изобретатели уже после него считали, что сцепления колёс с чугунными рельсами будет не достаточно. Чугун, самый распространённый и дешёвый металл в то время, хорошо сглаживается и скользит. Поэтому применялись разные приспособления, которые должны были улучшить сцепление колеса с рельсами. Так паровоз Тревитика одними колёсами опирался на рельсы, а другая пара колёс имела насаженные заострённые стержни (нагели), которыми цеплялась за деревянные доски, проложенные вдоль пути. Далее эти приспособления совершенствовались. Вместо нагелей применялись зубчатые колёса, которые входили в зацепление с зубчатым рельсом, проложенным вдоль гладкого пути. И только в 1813 году ещё один английский изобретатель Блэкет после долгих наблюдений доказал, что сцепления колеса и рельса достаточно для движения локомотива.
Тревитик не мало построил паровых машин, завоевал большой авторитет, но умер в нищете. Был похоронен на кладбище для бедняков. Могила великого изобретателя утеряна.
Такова учесть Великих!
Уважаемый читатель! Эту историю я пересказал по своему. Возможно это и не так всё было. Я тогда ещё не жил. Но, спасибо за то, что вы читаете эти последние строки!!!