Алкозамки на автомобили в России: защита от пьяных водителей или шаг к роботизации человека?

Суть человеческой природы — в способности идти наперекор правилам во имя спасения, любви или открытий. Именно это отличает нас от машин. Но к чему эта философия? Сейчас всё станет ясно, а для начала разберемся, что такое алкозамок и как он работает.

Алкозамок (алкоблокиратор) — это специальное устройство, которое анализирует выдыхаемый воздух на содержание алкоголя. Если прибор фиксирует превышение допустимой нормы, он блокирует запуск двигателя автомобиля. Идея, на первый взгляд, проста и полезна.

Фото РоНаД

Принцип действия: сел за руль, подышал в тестер, и если алкоголь в пределах нормы — можно заводить машину и ехать. Как эта система будет реализована в России, обсудим позже, а пока посмотрим на зарубежный опыт.

Мировой опыт: как это работает у них

Во многих странах алкозамки уже активно внедряются. Например, в Финляндии право на использование такого устройства получают водители, пойманные за управлением в нетрезвом виде, но не лишённые водительских прав. Полиция может разрешить установку алкозамка ещё до суда. Устройство может быть установлено на один или несколько автомобилей, которыми управляет один человек. В Финляндии распространена практика аренды алкозамков.

Здесь возникает закономерный вопрос: а как быть с каршерингом или автомобилями родственников? Логично предположить, что устанавливать блокираторы придётся на все машины, к которым имеет доступ водитель. Но оставим это на усмотрение законодателей.

С 2024 года все новые автомобили в Евросоюзе в обязательном порядке оборудуются интерфейсом для подключения алкотестера (так называемым «иммобилайзером, чувствительным к алкоголю»). Саму установку алкозамка могут регулировать законы отдельных стран, но ЕС гарантирует унификацию интерфейса для легковых машин, грузовиков и автобусов, что должно снизить стоимость и упростить процесс.

Это означает, что производители, желающие сохранить доступ на европейский рынок, начнут выпускать автомобили с возможностью подключения алкоблокиратора.

Российская специфика: не как в Европе

В России эта система, скорее всего, будет работать иначе. С одной стороны, появится целая отрасль экономики: автосервисы, получившие лицензию на установку алкозамков.

Но, с другой стороны, возникнет не менее масштабный теневой рынок: услуги по отключению блокировки, установке потайных кнопок, дистанционному управлению блокираторами через сигнализацию и т.д.

Появятся IT-специалисты, которые будут «перепрошивать» бортовые компьютеры и сами алкозамки, чтобы временно нейтрализовать их при запуске, но оставлять работоспособными на случай проверки ГИБДД.

Будет развиваться и рынок оборудования для тестирования алкозамков, защиты от взлома, а затем и услуги хакеров по преодолению этой защиты. Получается своеобразный технологический цикл.

Если же говорить серьёзно, то, наверное, это хорошая инициатива, которая позволит сократить количество аварий, жертв и пострадавших на дорогах.

Приведу личный пример: я сам стал инвалидом из-за того, что пьяный директор одного телевизионного сайта выехал задом на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Это осталось в прошлом, но инвалидность — со мной навсегда. И при всём при этом я не до конца уверен, что подобные нововведения — это абсолютное благо.

Технологии против свободы: где грань?

В современных автомобилях уже реализовано множество систем безопасности:

  • Активное рулевое управление
  • Система контроля усталости водителя
  • Система предупреждения столкновений
  • Распознавание дорожной разметки
  • Антипробуксовочные системы и системы помощи при торможении
  • Адаптивный круиз-контроль
  • Автоматическая парковка
  • Полностью автономное движение без участия водителя

Возникает резонный вопрос: а зачем тогда вообще нужна личная машина? Чем она лучше метро? Автомобили постепенно превращаются в люксовые вагоны метро, лишённые духа свободы и управления.

Здесь вспоминается старый советский анекдот. Мужика принимают в партию и спрашивают:
- Вы курите?
- Да.
- А ради партии бросить сможете?
- Да, ради партии, конечно.
- Пьёте?
- Ну, как все, по праздникам.
- А ради партии бросить сможете?
- Ради партии могу.
- А сексом занимаетесь?
- С женой, исключительно с женой.
- А ради партии бросить сможете?
- Ну, если ради партии, то наверное смогу.
- Хорошо, ну а жизнь? Жизнь за партию отдать сможете?
Мужик подумал и говорит:
- Конечно смогу!!! А нафига мне такая жизнь!

Вот и я думаю: а зачем тогда мне такая машина?

Утрата драйва: от управляемого заноса к рельсам

Раньше не было модного слова «дрифт» — мы просто ездили в управляемом заносе, особенно зимой, благо дороги почти не чистили и не посыпали солью.

Сегодня такое возможно только на старых заднеприводных автомобилях вроде «шестёрок», «семёрок» и «копеек», на классических BMW без систем ABS, ESP и прочих электронных помощников. И то в основном на специальных трассах или где-нибудь в глубинке.

На современных серийных машинах вождение всё больше напоминает езду на поезде, а то и на трамвае — по заранее заданному, безопасному сценарию.

Я не против алкозамков как таковых. Пьяный за рулём — это потенциальный убийца. Но меня тревожит другая тенденция: нам всё меньше оставляют возможности принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свои поступки.

Чем в таком случае мы будем отличаться от роботов? И я снова возвращаюсь к началу: человек отличается от машины тем, что способен нарушать правила ради спасения, любви или новых открытий. Нарушая инструкции, он совершает прорывы и, по сути, живёт по-настоящему.

А что вы думаете по этому поводу? Давайте обсудим в комментариях.

С уважением, Политиковский Александр.