История о том как шведы слева направо ходили. Что такое день "н"? и как связаны римские легионеры и автомобили?

Для шведов, ожидавших когда стрелки часов уставятся на отметке 12:01, а на календаре отметят 3 сентября 1967 года, запрет на любое движение автомобильного транспорта до 04:50 утра воскресенья не стал неожиданностью. Все дело в том, что именно в этот день единственная страна континентальной Европы должна была перейти с левостороннего движения на правостороннее. Этот день получил название "Dagen H" (по шведски - Hogertrafikomlaggningen. Или в прямом переводе - правостороннее движение). И вчера этому событию исполнилось ровно 55 лет. Юбилей однако.

Почему это произошло? Как так вышло, что Швеция стала единственной страной Европы, где ездили еще по традициям заложенным римскими легионерами? Тут необходимо рассказать всю историю. Почему именно римляне? На самом деле документальных источников по какой из сторон ездили в древнем Египте, Греции или Риме не сохранилось. И это доподлинно неизвестно, хотя некоторые историки утверждают, что воины двигались по левой стороне. Тут объяснение простое. Большинство людей правши, а значит и меч как правило держат в правой руке. Если появился неприятель, то начинать схватку гораздо проще. Есть и другие свидетельства. Так на римской монете динарии было изображение двух всадников. Так вот разезжались они с левой стороны. И именно римские легионеры принесли в Англию и другие страны эту традицию.

Почему же тогда в Великобритании эта традиция осталась, а в Европе нет? Тут опять же свою роль сыграла политика. Император Наполеон придя к власти, перевел Францию на #правостороннее движение . До этого считалось что с правой стороны двигаются простолюдины, так было проще разгружать телеги с товаром, и там был тротуар. В то время как высокородные господа двигаются по левой стороне на упряжках. И страны союзники Наполеоновской Франции , а это Голландия, Швейцария, Германия, Польша и Испания, стали двигаться так же! Демократия. Союзники же английской короны напротив продолжали двигаться по левой стороне. Правда стран было не так уж и много. Это собственно Британия, Португалия и Австро-Венгрия.

Занимательная ситуация была в Австрии. Так в половине провинций ездили по левой стороне, а в половине по правой. Закончилось все в 30-х годах прошлого века. После аншлюса Австрии руководство Третьего рейха навело немецкий порядок и перевело все движение на привычную для европейцев сторону. Тоже самое произошло и в Чехии, там на правостороннее движение перешли в 1938. Что до Англии, то крупнейшая империя в мире распространяла свои порядки в своих колониях. И естественно почти пол мира двигалось по левой стороне дороги. Правда в той же Америке, после получения независимости, от этого отказались. А вот в Индии, Австралии и Новой Зеландии нет.

Обратите внимание: История Юного водителя.

Кстати в Российской империи еще во времена Петра Первого был издан указ обязывающий экипажи двигаться по правой стороне дороги.

Но вернемся к Швеции как же так получилось, что самой последней страной в континентальной Европе, которая перешла с левостороннего на правостороннее движение оказалась эта скандинавская страна?

Дело все в том, что XVII -XVIII веках по направлениям, привычных дорог в нашем понимании тогда не было, двигались так как заблагорассудится. Но вот последний король мужского пола из Пфальц-Цвейбрюкенской династии Карл XII(после того как он сбежал в Османскую империю правление перешло к его сестре, королеве Ульрике Элеоноре) решил навести порядок. И своим указом, практически одновременно с русским царем Петром, ввел именно правостороннее движение в стране. Ульрика Элеонора ничего менять не стала. А вот новый король Фредрик I, муж Ульрики Элеоноры, первый и единственный представитель династии Гессенов, он кстати и языка своей страны так и не выучил, решил все перевернуть с ног на голову. И издал указ, согласно которому все движение в королевстве вновь возвращалось на левую сторону. Не знаю почему, но ни взошедшие на престол после него короли, ни Риксдаг никаких попыток поменять движение не предпринимал. Что довольно странно, ведь даже шведские производители автомобилей выпускали машины с европейским расположением руля. Они ориентировались в основном на экспорт продукции в США и другие европейские страны, а там ездили как раз по правой стороне дороги.

Может быть все дело в том, что разветвленной сети автострад в самой Швеции почти не было. Сами #дороги были узкими, и обочина никак не помечена. Сидя по левую строну #водитель имел возможность контролировать движение и лучше видеть кювет.

Вопрос неоднократно поднимался депутатами Риксдага еще в 20-е годы прошлого века. Но поддержки не находил. Пока в 1955 не было решено провести #референдум среди жителей королевства. Странно, но законопослушные шведы сказали переходу на правостороннее движение решительное -нет. Но парламентарии решили не брать в расчет мнение граждан и уже в 1963 законодательно оформили переход на правостороннее движение. Все это было связано с тем, что 60-е годы экономика страны находилась на подъеме и самое главное началось активное строительство автострад с асфальтовым покрытием.

Конечно переход на правую сторону дороги стоил стране огромных средств. Ведь необходимо было заменить дорожные указатели, знаки и светофоры. Средства взяли из налогов. За перевод на правостороннее движение заплатили фактически сами автомобилисты. Сами машины переоборудования не требовали, руль то был на привычной нам, левой стороне. Однако фары головного света светили по "европейски", а значит было необходимо донести до владельцев сведения о том, что с оптики необходимо удалить специальные наклейки. Которые раньше слепили встречных водителей. А к середине 67-го в Швеции было более двух миллионов автомобилей.

Еще одной головной болью стал #общественный транспорт . Двери у которого располагались с другой стороны. Решили все просто. Города побогаче просто обновили #автопарк автобусов, а те, что были победнее, прорезали дополнительные двери.

Готовили к переходу на правостороннее движение и население. С 1 августа 1967 года была запущена массовая компания телевидению, радио и в бумажной прессе. Все товары маркировались большими буквами "Н". Самая популярна шведская группа The Telstars выпустила сингл «Hall dig till hoger, Svensson» (Что можно перевести как - Держись правее, Свенссон). В общем событие встретили во всеоружии. Переписали даже ПДД. Которые резко ограничили скоростной режим в городах и на трассах.

И вот в 04:50 утра воскресенья, 3 сентября 1967 года все #автомобили переехали на другую сторону дороги. Что бы избежать хаоса были задействованы все полицейские подразделения, военные и даже волонтеры.

Интересный факт, количество дорожно-транспортных происшествий при этом не увеличилось, а напротив начало резко снижаться. Ну тут стоит отметить и тот факт, что правительство взяло путь на повышение безопасности дорожного движения.

В общем 3 сентября хоть и не считается в Швеции праздничным днем, но все же дата для страны очень значимая. Ведь именно в этот день жители королевства отказались от еще одного пережитка прошлого.

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: История о том как шведы слева направо ходили. Что такое день "н"? и как связаны римские легионеры и автомобили?.